Аналогия

Юрий Юровский
           Когда долго имеешь дело с морем, начинаешь относиться к нему как к живому существу. Каждое море имеет свой нрав, свои повадки, к которым хочешь не хочешь, надо приспосабливаться, не забывая, что существо оно дикое, не приручаемое, как кот манул, с виду такой пушистенький и безобидный. Но в бархатных лапах манула прячутся острейшие когти, в пасти - не менее острые зубы. В любой момент это оружие может быть пущено в дело. Так же в книгах отмечается, что кот не приручается ни при каких обстоятельствах.

          Аналогия прямо-таки напрашивается. В штиль море вполне сравнимо с сытым котом-манулом, лениво облизывает пляж, как кот свою лапу. В шторм - это разъяренный зверь, беснующийся в клетке берегов. Зверь опасный в любом состоянии - и в сытом, и в голодном. Совать голову в его пасть не рекомендуется. Инструктор мой по водолазному делу, помнится, говорил так:

   - То, что я вам рассказал сейчас по технике безопасности, выполнять надо безусловно. Однако, никакая инструкция не может предусмотреть всё. О нештатных ситуациях вам могли бы рассказать те ребята, которые погибли в море. О том, что они не учли, и как им было плохо. Поэтому, соблюдая инструкции, не уповайте на них полностью. Уходя в море, каждый раз думайте, как вернуться обратно. Думайте сами, никто за вас это не сделает.

           Правильные слова говорил инструктор. Я и сейчас готов подписаться под каждым из них. Только думай, не думай, а предвидеть, что вытворит манул, то бишь. море, в следующий момент невозможно. Сотрудники зоопарков, где содержатся манулы.
установили для себя одно правило: держись от него подальше. Мне оно не подходит. Мне нужно влезть в клетку и определиться с этим катаускасом по всем пунктам. Работа такая.

          Затопленные, полузатопленные морем пещеры и гроты у мыса Айя в Крыму были самым интересным объектом изучения в тот сезон (1984). В глубине этих карстовых полостей  располагались многочисленные обводненные трещины и родники с кристально чистой пресной водой. Водичка без всякой пользы уходила в море, в то время как в Севастополе ее катастрофически не хватало Предстояло с этим делом разобраться, закартировать каждый источник, каждую трещину, отобрать пробы, определить кучу параметров на месте. Если проще, то объем работ был, как говорится, выше крыши.

           Загруженный приборами и аквалангами катер подошел к пещерам в полный штиль. Иначе как с катера к ним подобраться невозможно, ибо расположены они у подножья вертикального обрыва - клифа, высотой метров шестьсот. Настроение боевое, погода лучше некуда, тут бы и поработать. Так нет же, в горячке забыли на базе водонепроницаемый бокс с кинокамерой для подводных съемок и рулетки. Гнать обратно перегруженный катер страсть как не хотелось, уж больно медленно он перегруженный идет. Значит надо разгружать имущество.

         Вопрос, куда, не стоял - неподалеку от самой крупной пещеры из-под воды торчала скала Парус. Небольшая, метра на полтора, возвышающаяся над уровнем моря, с удобной площадкой. Перетащили мы на эту площадку все наши бебихи и катер пошел обратно. Я остался на скале один и, чтобы не терять времени даром, занялся подготовкой к спускам. Первым делом надо было распутать довольно длинный трос и закрепить на нем датчики. Площадка для этой работы была мала, поэтому бухту пришлось положить на колени, а готовые витки с датчиками вешать на шею. Минут через двадцать с моря послышался стук дизеля и в полумиле от робинзоньей скалы прошла подводная лодка курсом на Балаклаву. Я мельком на нее взглянул, подумав, что ребятам на ней сейчас хорошо, отплавали свое и идут домой. Ишь, торопятся, аж бурунчик за кормой.

          Черт бы побрал их спешку. Мне и в голову не пришло, что при такой скорости лодка разводит приличную волну. В море она почти не видна, зато, подходя к определенному типу берега, вроде моего, превращается в маленькое цунами. Трехметровый вал захлестнул Парус, смыв к едреней фене все наше барахло и меня вместе с ним. Опутанный тросом, я немедленно погрузился на дно, как кокон шелкопряда в коробочку. Глубина "коробочки" была не слишком большая, но вполне достаточная, чтобы утопнуть. Манул неожиданно показал свои когти.

          Стало быть, настала пора срочно уносить ноги из клетки. Голова стала соображать удивительно быстро. Одна рука у меня свободна, всплыву запросто. А дальше что? С одной рукой на скалу не влезешь, и будешь болтаться, как некое вещество в проруби. Огляделся. Метрах в двух от меня на дне лежал акваланг. Добрался до него, крутнул вентиль и сунул загубник в рот. Вот теперь можно и не спешить.

        Когда катер вернулся, большая часть имущества уже была поднята на площадку Паруса. Остались сущие пустяки. Однако, часть приборов все-таки пострадала. Надо же, как все сошлось! Сначала наше разгильдяйство при погрузке, потом эта дурацкая лодка, ну все наперекосяк. День пошел насмарку, а на следующий заштормила. Лезть в пещеру, когда в нее с гулом входит волна, а потом из ее глотки с шипением вырывается фонтан пены, чистое безумие. Но бес-искуситель нашептывает: "Там же глубина десять метров, у дна волнение не так ощущается. Рискуй. После арктических и дальневосточных морей тебя ничем не удивишь".

          Рискнул. Оказалось, удивлять было чем. Знал бы, что там творится, ни за что бы не полез. Обратный поток из пещеры был не менее силен, чем входящая волна. Закрутил он меня как щепку, сорвал маску, перевернул вниз головой и вышвырнул вон. Выплюнула меня  пещера, как выплевывает солдат ненароком попавшую в рот муху. Хорошо еще не треснулся головой об острые выступы скал у входа, тогда б уж точно кранты.

           Забрался я в катер, отдышался, посмотрел на ребят, уже готовых идти под воду и объявил им о результатах разведки:

   - Видимость у дна почти ноль. Но не это главное. Главное - обратный поток. Кроме того, дураков надо учить. А я, дурак в квадрате, потому как второй раз за эту неделю едва не стал покойником. Поэтому, у вас появился редкий шанс услышать о нештатных ситуациях. Как уверял меня мой инструктор, покойники о них не рассказывают. Молчаливые они какие-то. Посему, дробь всем спускам. Заводите мотор и пошли на базу.

           Вечером я им действительно все рассказал. Жаль только, не упомянул про кота манула. Я и сам тогда о нем ничего не знал. А знать надо было бы. По-моему, перед тем, как проходить курс техники безопасности при подводных работах, неплохо сначала обратиться к зоологии. Там, в описании кошачьих, наверняка есть сведения про этого кота, про его повадки, то есть сведения весьма полезные для будущего подводника.

        Прокомментировать, что как и манул, каждое море таит в себе угрозу. Черное тоже не исключение. Входя в него, как в клетку манула, следует (ой, как правильно говорил мой инструктор) думать о том, как вернуться назад. Если вы любите рассказывать, рассказывайте, пока живы. Что, собственно, я и делаю. Хотя с маленькой, но существенной оговоркой: в играх в кошки-мышки с манулом мне удивительно везло.