Хризантема

Наталья Адольфовна Дорофеева
Заслуженный артист России Титов Анатолий Григорьевич, его "Хризантема" и триколор.  2012г.               
               
Клуб любителей романса «Хризантема», первый в России, был создан при Центральном Доме Актера им. Яблочкиной (1) по инициативе потомственного актера Титова Анатолия Григорьевича. Случилось это в 1990 году, когда Дом Актера находился в здании на улице Горького (Тверской), а его директором, тоже потомственным, была Маргарита Александровна Эскина, сменившая на посту отца, который успешно руководил творческим коллективом ЦДА с 1937 по 1987 гг.

Титов Анатолий Григорьевич после окончания театрального училища им. Щепкина играл в театре «Ромэн», снимался в кино, но властелином его души всегда был Романс. Кровный отец Титова, Сергей Федорович Шишков, заслуженный артист РСФСР, старейший актер театра «Ромэн», стоял у истоков его создания. «Он знал большое количество песен и романсов, унаследовав их от своих родителей и знаменитой цыганской певицы Дарьи Алексеевны Мерхоленко, сызмальства воспитывавшей его. Чувство стиля и проникновение в жанр было у отца удивительным(2) - писал Титов.

Многие романсы Анатолий Григорьевич впервые услышал именно от своего отца, как например романс Якова Пригожего на стихи Гейне в переводе Вс. Крестовского «Дай же ручку» (3). Поэтому нисколько не удивительно, что Титов стал страстным поклонником и верным рыцарем Романса: собирателем, исполнителем, пропагандистом и …реаниматором. Да, жанр романса нуждался в реанимации!

В 20-е годы прошлого века начались запреты на романс, гонения на авторов и исполнителей, ноты безжалостно уничтожались. Однако романс выжил. Находились исполнители, которые выискивали уцелевшие ноты в архивах, библиотеках, букинистических магазинах, у случайных хранителей раритетов, а порой просто в мусоре. Найденные ценности они восстанавливали, систематизировали, оживляли и вводили в свой репертуар. Трепетное, тонкое, прочувствованное исполнение таким певцом неизвестного романса в зале позволяло даже при первом прослушивании понять, что это – шедевр. Достичь этого понимания при первом прослушивании очень трудно, но чрезвычайно важно для того, чтобы романс жил и имел своих ценителей. Поисками нот, восстановлением биографий авторов и исполнителей увлекались также исследователи и некоторые поклонники этого жанра, их находки неоценимы для сохранения прошлого и для обеспечения романсу будущего.

Но Анатолий Григорьевич занимался реанимацией и пропагандой романса так целенаправленно, энергично и таким широким фронтом, что выделялся из всей плеяды поклонников этого жанра. Перечень его конкретных дел по возрождению романса велик, назовем некоторые из них.

Телепередача «Роман с романсом» украшала канал «Московия» пять лет, начиная с 1995 года. На Пятом Открытом фестивале телевизионных программ в г. Ялте в 1997 году этот проект получил премию "Хрустальный глобус" и Диплом за лучшую музыкальную телепрограмму. Первый в России московский конкурс исполнителей романса «С любовью к романсу», организованный Титовым Анатолием Григорьевичем в 1993 году, ныне носит его имя. Романсовые фестивали и конкурсы (Всероссийский конкурс во Владимире, Международный конкурс имени Изабеллы Юрьевой в Таллине, "Белая акация" в республике Марий Эл и другие) приглашали признанного знатока романса на роль председателя или члена жюри и почетного исполнителя. В последние годы Анатолий Григорьевич являлся экспертом и участником телепередачи «Романтика романса» на канале «Культура».

Главным же детищем Титова стал клуб «Хризантема»! Он был необходим для возрождения романса, для объединения интересов и усилий исполнителей, исследователей, поклонников и даже потомков известных авторов и исполнителей.

Открытие Клуба любителей романса «Хризантема» состоялось 7 января 1991года. Легендарные исполнительницы романсов Изабелла Даниловна Юрьевна и Алла Николаевна Баянова присутствовали на этом торжестве, которое, как и сам романс, было камерным и душевным. Они благословили создание клуба «Хризантема», а «крестным отцом» Клуба стал Евгения Рубеновича Симонова.

Прозвучал редчайший романс «Ты помнишь ли, Мария?» на слова А. К. Толстого, обращенные к кузине поэта М. В. Волковой, урожденной княжне Львовой (1833—1907). Романс исполнила обаятельная, с манерами и речью прошлого века, Татьяна Лещенко-Сухомлина, добавив, что Анна Ильинична Толстая, внучка Льва Толстого, любила и изумительно исполняла этот романс. Ради таких моментов, когда исполнитель приближает из далекого прошлого имена авторов и лиц, вплетенных в романс, и создавался этот Клуб.

В дальнейшем художественным руководителем, ведущим, исполнителем и душой на вечерах-заседаниях Клуба в течение семнадцати лет был А.Г. Титов. Иногда он печалился, что вместе с первыми исполнителями романсов уходит истинная культура исполнения и дух романса. Анатолий Григорьевич всю душу вкладывал в то, чтобы молодые исполнители успели уловить этот дух, ощутить его.

Высокий, красивый, неизменно в белом костюме, с гитарой в руках, выходил Анатолий Григорьевич на сцену, зажигал свечи на журнальном столике на сцене, пламя освещало шаль, наброшенную на кресло, и он пел - так начиналось каждое заседание Клуба.

Атмосфера в Доме Актера всегда необыкновенная, а во время этих встреч особенно тонкая и трепетная, ибо в зале - истинные любители и ценители романса, а на сцене - опытные и молодые исполнители, а иногда и авторы новых романсов, почитающие за честь выступить на этой сцене в этом клубе. Самым ценным подарком для них был один из изданных Титовым сборников нот.

Анатолий Григорьевич страстно стремился к сохранению авторского замысла и духа романса, и вернее всего об этом могли рассказать ноты первого издания. Титов стал уникальным собирателем и хранителем старых нот, прижизненных изданий авторов. Собранная им коллекция нотного материала в потрясающем объеме (более 3.5 тысяч экземпляров!) требовала «выхода в люди», и начали появляться сборники нот редких романсов. Надо сказать, что путь от идеи издания до выпуска каждого сборника был тернист и труден. За период с 1993 по 1998г.г. в Москве были изданы семь сборников: «Эх, раз!.. Ще раз! Старинные цыганские песни и романсы», «Романсы 20-х годов. Б. Прозоровский, Б. Фомин», «Дворянский романс», «Романс-ответ. Сборник старинных романсов», «Былые напевы» (Романсы 20-х годов. Братья Покрасс, Ю. Хайт). Сборник «Что за хор певал у Яра» был подготовлен Титовым к знаменательной дате 850-летия Москвы. Сборник «Подруга семиструнная» состоит из двух частей: «Старинные русские романсы» и «Цыганские песни и романсы Н. Жемчужного».

Но ведь сборников всего семь, в каждом по пятнадцать – двадцать пять романсов, а в коллекции Анатолия Григорьевича их более 3.5 тысяч! И в какой-то момент родилась фантастически красивая идея: издать не очередной скромный сборник нот, а целую Антологию романса в трех томах, и оформить ее в цветовом «триколоре» российского флага: белый, синий, красный!

Первый, Белый том «Краткой Антологии городского-бытового романса», названный «Любовь оружию под стать» (по одноименному романсу Т.Камышевой на стихи Е.Аграновича), вышел в 2003 году. У благого бескорыстного дела при ярком горении лидера всегда находится возможность для его осуществления. Издание Белого тома было осуществлено за счет гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения области культуры и искусства. Мне так нравится эта идея «триколора», что, позвольте, я в дальнейшем буду называть тома не по порядковому номеру, а по цвету: Белый, Синий, Красный.

Вступительная статья к Белому тому написана Святославом Бэлзой. О составителе он пишет: «Анатолий Титов - подлинный рыцарь романса и отнюдь не скупой: своими сокровищами он щедро делится, расширяя наши представления о том жанре, которому воздали должное русские классики от Глинки до Свиридова, от Пушкина до Блока, а наряду с их высокими творениями прочное место занял в наших сердцах романс бытовой. Предлагаемый Первый том Антологии – это, по сути, «калитка» в «соловьиный сад» русского романса. И здесь Вас ждет немало «открытий чудных!»

Анатолий Григорьевич в этом же томе «Антологии…» обращается к читателю с такими словами:
«Слово «антология» (antologia) в переводе с древнегреческого означает не только сборник художественных произведений разных авторов, но и сборник цветов, цветник, различного рода композиции из прекрасных и щедрых даров природы.
А что, если по аналогии с древнегреческим определением, собрать букет из романсов, разбить цветник из музыкально-поэтических произведений? Мысль не новая, но интересная. Вот и я решил предложить Вашему вниманию редкие, малоизвестные и даже забытые ныне произведения музыкальной лирики конца XIX – начала XX столетий, периода наивысшего, на мой взгляд, расцвета романсовой культуры России. Культ романса был в то время повсеместным: от богатейших дворянских салонов до городских фабричных окраин, от гусарских посиделок до театральных подмостков, кафе-шантанов и ресторанов.
Об истоках и развитии жанра бытового романса мы поговорим в следующих томах. Этот сборник носит, скорее, обзорный, ознакомительный характер. Краткие исторические сведения, комментарии и рекомендации помогут Вам, я искренне надеюсь, в работе, как над сольными выступлениями, так и над программами музыкально-поэтических композиций»

В состав Белого тома вошли романсы: «Ах, васильки, васильки», «Дай же ручку», «Мертвая сосна», «В царстве старой дремы», «У меня не живут цветы», «Молитва за Россию» и другие, - всего 50 жемчужин. Романсы из этого тома «Антологии…»  зазвучали со сцены, их стали вводить в репертуар опытные исполнители и  молодые конкурсанты. Не побоюсь показаться нескромной, но я счастлива и горда тем, что имею этот Белый том с теплой дарственной надписью Анатолия Григорьевича, в которой есть и такие слова «С надеждой на будущее наше сотрудничество...» Сотрудничество в какой-то степени состоялось: об интереснейшей истории и судьбе романса «Дай же ручку» из Белого тома Антологии опубликована статья в журнале «Музыка и время» (№9 за 2010 год).

Анатолий Григорьевич Титов работал над вторым, Синим томом. Уже был произведен отбор романсов для каждой из трех его частей, но не все сопроводительные тексты написаны, когда так неожиданно нам пришлось прощаться. Это произошло в июле 2008 года. Сейчас «Клуб любителей романса «Хризантема» в память о создателе носит имя Анатолия Титова.

Когда уходит из жизни не творец-одиночка, а человек, вершащий большие дела, лидер, за которым стоит много людей, то, как правило, после того, как утихнет первая горечь, возникает вечный вопрос: «А кто продолжит?»   Вот и пришло время сказать о том, что все эти годы ближайшим другом, соратником, верной помощницей Титова была Светлана Каретная-Писаревская. Если сейчас исследователь, любитель романса отправится в РГАЛИ (4) за информацией, то почти на каждом листе просмотров архивного документа, касающегося авторов или исполнителей романса, он встретит эту фамилию. Она работала с документами, архивами, при подготовке заседаний Клуба была «правой рукой» Анатолия Григорьевича. Совершенно естественно, что Светлана продолжала работу над вторым томом «Антологии…», не прекращая ее даже в тот период, когда ухаживала за больным артистом попеременно с его женой Венерой. Она же организовывала очередное заседание Клуба Хризантема в новом сезоне. Но выйти на сцену в качестве ведущей, заменив Анатолия Григорьевича, было гораздо сложней, - психологически это казалось почти невозможным. Она смогла. Откуда столько сил в этой маленькой женщине?! И вот, при открытии первого в новом сезоне заседания Клуба «Хризантема» на сцену Дома Актера вместо высокого мужчины в белом вышла маленькая женщина в черном. И никому это не показалось нелогичным. Светлана зажгла свечи и предложила залу … послушать голос Анатолия Титова. По-прежнему, не нарушая традиции, каждое заседание Клуба начинается с романса в исполнении заслуженного артиста России Анатолия Титова.

К 2010 году работа над вторым томом Антологии была завершена. С помощью и при финансовой поддержке целой группы лиц и организаций (все они благодарственно отмечены в титульных листах книги), тираж вышел из печати. Обращение «От составителя» успел написать Анатолий Григорьевич, а вступительная статья, как и в Белом томе, с большой любовью и уважением написана Народным Артистом России Святославом Бэлзой.

Презентация Синего тома Антологии городского-бытового романса. «Между делом безделье» состоялась 20 мая 2011 года. Именно так назывался первый русский печатный песенник, изданный композитором Тепловым Григорием  Николаевичем в 1759 году. Анатолий Григорьевич обращается к читателям Синего тома такими словами:

«Дорогие друзья! Те из вас, кто прочитал первый том Краткой антологии городского-бытового романса «Любовь оружию под стать…» (М., 2003г.), где я собрал «букет» из пятидесяти музыкально-поэтических произведений с рассказами о каждом и представил все разнообразие и многогранность столь любимого в России жанра, захотят, на мой взгляд, продолжить знакомство со старинным русским романсом.
Перед нами второй том Краткой антологии городского-бытового романса «Между делом безделье». Он состоит из трех частей: романсов (от истоков - второй половины XVIII века и до середины XIX века), мелодекламаций, цыганских песен и романсов из репертуара цыганских хоров – с повествованиями о каждом произведения, основанными на документальных материалах.
До сих пор остается неясным вопрос о происхождении и развитии жанра. Ответы историков и музыковедов противоречивы. Одни уверяют, что романс начал свой путь из Испании в XVI веке, другие - что это искусственно созданная песня, третьи - что романс - плоть от плоти русской народной песни… Суждений много и, в большинстве своем, они достаточно авторитетны, но ясности это не прибавляет.
А что, если мы с вами, уважаемые почитатели русского старинного романса, попробуем разобраться в хитросплетениях различных мнений? Я, со своей стороны, представляю вашему вниманию только исторические факты и документы, а ваша задача - составить свой собственный взгляд на жанр.
Дорогие исполнители, наша с вами цель – возродить живое звучание романса того времени, сохранить и донести до слушателей его очарование. И еще, - первый том Краткой антологии начинался с романса-миниатюры и заканчивался миниатюрой. Я решил сохранить эту традицию и во втором томе. Успеха вам!»

Синий том вобрал в себя очень редкие, забытые, почти неизвестные русские романсы. В их числе гусарский «Совет» и тонко-эротичный «Пахитос» Василия Александровича Алябьева (автор знаменитого «Соловья»), глубоко-лиричные «Равнодушие» и «Прости на долгую разлуку» - от династии Титовых, мужской романс «прадедушки русского романса» Григория Николаевича Теплова «В час, когда я несказанну…», очень популярный на рубеже XVIII и XIX веков романс Ф. Дубянского на стихи И.И. Дмитриева «Стонет сизый голубочек» и много других жемчужин. В «цыганском» разделе приведены романсы и цыганские песни из «золотого фонда» репертуаров цыганских хоров, а также русские романсы, посвященные цыганам и цыганскому искусству.
 
О мелодекламациях хочется сказать особо. Об истории этого редкого жанра (художественная декламация стихов или прозы с использованием музыки), испытавшего взлеты и падения, интересно, со знанием дела и с любовью рассказано Синем томе Антологии, в том числе о нынешнем периоде. «В наше время жанр мелодекламации возродил Народный артист России Игорь Борисович Дмитриев, благодаря своим знаниям, природному дарованию, пластике и особому чувству музыки и слова. В 2000-м году в Доме Актера на вечере Клуба «Хризантема» он представил свою новую программу «Блистательный Петербург» на стихи поэта Серебряного века Николая Агнивцева»

На первый взгляд это так просто - читать стихи под музыкальное сопровождение. Но для полноценного восприятия слушателем произведения жанра мелодекламации от исполнителя требуется такая гармония слова, жеста, ритма, что это искусство подвластно лишь музыканту-профессионалу высочайшего уровня. В разделе «Мелодекламации» представлены пять произведений: «Старинные часы» В.Рапацкого, «Статуя», Летняя ночь», «Как хороши, как свежи были розы» (музыка А.Аренского на стихи в прозе И.Тургенева).Потрясает «Умирающий лебедь» (музыка Е.Вильшбушевича, слова К.Бальмонта). Дом в Шуе на Малой Соборной, в котором жили Бальмонты, стоит на высоком берегу реки Тезы. Слева - красивейший Воскресенский собор, справа – старинный парк с разрушенными сейчас строениями. Из сада при доме и из парка открывается вид на широкую, необъятную пойму реки. Весной это - сплошное половодье, летом – множество озер, которые и сейчас заселяются водоплавающими птицами. Красота величественная, необыкновенная! Вероятно, именно здесь довелось Бальмонту в детском возрасте стать свидетелем лебединой трагедии, потрясшей будущего поэта, и тема эта нашла отражение не в одном его стихотворении.

Любой романс имеет свою прелесть и свою тайну. В Антологии каждый романс сопровождается драгоценными сведениями об его создателях. Кропотливо собранные по крупицам в архивах, у коллекционеров, у потомков, - как они помогают раскрыть прелесть и приоткрыть тайну романса! Своя тайна есть и у составителя. Глубоко продуманно собран Синий том. Одни названия первых романсов нам столько говорят! - «Я тебя, мой свет, теряю», «Прежестокая судьбина разлучает нас с тобой», «В коленях у Венеры», «Без друга и без милой». Когда вы вспомните, при каких обстоятельствах обсуждалось его содержание, вам многое станет понятным.

Открывает том романс-миниатюра «Я тебя, мой свет, теряю» (автор слов неизвестен, муз. О.Козловского):

«Я тебя, мой свет теряю.
Ах! Возможно ль то снести.
Я еще теперь не знаю,
Как сказать тебе прости»

Оба тома Антологии, и Белый, и Синий, кроме нот и стихов, содержат редчайшие архивные данные о старинном романсе, о первых авторах и исполнителях, уникальные фотографии первой публикации. Оба тома начинаются и заканчиваются романсом-миниатюрой, который особенно любил Анатолий Титов.

Для исполнения миниатюры требуется большое мастерство, полное погружение в романс и необыкновенная самоотдача. Всем этим обладал Анатолий Григорьевич Титов. Анатолий Григорьевич пел так, как может петь человек, в котором соединились душа цыгана, талант артиста и внутренняя культура человека: сдержанно, без надрыва, как бы утаивая, а не выплескивая, чувства и страсть.

Однажды мне довелось слышать  его не со сцены, а в особой обстановке. Это был наш общий визит к Ильинскому Алексею Михайловичу, автору книги «Цыгане. Три столетия в России». Его отец, Ильинский Михаил Алексеевич, так же как и отец Анатолия Григорьевича, был в числе первых актеров театра «Ромэн», в 30-е годы они оба играли в труппе. Это была удивительная встреча! Они разговаривали на смеси русского и цыганского, вспоминали, восклицали, умолкали и снова говорили. Настал момент, когда Анатолий Григорьевич взял свою гитару… Он пел, а нам казалось, будто вокруг расположился цыганский табор, слышался треск костра, фырчанье лошадей и даже ветерок подул и дымом запахло. Алексей Михайлович, ветеран войны, орденоносец, уронил голову на руки, чтоб не видели мы его слез.

«О, если б мне была дана судьба
счастливейшая в жизни-
жить для красавиц и вина,
а жизнь пожертвовать Отчизне!»

(Романс-миниатюра «Желание» (Сл.В.Мазуркевича, муз. Ю.Рика),
Краткая Антология городского-бытового романса», «Любовь оружию под стать», томI, М. 2003)

Благодарность обладателей каждого тома Антологии, осознающих ценность этого клада, а также творческая радость и труд исполнителей, которые вводят в свой репертуар эти неизвестные романсы («труд» - потому что неизвестный романс не всегда легок и доступен для слушателя), - это дань памяти Рыцарю романса Титову Анатолию Григорьевичу.

Сссылки:
1-в дальнейшем - ЦДА или Дом Актера;
2-Краткая Антология городского - бытового романса,
 том I «Любовь оружию под стать», М.,2003;
3- журнал «Музыка и время», №9, 2010 год,  «Дай же ручку»;
4- Российский Государственный Архив Литературы и Искусства