Отпечатки голых ступней

Алексей Хорольский
   Вошёл Костенко, когда я в редкие свободные минуты приводил закреплённую за мной рабочую территорию в порядок.
   - Лёха, мы будем с тобой когда-нибудь короткометражное кино снимать?!.
   - Художественное или документальное?
   - Хронику. С элементами авторской трактовки. О не соизмеримой ни с чем широте повседневной человеческой тупости.
   О, как загнул!
   - Без камеры?! Даже в складчину покупать - для меня, честно признаюсь, пока дороговато. И не сказать, что какая-то ненасытная жаба душит, просто, ещё не по карману. Но если вдруг так, при случае арендуешь где-нибудь подержанную видеокамеру, я стану первым твоим соратником в съёмке весёлых, содержательных сюжетов. А пока не мешало хотя бы один полный календарный круг поработать только на свой худой карман.
   Мы и представить не могли, что в скором времени магазинные полки будут ломиться от доступной цифровой техники.
   - А что? Опять доводят до провокационного ступора любимчики-стажёры?
   - Ещё хуже... Клиенты! Вчера один из них на полном серьёзе у меня спрашивает: "У вас есть в наличии шаровые, бывшие в употреблении, но ещё в хорошем состоянии? Может, поставим?!."
   - Интерес экономии. По мне - вполне естественно!
   - Хорошо, я поставлю ему б\у, а завтра он попадает в серьёзное ДТП! КаковО?!
   - Разгромный счёт не в твою пользу! Что-то вроде добровольной утренней пробежки по минному полю, имея на день ворох ещё не решённых дел!..
   - И я о том же! Представь, что ты в аптеке покупаешь презервативы, а фармацевт тебе говорит: "Новых в продаже нет, есть только б\у!.." И для убедительности протягивает тебе такой со словами: "...он хорошо отреставрирован и готов к повторному употреблению!" И как тебе такая картина?
   - Хоть не совсем корректное сравнение, вышло более чем убедительно. Чем не эпизод завязки для будущего остросюжетного фильма?!.
   В дверном проёме показался Сашка, стажёр по профильному прозвищу Тормоз. Андрей ему:
   - Ты все колодки заменил? Пошли прокачивать?
   - Погоди! Что-то я там трохи задохнулся! Нужно малость отдышаться. У вас тут воздух, как в престижном пансионате... Я в потребительском контексте поглотаю минут пять?.. Можно даже без лечебной пыли! Что-то меня покачивает, как токсикомана со стажем!..
   Андрей задержал взгляд на покрасневших глазах своего стажёра.
   - Похоже, у нашего клиента самая едкая тормозуха! Какого цвета? Красная?
   - Почти багровая! А я думал, что это я один такой слабый на восприятие!
   - Нет, мы, кажется, оба попали! БСКа! Есть ли такая у нас на складе?!. Её давно уже не используют. И категорически нельзя смешивать с популярной сегодня "Росой" - выпадает в осадок, забивает всю тормозную систему! Перекури пока.
   - Бросил! Хотите, лучше расскажу сюжет из жизни для вашего потенциального фильма?!
   - Давай! - Мы с Андрюхой уселись поудобней.
   - Сюжет короткий, но можно растянуть дополнительными событиями. И так, я в прошлом году познакомился с обалденно красивой девчонкой и мы всю зиму катались с ней поздними вечерами на отцовской "шестёрке". Частенько зависали в гараже. Родители не были в курсе моих полуночных забав: сам я ничего не рассказывал, а на руках имел второй комплект ключей и от гаража и от машины.
   Но вот наступила весна и пришло время родителям ехать на дачу. В благоприятное погожее утро отец выгоняет машину из гаража. Представьте: природа наполнена живительным ароматом, птички поют. Покидают чёрствые раковины ранимые человеческие сердца...
   Благоприятное, пока на пассажирское сидение не села моя мама!.. На ветровом стекле машины на уровне глаз в бликах солнца - вызывающе переливались отчётливые, как на дактилоскопии, отпечатки голых женских ступней! С изящными пальчиками... и т.д. и т.п. Причём, в любом на вкус ракурсе!.. Открытое палево для отца! Я даже не мог подумать о такой подставе. Как мать орала!..
   Озвучив в сердцах сразу весь поток прорвавшихся эмоций, она почти полмесяца потом с ним, практически, не разговаривала.
   - А ты что ж?
   - А что я?!. Меня никто не спрашивал... Отец не отпирался. Может, что и было. Зачем мне ещё лезть под горячую руку?.. Само собой как-то со временем всё утряслось. Жаль только, что после этого она надёжно спрятала документы на машину! И зарубила на корню романтику моего уютного полуночного гнёздышка! Как-то вот так.
   - Да-а!.. Пожалуй, не густо! - Растянули мы с Андрюхой.
   - Ну что было!..
   - Лёха! - Раздался откуда-то извне голос Петрова. Вскоре с некоей хитринкой в глазах показался сам хозяин голоса:
   - А-а, вот вы где! Там у ворот "четвёрка" стоит - клиент просил перед регулировкой обкатать под нагрузкой в естественных условиях! Чур, я буду нагрузкой! Ну что, по коням?!.
   - Я с вами! - Поднялся Костенко. - Санёк, тебе - ответственное поручение: ещё раз проверить всю нашу работу. Зачисти всё перед прокачкой! Минут через двадцать - будем.
   Что-то знакомое прозвучало в голосе Петрова... Ах да, это - легендарная чапаевская фраза "По коням!" Её часто любил повторять отчим моего друга детства Лёшки Угримова. Только он произносил её на другой манер, растягивая под некую свою мелодию: "По-ко-о-ням!" Почти как Чапаев, только без надрыва голосовых. Произносил чаще всех фраз и даже отдельно употребляемых слов. Интонацией произношения в корне меняя заложенный во фразу смысл в прямой зависимости от внешней ситуации.
   Через несколько лет к моему языку подобным образом привязалось слово "наверное", которым я вскоре ловко вытеснил из своего повседневного лексикона теперь уже лишние новомодному сленгу изношенные слова. Такие, как "да", "нет" и "возможно". Как и Лёшкин отчим, я несколько лет легко оперировал в любом разговоре только одним словом в разных его смысловых вариациях. Удовлетворение в том доставлял неопровержимый факт, что меня все понимали!
   Лёшкин отчим, как истинный волжанин, слыл заядлым рыбаком, но Лёшку ни на лёд, ни на открытую воду никогда с собой не брал, потому что прекрасно знал, что тот даже на дух не переносит саму мысль о рыбалке, как о процессе весомой психологической разгрузки в рамках некоего внутреннего мужского самоудовлетворения. Проще, любая рыбалка была ему "по-барабану". Но в каждой истории бывают свои исключения.
   Все весенние каникулы выпускного класса я вместе с дядей Мишей, нашим с отцом давним компаньоном по летней ловле леща на коренной Волге, ежедневно первым же автобусом выезжали за город в южном направлении до конечной - прибрежного посёлка Квасниковка. Там спускались с холмистого берега по истоптанной тропинке на заснеженный полуметровыми сугробами речной лёд и брали предполагаемый курс на скрытые в темноте острова. Поскольку до них было пару километров, рассвет нас заставал где-то на середине пути, и к месту ловли мы подходили в совершенно комфортных условиях: пылающий в гигантском солнечном костре бескрайний по кругу снежный бархат открывал прищуренным по-максимуму глазам картину какого-то нереального, даже несколько волшебного отражения привычной нам с детства природы.
   И мы, подпитанные этой божественной космической энергией, уже в зоне непосредственной ловли готовы были свернуть любые сюрреалистичные горы! Без намёка на толику усталости от изнурительной ходьбы, подогреваемые предстоящим, ни с чем не сравнимым азартом весенней стадии подлёдной ловли, когда изголодавшаяся за зиму рыба без разбора хватает любую наживку буквально взаглот!
   Шли налегке, без пешни и коловорота. Это было простым по сути, креативным по замыслу ходом моего напарника, бывалого рыбака: железным черпаком разбиваешь тонкую ночную заледь брошенной кем-то лунки и - две-три дежурные поклёвки у тебя на блюдечке с каёмочкой! После чего пробиваешь соседнюю.
   Рационализация была в том, что мы не тратили время зазря на свежие, но уже порожние лунки с открытой водой. Таким макаром за день - три и более кг мелочёвки гарантированно! Средне-статистический улов. Хоть бурильную машину вызывай, больше в размеренном удовольствии не поймаешь!..
   А настроение?! Его килограммами не измеришь!
   Последней нашей вылазкой стала суббота - предпоследний день необыкновенно солнечного марта и, в общем-то, всех весенних школьных каникул.
   Мы в тот роковой финальный день абсолютно прозевали время возврата: на прямом солнцепёке верхний слой льда превратился в рыхлую кашу и мы, как не пытались, не могли вернуться на берег старой тропой.
   Вторя другим метавшимся в западне рыбакам, мы с Михал-Семёнычем взошли на твёрдую почву островов и пошли по ним в поисках такого же твёрдого льда. Но чем дальше мы шли,  тем плачевней становилась картина: лёд вдоль берега уходил вглубь серо-жёлтой толщи на вид как бы потусторонней мёртвой воды, открывшей свои гостеприимные порталы. Мурашки от внезапной безысходности бежали по спине. Открытая по берегу полымя в издевающейся мелкой бестолковой зяби ступорила у идущих сам зародыш креатива своей полутора-двухметровой шириной: под смачным пинком не перепрыгнешь!..
   Дядя Миша чесал бурую от загара репу многозначительно-вдумчивого мордвинского прищура, чесал прямо поверх зимней шапки. Я не понимал ещё тогда, какая ответственность лежала на нём, чтобы вернуть меня моим родителям живым. Меня в это самое время до последних косточек пронизывал какой-то мерзкий, всепоглощающий страх, полностью блокирующий работу мозга. И не отпускал всю дорогу, пока мы, все потерявшиеся, растянутой цепочкой, в круговую, с противоположной, саратовской стороны острова почти след-в-след шли до самого берега, бесконечными зигзагами обходя зияющие проталины...
   Лёшка, друг детства, показался тем же вечером. Поздним вечером. Я только едва размяк после очередной чашки чая в усыпляющей атмосфере семейного уюта, как задребезжал дверной звонок под фалангами его пальцев. В разрез моему непоколебимому желанию уединиться за плотной чёрной ширмой от всего бушующего мира. В переоценке юношеского мировоззрения после такого незапланированного, почти фатального баланса на краю трагедии. Я был похож на беззащитного моллюска, забившегося от страха в своей раковине.
   А завтра ведь ещё и воскресенье, день великого отсыпа! Где он блуждал до этого все весенние каникулы?! Какая-такая муха могла заставить Лёшку с Капрона, почти на ночь глядя, топать на богом забытый наш Кирпичный?.. Тем более, что транспорт уже не ходит!
   Я и представить себе не мог, что он "топал" за мной!
   - Завтра отчим берёт нас на рыбалку! - По манере его заявления это даже не подлежало обсуждению. - Переночуем у меня. В пять - подъём, в шесть - автобус с Ткацкой.
   - Куда?!
   - Как "куда"? На рыбалку, в Генеральское.
   Как снежный ком уходящей зимы на голову!..
   - Ты не знаешь... - Попытался я смахнуть его безумную идею как назойливую муху, что он притащил с собой. - На Волге уже всё растаяло! Я только что оттуда!..
   - От куда?..
   - С Квасниковки!..
   - Но это же на юге. Естественно, что там всё растаяло! А мы в Генеральское, на север!
   Железная логика. Если учесть, что от Квасниковки до Генеральского не более сорока километров.
   Ещё была надежда, что родители не отпустят, но они... безоговорочно "сдали" меня в распоряжение гостя, которому никогда не было каких бы то причин не доверять.
   Автобус с рыбаками остановился у самого берега. До рассвета было ещё далеко, но искрящийся при полной луне снежный покров играл роль хорошей ночной подсветки! Видны были не только силуэты  рыбаков, но и их лица.
   Небольшая группа молодых людей оторвалась от общей толпы в попытке пересечь ближайшею протоку напрямую. В тридцати метрах от берега лидер группы провалился под лёд одной ногой по-колено, тут же в страховке присев на пятую точку. Мгновенно охладив зашкаливший было пыл остальных. Большая часть горе-рыбаков сразу отпрянула назад, вернувшись на берег. Остальные, устроив показательную спасательную операцию, вместе с потерпевшим обескураженно вернулись вслед первым.
   "Вот об этом я и говорил!.."- хотелось мне дико, во весь голос заорать в ночной тишине, прерываемой только хрустом снега под ногами, но Лёшка со своим отчимом уже оторвались от меня на приличную дистанцию, и я, сглотнув все накатившие было амбиции, помчался их догонять.
   Рыбалки как таковой в тот день не было вообще. Дядя Саша не стал рисковать ни пасынком, ни его другом, и мы остановились  в ближайшей свободной запруде. Поклёвки не было ни одной. Меня одолевала хандра. Лёшка относился ко всему с оптимизмом: факт выезда состоялся, а, значит, сама рыбалка, как некое совместное мероприятие, удалась!
   Но бушующую юношескую энергию надо было чем-то разбавлять! Мы отломали шишку на ручке пешни, удерживавшую страховочный шнур. Утопили черпак, без которого либо сворачивай удочки, либо просто потеряешь от обморожения кисти рук. Если разложить историю на составляющие, то утопил отчим, но с нашей подачи.
   Стальной черпак своей увесистой массой пробивает корку льда замёрзшей лунки с первого удара, но здесь был - алюминиевый, почти невесомый на ощупь. Я с большой амплитудой несколько раз безрезультатно долбанул им по совсем старой лунке, прежде чем он в ручке переломился пополам! В месте разлома обоих торчали иглами деревяные волокна.Ничего не говоря отчиму, Лёшка соединил торчащие волокна двух половинок вместе. Получилась на вид довольно крепкая конструкция. Удовлетворённый изобретательностью, он аккуратно положил черпачок у самой дальной лунки, дабы никто им не воспользовался.
   Так и не дождавшись хоть какого-либо намёка на поклёвку, ушли бродяжничать на ближайший, заросший тростником островок. Хватило нас бродить по сугробам максимум на полтора часа.
   Я в жизни не сталкивался с более скучной рыбалкой, но своё эго в тот день спрятал куда подальше и ничего своему другу не сказал: меня же искренне пригласили для сбора лучших впечатлений! Зато, когда вернулись к лункам, мы с Лёшкой оторвались по-полной.
   В попытке размяться отчим подобрал брошенный мелкими разгильдяями далеко от насиженного стана черпак и, проходя мимо затаившихся сорванцов, бросил его им, то есть нам, под ноги, несколько впереди себя. Тот разламывается на наших глазах пополам, после чего, как в замедленном художественном кадре, половинки разлетаются в разные стороны. Нас чуть не разорвало от накатившего в этот момент смеха! Едва сдержались. Приглушённо чуть хихикнули.
     Бывалый рыбак в гордом, высоко поднятом взгляде так ничего и не заметил. Мы же черпак на
скорую руку вновь восстановили.
   Немногим позже, сидя к нам спиной, он брал его в руку и каждый раз, когда собирался очистить лунку от накопившихся льдинок, постоянно останавливался от нашего истеричного хохота. Лишь когда в полный голос пошёл мат-перемат, стало ясно: под прикрытием его широкой спины мы так и не увидели, как он утопил-таки дорогой сердцу атрибут! Ворчание и брань после этого неслись в нашу сторону ещё очень  и очень долго. Не каждый день безвозвратно теряешь привычный инструмент.
   Но вот вскоре прозвучало так знакомое и весьма уместное: "По коням!.." и на душе стало веселее, тем более, что ломать как бы нечего: что смогли -уже утопили и сломали!..
   До берега дошли без проблем. Лишь за десять метров до твёрдой земли пешня впереди нас под ногами ушла под лёд.
   Уже годами значительно позже я сделал для себя некое открытие - это была моя последняя в жизни зимняя рыбалка!..
   Набрав скорость на Колотилова, посмотрел на лица Петрова и Костенко: встречный поток воздуха несколько исказил их привычные лица.
   - Лёха, тормози! - Петров прильнул к ветровому стеклу: впереди "голосовали" две КРАСОТКИ!
   - Да, как же! - Отозвался я. - Посмотри, что у нас
слева?!.
   - Венерический диспансер! - Поддержал Костенко.
   Я чуть сбавил скорость перед голосующими, но на оживлённый призыв голосовавших девушексо всей максимально широкой улыбкой отрицательно покачал головой и, приняв в ответ понимающие роскошные улыбки, надавил на газ!..
   Вскоре я уволился и наши пути с Петровым и Костенко разошлись.
   Но однажды,  лет так пятнадцать-двадцать спустя, я как-то стоял в очереди за заказной почтой для нашей фирмы. Это было в Москве, на Боровой. Я вдруг слышу за спиной до боли знакомый голос.
   - АНДРЮХА! -Вырывается у меня из груди... И, обернувшись, упираюсь глазами в грудь крупного человека. Поднимаю глаза выше. Передо мной во весь свой полный рост переваливается с ноги на ногу и улыбается Костенко!..