ЗАРИСОВКИ С НАТУРЫ
(короткие рассказы)
Настя решает задачу.
Моя внучка учится в начальной школе. Учится в принципе не плохо. При желании и задачи решает не плохо. Но бывают е в жизни моменты, когда задачу надо решить быстро и малой кровью. Ну, к примеру, там фильм начинается, или подруга ждёт.
- Дед, помоги пожалуйста задачу решить.
- Ну, давай. Что там у тебя не получается. Читай. Читает. В общем одна бригада, ударная, стахановцы каждый второй – заасфальтируют 15 километров дороги за 30 дней. А вторая бригада, посачковитей наверно маленько – заасфальтирует те же 15 километров за 60 дней. И дотошный начальник хотел бы знать – за сколько же они вместе провернут эту шабашку.
Настя вопросительно выжидает.
- Ну и как ты думаешь? – спрашиваю.
- Я думаю надо 60 разделить на 30? - Тут уже призадумываюсь я. Не сложноават- ли путь решения, наверно он куда ни будь да выведет?
- Ну, и что мы получим? - Настя радостно сообщает, что мы получим – два. Я в замешательстве ….
- Ну, и дальше? - Насте кажется, по моему задумчивому виду, что она на правильном пути. И она радостно продолжает, - Дальше надо 15 умножить на 2, - в глазах вопрос и разочарование. Лицо у меня каменное, с элементом кислого.
- Что, неправильно? - Я тяжело вздыхаю. Начинаю пояснять, наверно нудно и долго. Как первая бригада сегодня сделала кусочек, завтра ещё и так далее - до последнего, пока всё не заасфальтировала. Рисую эту злополучную дорогу, начинаю её по кусочкам мостить. Не понимает.
Ну вот наш Цыган (это наша собака) если б ел 15-ти метровую колбасу и съел её за 3 дня? Что мы можем узнать и как?
- Ну… - Настя смотрит на меня нетерпеливо и непонимающе, - Задачу надо решить, и желательно побыстрее! А дед что то, про Цыгана.
- Дед, а может попробовать сложить 30 и 2? -Я смотрю на неё молча. Она на меня..
- Тогда может 60 прибавить два? Или 15.
- Ну? И что мы с этого будем иметь? Что дальше?
- Не знаю, - честно признаётся она. Лицо её задумчиво и печально. Но вдруг оно светлеет, и она радостно вспыхивает,
- А-а-а! Я поняла, поняла. Надо разделить!
- Во! Разделить! Ну и что на что надо разделить?
- Надо 60 разделить на 15, - и смотрит вопросительно.
- Ну и что будет?
- Будет четыре.
- Чего четыре?
- Ну четыре…..
- Апельсина, - говорю я безнадёжно. Она кидает на меня виноватый взгляд, и мы погружаемся в молчание. Она исчерпала весь запас вариантов, а я весь свой небогатый запас педагога.
Если это сравнить с продвижением по тернистому пути в гору – то мы устало присели на обочину и переводим дыхание. Но идти, то надо? И я с трудом собрав остаток сил встаю на ноги, и двигаюсь в гору.
- Насть, мы можем узнать, по сколько же делала каждая бригада в день? Если 15 кило-метров они делали 30 и 60 дней соответственно.
- Можем, - говорит она, с полным отсутствием какой либо уверенности.
- Ну и как ?
- Надо разделить,- говорит она отчуждённо, и в голосе её звучит безнадёжность.
- Что на что?
- 60 на 15. Будет 4.-Всё, я падаю в пыль на этой треклятой дороге. А она усаживается рядом не меньше усталая.
- Насть, - сдаюсь я, - может нам дорогу поделить на дни.
- Дорога сколько?
- 15 километров.
- А дней? -Настя смотрит на меня как на неразумного ребёнка.
- Дед? 15 же не делится на 30!
- А если 15 километров перевести в метры это сколько будет?
- !???
Через 10 минут задача решена и тетрадь захлопнута.
Позднее, она меня правда уверяла, что если б там сразу было всё в метрах, она бы сразу решила эту задачу, одним указательным пальцем левой ноги. Может, и врала, а может, и нет.