Знамя Победы

Александр Черенков
Анатолию Павловичу Морозову  (1911-2005) посвящается.

_____________________________________________________


Так сложилось в жизни, что по работе мне довелось быть знакомым и общаться со многими фотокорреспондентами времен войны: А. Альперт, Д. Бальтерманц, М. Баташов,  Г. Зельма, А. Морозов, М. Редькин, А. Становов, В. Тёмин, Е. Халдей, М. Харлампиев.

С некоторыми из них довелось и работать.
 
С Анатолием Павловичем Морозовым мы вместе с десяток лет работали в семидесятых годах  прошлого века в журнале «Советское военное обозрение» (Soviet military review), выходившем на пяти языках (английский, французский, испанский, португальский, арабский).

Анатолий Павлович был тем самым знаменитым фотографом, который прошёл пять фронтов Великой Отечественной войны и снял множество известных фотографий, обошедших в изданиях прессы и книгах весь мир.

«С лейкой и блокнотом» этот замечательный человек во время войны работал в «Красном воине». Он  хорошо помнил ход войны, различные военные операции, военную технику и т.п. Интересно было наблюдать, как они с моим шефом и замечательным художником Олегом Антоновичем Кулишом, который тоже прошёл всю войну, часто спорили по поводу того или иного известного эпизода, а то и  фотоснимка Великой Отечественной войны в  авторстве самого Морозова или кого-нибудь из его коллег.

Снимки военных лет регулярно печатались в нашем журнале по разным поводам. Публиковались и победные снимки многих военных фотографов. Конечно, между ними существовала конкуренция, но я опущу её для «ясности».

- Ну, а Ваше знамя Победы? – поинтересовался я у Анатолия Павловича.

- Моё знамя – сплошное везение.  Вообще-то, как известно, водружение флага над рейхстагом состоялось 30 апреля, почти в 10 часов  по московскому времени, но это водружение не снял никто. Причина была проста: темно было. Мы же все свои фронтовые снимки делали в дневное время, из-за того, что наша фототехника требовала  светового дня.

Уже потом вся наша «компания фотографов» каждый для своего издания:Е. Халдей, М. Рюмин, И. Шагин, В. Тёмин, М. Редькин и я в том числе  отработали подобный победный кадр. В разное время дня,  в разных углах рейхстага.  Естественно наши снимки получились весьма разными.

Что до меня, то я снимал само знамя Победы над куполом рейхстага. Все эти события происходили уже 10 мая 1945 года.

Так случилось, что я был 2 мая на командном пункте Третьей ударной армии, метрах в 300 от рейхстага и ждал, когда можно будет к нему приблизиться. Рейхстаг уже капитулировал, но вокруг шли бои и стреляли со всех сторон.И вот рано утром  где перебежками, где по-пластунски, а в общем толком не помню, я как-то преодолел это расстояние. В подвале рейхстага, где лежали вповалку и спали чумазые герои, я отыскал командира батальона Неустроева и, представившись, спросил у него:
 
- Кто 30 апреля водрузил знамя?

- Михаил Егоров и Мелитон Кантария.

- Давайте их сюда.

- Сейчас разбудим, - сказал комбат.

И мы полезли на крышу рейхстага снова водружать знамя.

Нас сопровождали те же автоматчики, которые прикрывали знаменосцев в бою. Хотя с первого водружения, когда рейхстаг капитулировал, прошло уже порядочно времени, в лабиринтах парламента время от времени ещё вспыхивали перестрелки. Уничтожали недобитых, затаившихся СС. Вот и крыша с остовом купола.  С нами была и кинохроника, она снимала для истории каждый наш шаг.  Берлин предстал перед нами в развалинах и руинах.  Ребята полезли по железу на самый верх. Пока я искал ракурс и делал разные дубли, вокруг посвистывали пули. Мелитон Кантария меня поторапливал:

- Товарищ, старший лейтенант, давай снимай скорее, дарагой! Война кончилась, слушай, а тут подстрелят ещё. Очень обидна будет!

Егоров в свою очередь:

- Поспеши, товарищ старший лейтенант, а то убьют – вот незадача случится!

Когда съёмка закончилась, и мы спустились вниз, Мелитон подарил мне часы. Я начал отказываться, а он мне показывает на своей руке ещё штук пять-шесть. Я, было, подумал, что это мародёрство. Однако оказалось, что когда пробивались к рейхстагу, наткнулись на склад часов, которые фашисты приготовили в своё время давать немецким солдатам за взятие Москвы. С тех пор хожу с этими часами.
 
И показывает мне эти часы….

Теперь, конечно, можно толковать (как это делают некоторые «правдоискатели») о том, что это постановочный кадр, и настоящих боёв уже не было (вроде это была почти «туристическая прогулка» по рейхстагу), но скажу вам со слов Анатолия Павловича: «В Берлине еще вовсю стреляли и не все очаги сопротивления войск СС были подавлены».
 
Надо справедливости ради отметить, что к этому времени на каждом углу и крыле рейхстага висело по нескольку знамён Победы (нескольким отрядам разведчиков были розданы знамёна с номерами полков, которые брали штурмом рейхстаг. Между этими группами состоялось настоящее «соревнование» в водружении знамени), но главное, завершающее Знамя, которое было бы  наглядной изобразительной точкой ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ, было на куполе.
 

*********************
Одно из победных знамён. Фото А.П. Морозова, 2 мая 1945 года.