12 Разные вещи с вещами

Аркадий Кузнецов 2
Путешествие двенадцатое
Разные вещи с вещами
– Сергей Сергеевич, а может быть, вы отпустите нас порань-
ше? – вдруг в начале занятия сказала Даша. – Посмотрите, ка-
кая погода, – мы хотим гулять!
– Да, у нас весеннее возбуждение, – стала вторить Настя. –
Учиться совсем не хочется...
– Но ведь можно настроить себя по-разному, – возразил Сер-
гей Сергеевич. – Кто-то совсем устает к концу учебного года и
становится равнодушен к тому, что изучает, а кому-то весеннее
солнце, весенняя бодрость, наоборот, помогают вникать во все,
что интересно.
– А что, разве осталось что-то в Стране исторических источ-
ников, что мы не посетили? – задал вопрос Ваня.
– Осталась еще очень большая область, где изучают различ-
ные вещественные источники. Ну-ка, вспоминаем: с какими
вещественными источниками мы уже успели познакомиться?
– С находками археологов, – ответил Алеша.
– А ведь остались еще орудия труда, утварь, одежда, посуда,
предметы мебели, роскоши, осветительные приборы... да мало
ли что еще! И нас там ожидают встречи со многими знакомыми.
– Какими знакомыми? – поинтересовался Алеша.
– Сейчас попадете туда и увидите.
Вещественные и письменные,
Устные, изобразительные –
Раскройтесь нам, таинственные
Источники удивительные!
И все очутились перед какой-то мастерской.
– Здесь пахнет стружками, – заметила Даша.
Из двери, перед которой у стены стояли деревянные ножки
стульев и спинки кресел, вышел хозяин – рослый пожилой че-
ловек в шляпе.
– Рад вас приветствовать! Я столяр Джузеппе Сизый Нос.
Вы пришли посмотреть на мое ремесло?
– Что-то знакомое! Джузе... где-то читал, – сказал Алеша.
– Какой непосредственный мальчик! Прямо настоящий Бу-
ратино, – улыбнулся столяр.
– Вы из книжки про Буратино? – вставила слово Настя.
– Вы все знаете, – заметил столяр. – В своей мастерской я
собирал образцы самых разных деревянных изделий. Кто, как
не я, столяр, знает цену дереву! Человек начал обрабатывать
дерево еще тогда, когда у него появился каменный топор. – Он
запел: – Неплохая вещь полено, очень хорошая вещь...
– Из нее можно смастерить что-нибудь вроде ножки для сто-
ла, – подхватил Сергей Сергеевич.
– Но сначала человек догадался, что на полено можно сесть,
и так появилась самая первая завалинка. А потом увидел, что
топором можно выдолбить углубление в полене и вставить туда
другое полено. Так появился деревянный сруб.
– А стул, а стол? – спросил Алеша.
– Не так быстро, молодой человек! Сперва из бревна сделали
большую гладкую доску и прикрепили ее на бревна внизу.
– Это уже лавка, – определил Ваня.
– Смотрите, вот образец древней лавки. На таких сидели и
гости за обедом, и гребцы на корабле. Затем сверху сделали
ручки и спинку. Получилось...
– Кресло, – догадался Ваня.
– Кресла с резными спинками были уже в Египте при фа-
раонах. А в Древнем Риме с креслами связана очень интерес-
ная история. На площади народных собраний – Форуме уста-
навливали кресла, в которые садились представители
различных племен, управляемых Римом, – трибы. Каждая
триба образовала свои ряды. Как вы думаете, как стали эти
ряды называться?
– Может быть, трибуны? – предположила Даша.
– Правильно, трибуны! А избранное должностное лицо из
той или иной трибы, кстати, стали называть народным трибу-
ном.
– И еще есть судебный трибунал, – заметил Сергей Сергее-
вич, – а все потому, что судьи первоначально сидели на такой
вот трибуне из кресел.
– А помните, как в области Метрологии мы узнали о том,
откуда пошел стадион? А здесь мы узнали, откуда на нем три-
буны, – заключила Настя.
– Уважаемый Джузеппе, а как появился стол? – спросила
столяра Даша.
– Поначалу стол служил только для приема пищи и подно-
шения жертв древним богам. Древние греки называли его
«трапеза».
– Вот откуда слово «трапеза», то есть еда, – догадался
Ваня.
– В Средние века, – продолжал Джузеппе, – король садился
с придворными за круглый стол – так было легче видеть всех
сидящих. Вот так появились баллады о короле Артуре и рыца-
рях Круглого стола. Поглядите, синьоры, – у меня есть даже
средневековый королевский трон!
– Ого, какой высокий! – отозвался Алеша.
– Это затем, чтобы король был выше своих подданных.
А чтоб он... в общем, не болтал ногами, ставили вот такую ска-
меечку для ног. А знаете, почему трон такой широкий?
– Чтобы на нем сидели и король, и королева? – нашелся
Алеша, которому нравилось расположение к нему Джузеппе.
– У королевы чаще всего был отдельный трон. Нет, дело
в том, что за троном часто стояли советники, которые подска-
зывали королю, что говорить на приеме! Видите ли, нередко
короли бывали... ну, ниже средних умственных способностей.
Почти как мой сказочный Тарабарский король. А еще за тро-
ном часто помещалась дверца, ведущая в потайной ход. Там
можно было скрыться в случае опасности.
– Все могут короли, – усмехнулся Сергей Сергеевич. – Эти
дворцовые тайны подчас были похитрее тайны золотого клю-
чика!
– Что верно, то верно! В некоторых странах Востока прави-
теля на троне даже спускали на цепях сверху, чтобы все дума-
ли, что он нисходит на землю с неба! Но давайте посмотрим
более простые деревянные изделия.
Столяр указал на уложенные в углу различные инструмен-
ты.
– Поглядите на эти веретена. За ними в течение многих ве-
ков пряли женщины. Во многих странах существовал обычай,
по которому с юных лет будущие невесты готовили себе при-
даное. А вон там, рядом, – деревянные башмаки.
– Как вы говорите? Деревянные башмаки? – удивился Але-
ша.
– Ну да, а что в этом такого? Ведь простым людям приходи-
лось много ходить по немощеным и грязным дорогам, и спаса-
ла их именно такая обувь. А дальше музыкальные инструмен-
ты – деревянные рожки, волынки и струнные...
Тут в мастерскую зашел еще один немолодой человек с боль-
шим ящиком, перекинутым на бечевке через плечо.
– А вот и дружище Карло! – представил гостя Джузеппе.
– Папа Карло?
– Ну конечно, – сказал вошедший, – я и есть папа Карло,
шарманщик и по совместительству – друг и помощник кукол.
Я слышу, что ты, Джузеппе, рассказываешь детям про музы-
кальные инструменты? Позволь это сделать мне, я все-таки
больше понимаю в них толк!
– Давай, Карло, правда твоя, – откликнулся Джузеппе.
– Знаете ли вы, друзья, какими были первые музыкальные
инструменты на земле?
– Наверное, всякие дудки, – отозвался Алеша. – Да еще
барабаны,
бубны – они у всех дикарей были.
– Главное, что первые музыкальные инструменты человек
позаимствовал у самой природы. Это были тростинки, издаю-
щие внутренний звук на ветру, барабаны-кругляки из звучных
бревен и тонкие нити, натянутые на изогнутый прут.
– Так это же лук! – сказал Ваня.
– Но это был и первый струнный инструмент – прообраз
арфы и лиры. Арфу знали уже древние египтяне, а в Греции
лиру называли кифарой. От кифары, или цитры, в средневеко-
вой Испании произошла гитара. Но ее струны уже стали натя-
гивать на деревянную основу. Одновременно люди заметили,
что мелодичный звук можно получать от прикосновения к
струнам не только пальцев, но и смычка. Так в Средние века
возникла виола, а от нее произошло все семейство смычко-
вых – виолино, виоле, виолончель...
– Вы хотите сказать – семейство луковых: Чиполлино, Чи-
поле... – недоуменно вставила Настя.
– Нет, семейство Чиполлино совсем из другой истории! – от-
ветил Насте папа Карло. – Семейство смычковых заняло самое
видное место в симфоническом оркестре.
– «Виолино» – по-итальянски «скрипка», а «виоле» –
«альт», – объяснил Сергей Сергеевич.
– Тогда же, в Средние века, получил законченный вид поя-
вившийся еще в древности божественный орган! – продолжал
папа Карло.
– А почему божественный? – задал вопрос Алеша.
– На органе играют церковную музыку во многих европей-
ских странах. Это и духовой, и клавишный инструмент.
– Но вообще-то вы шарманщик, папа Карло? – поинтересо-
валась Настя.
– Да, шарманщик. Пришлось мне освоить это нехитрое ре-
месло. Крути ручку – и звучит простая мелодия.
– А откуда такое название – шарманка? – уже в порядке ве-
щей задала вопрос Настя и запела: – «Шарманка-
шарлатанка...»
– Только никакая она не шарлатанка, а от французского
слова «шарман» – «прекрасно».
– Значит, она прекрасная! – сказала вывод Настя.
– Нет, дело не в том. В старину все шарманки исполняли
одну и ту же мелодию песни: «Шарман, шарман, Катарина».
– Поэтому по-польски шарманку называют «катаринкой», –
заметил Сергей Сергеевич.
Снаружи раздались бойкие шаги, и в мастерскую Джузеппе
заглянула красавица в изящном платье и башмачках, оторо-
ченных мехом.
– Я искала синьора Карло и наконец нашла! – проговорила
она. – У меня к вам важный вопрос.
– Синдерелла! – узнал девушку папа Карло.
– Сандрильона, – с улыбкой поправила гостья. – Ах, я
вижу – здесь гости из России. Рада вам представиться – Зо-
лушка.
– Золушка? А вы что делаете в Стране исторических источ-
ников? – тут же задал вопрос бесцеремонный Алеша.
– Я кое-что усвоила от моей тетушки, известной как волшеб-
ница, и стала здесь распорядительницей в салоне мод. Помни-
те, как я училась в сказке шить бальные наряды?
– Конечно, помним! – отозвалась Настя. – А вы нам покаже-
те свой салон?
– С удовольствием! Но сначала я хочу вот что выяснить
у папы Карло. Договоритесь ли вы с музыкантами, чтобы они
сыграли на показе мод XVIII века? У нас должны быть танцы
того времени: сарабанда, гавот, менуэт...
– Разумеется, за нами дело не станет. Как вы сказали, XVIII
век? Вас устроит струнный квартет – две скрипки, альт и вио-
лончель?
– Прекрасно! – сказала Золушка. – А теперь приглашаю на-
ших гостей в салон мод.
Попрощавшись с Джузеппе и Карло, гости пошли по дороге,
вьющейся посреди каких-то старинных парковых аллей,
к большому круглому павильону.
– «Достали нот, баса, альта, две скрипки»! – вспомнила На-
стя по пути басню Крылова. – Значит, играть в салоне будут
мартышка, осел, козел да косолапый мишка?
– Ну зачем же так – осел, козел... У мсье Карло есть друзья –
прекрасные музыканты. Они играют музыку любой эпохи и
страны на соответствующих инструментах. А в XVIII и отча-
сти в XIX веке были популярны струнные квартеты, – объяви-
ла Золушка. – Вот и салон. Здесь вы столько всего увидите!
Вдоль стены здания внутри стояло множество манекенов в
разнообразных костюмах.
– А почему здесь висят какие-то рисунки, картины? – спро-
сила Золушку Даша. – А, на них же люди в костюмах...
– А еще орнаменты, здания разных времен. Ведь во всем
ощущался определенный стиль. Вот, например, древние гре-
ки. Они строили белые и скромные по своим украшениям хра-
мы. И одевались в белые строгие одежды – хитоны, на которые
набрасывали темный плащ – хламиду. У женщин длинные
платья – пеплосы. А вот усадьба богача из Древнего Рима. Ро-
скошный дом, пестрые украшения. И одежда манекенов – та-
кая же пестрая, с завитушками.
– Кстати, греки – бородатые, а римляне – безбородые, – от-
метил Ваня.
– Но и римляне одно время отращивали бороды – тогда они
подражали грекам.
– А когда стали носить штаны? А то тут мужчины – и все в
платьях, – ввернул Алеша.
– Штаны? Вообще-то более северные народы носили порты
еще с незапамятных времен, но по всей Европе мода на штаны
пришла вместе с племенами варваров, которые пришли с севе-
ра и разрушили Римскую империю. Вот на тех манекенах люди
раннего Средневековья – у них штаны и подпоясанные
рубашки.–
А какие все они лохматые, косматые! – воскликнула На-
стя.
– А вот дальше, – продолжала показывать Золушка, – вы
увидите, как одежда стала вытягиваться и удлиняться. Это
время в искусстве Европы называют готикой. В XIV–XV веках
строили остроконечные крыши, шпили, вытянутые карнизы.
И вот какие костюмы появились у знатных людей на моей ро-
дине – во Франции.
– Ух ты! – удивился Алеша. – Какие колпаки – как у клоу-
нов! Нет, если это женщина, – то, значит, клоуница...
– Клоунесса, – поправил Сергей Сергеевич. – Только это ни-
какие не клоуны, а знатные феодалы и горожане.
– И даже ботинки длинные с острыми носами! – заметила
Настя.
– А потом, – продолжала показывать манекены Золушка, –
наступила эпоха Ренессанса, или, по-русски, Возрождения.
Возродился интерес к древности, но в одежде в это время прои-
зошли перемены в основном в сторону большей нарядности.
Видите эти яркие костюмы, цветистые манжеты, воротники,
перья на шляпах?
– А вон те манекены – прямо как мушкетеры! – показал
Ваня на несколько мужских манекенов.
– Да, конечно, это XVII век, время д’Артаньяна и других ге-
роев романов Дюма. Шляпы стали загнутыми, волосы – длин-
ными и завитыми. Это соответствует вычурному стилю барок-
ко. В XVIII веке знатные мужчины в Европе носили поверх
собственных волос пудреные парики – волнистые или с коси-
цей. На ногах были штаны до колен – кюлоты и белые чулки.
– Ой, а дамы – что у них на голове? – прыснула Настя.
– В это время вошло в моду вплетать в женскую прическу
огромные брошки в виде птицы или корабля и даже горшки с
цветами!
– Но они ведь могут упасть! – заметила Настя.
– Чтобы они не падали, их укрепляли на каркасе, надевав-
шемся на голову. Да еще дамы все время держали голову пря-
мо, не глядя по сторонам.
– Бедные дамы! – вздохнула Настя.
– Не очень, конечно, позавидуешь. А рядом – костюмы про-
стых людей Европы. Видите, они без париков и в длинных пан-
талонах. В конце XVIII века во Франции произошла револю-
ция. В правах уравняли все сословия, а революционеры,
презирая дворян, носили простонародные панталоны вместо
кюлотов. Их так и называли – санкюлоты, то есть – кто без кю-
лотов. Так в мужском костюме окончательно утвердились брю-
ки.
XIX век стал временем деловых, практичных людей, и это
отразилось на костюме – у мужчин были типичными фраки,
пиджаки, короткие галстуки, узкие шляпы, трость. Женщины
стали носить одну юбку вместо целого вороха, платья и коф-
точки.
– То есть костюм стал похож на современный, только в XX
веке появились еще спортивные костюмы, комбинезоны, мини-
юбки... – как всегда показал свои знания Ваня.
– А как одевались в старину в России, здесь показано? –
спросила Золушку Даша.
– Здесь показаны костюмы всего мира. Мне легко в них раз-
бираться, потому что меня знают и любят буквально во всех
странах, в том числе и в России. Пойдемте в ту сторону. Перед
вами костюмы знатных людей времен Киевской Руси – шапка
на меху, длинное платье. У простого человека – подпоясанная
рубаха с короткими рукавами.
– Потому что он работал, засучив рукава, я вспомнила! –
сказала Даша.
– Длинные бороды, прямые волосы – в общем, похоже на то,
как выглядели и западноевропейцы в те же самые времена.
Выделяются только особый покрой платья и характерные сла-
вянские цвета одежды – белый, символ света, и красный, сим-
вол солнца. Красные орнаменты во всех странах были «ближе
к телу» – на воротниках, рукавах, чтобы как бы оберегать
людей.
А позднее в Московском государстве появляются те
детали
одежды, которые стали считаться типичными для Рос-
сии, – мужской кафтан, армяк, женские душегрейки и кокош-
ник – головной убор замужней женщины (от слова «кокошь» –
курица).
– Это почему же курица? – удивилась Настя. – А, поняла –
кокошник похож на куриный гребешок!
– В женском костюме XVI века появился сарафан, – показа-
ла на манекен в сарафане Золушка. – Он пришел из стран Вос-
тока, как и шаль из Индии. Смотрите, и в русском костюме,
как и в западном, все тянется ввысь и вширь – появились высо-
кие боярские шапки, остроконечные сапоги, отвороты на рука-
вах. А при Петре Первом в Россию пришел западноевропей-
ский костюм.
– Петр даже приказывал обрезать кафтаны. А еще он брил
бороды боярам, – заметил Ваня.
– Ты, мальчик, просто все знаешь! – восхищенно сказала
ему Золушка. – Но западный костюм долгое время был при-
надлежностью только дворян. Купцы, горожане, а потом и
крестьяне стали надевать брюки, сюртуки и шляпы только в
XIX веке, но при этом в России оставались и характерные для
нее полушубки, картузы, косоворотки...
Но тут в салон мод заглянули ожидаемые музыканты с ин-
струментами, и Золушка поспешила проститься с гостями, по-
тому что должна была начаться репетиция.
– Обязательно загляните еще в коллекцию утвари! – посо-
ветовала она ребятам, показывая на соседнее здание.
Сергей Сергеевич подвел учеников к дверям с затейливым
ключом в замке. Повернув его, он пригласил ребят в помеще-
ние, напоминавшее огромную гостиную в старом доме, – комо-
ды, буфеты, столы и столики, диваны и кресла.
– Интересно, а здесь нас кто-нибудь встретит? – поинтересо-
вался Алеша.
И правда: едва гости вступили на зеркальный паркет, как
что-то зазвенело, и со столика замахала ручками фарфоровая
фигурка.
– Здравствуйте! Я пастушка из сказки Ханса Кристиана Ан-
дерсена. А там – мой милый чугунный трубочист. Сейчас он
спустится к вам по лестнице. Так приятно кого-то тут увидеть
и пообщаться!
– А что вы можете рассказать? – спросила Даша.
– Мы знаем наизусть истории всех предметов, которые тут
находятся. Начну с себя. Скажите, из чего я сделана?
– Из фарфора, – ответили ребята.
– А знаете ли вы, откуда пришел фарфор? Из Китая. Ведь вы,
наверное, знаете, что мой дедушка – старый китаец. Вот он – ки-
вает головой. Фарфор получается только из особых сортов гли-
ны. Он так красив, что покорил буквально все страны! А там, в
углу, стоит очень старый китайский сосуд из фарфора.
– Это чайник? – предположила Даша.
– А вот и нет! Этот сосуд предназначался для вина. Но в Ев-
ропе с такими пузатиками с фигурной ручкой связали именно
чаепитие – ведь оно тоже пришло из Китая. У меня тут есть
любимые фарфоровые чашечки и блюдечки XVIII века – тогда
на них изображали пастушек и пастушков.
– Но, дорогая, – отозвался трубочист, подходя с лестницей
ближе к ребятам, – здесь, кроме фарфора, есть еще много инте-
реснейшей утвари. Взять хотя бы то, что сделано из металла.
Какие чудные ложки стоят тут рядом, в буфете! Считается, что
ложки появились в Англии примерно в XIII веке.
– А до этого, что, ели руками? – не поверил Алеша.
– Или руками, или нанизывая куски пищи на вертела, или
палочками, как до сих пор едят...
– В Китае! – глухо отозвался старый китаец. – Но только,
молодой человек, в моей родной Поднебесной была и ложка, но
ей не ели, а смотрели на нее!
– Это зачем же? – спросила Даша.
– Еще в древности ложка с тяжелым концом служила ком-
пасом!
– Ой, как интересно! – удивилась Настя.
– А вон там – затейливые вилки для разных блюд, – продол-
жал рассказывать трубочист. – Вилки появились в XIV веке в
Италии. Как вы думаете, для чего они там служили?
– Вообще-то вилками удобно есть макароны, а они появи-
лись, кажется, в Италии, – ответил Ваня.
– Точно! – подтвердил трубочист.
– Мы можем устроить тут настоящий бал вещей! – прогово-
рила пастушка и хлопнула в ладоши.
И тут же по комнатам запрыгали большие расписные
тарелки.
– Видите эти тарелки? Они из итальянского города Фаэнца.
От его названия произошло слово «фаянс». Да, именно там по-
явилась техника изготовления фаянса!
Вслед за тарелками понеслись какие-то каретки с различ-
ными мелкими предметами.
– А это – медные старинные бюро! В них все необходимое
для работы за письменным столом – чернильницы, подставки
для перьев и карандашей... Кстати, как вы думаете, в каком
веке в Европе появились карандаши?
– Ну, наверное, в XIII или XIV, – попытался предположить
Ваня.
– Что вы, молодой человек! Только в конце XVIII века – двести
лет назад! Именно тогда додумались одеть грифель в деревянную
палочку. А само слово «карандаш» – турецкое и означает «чер-
ный камень». Так когда-то называли собственно грифель.
Кругом шествовали, скакали и летали всевозможные пред-
меты, а пастушка рассказывала:
– Вот это – веера со сценами из комедий и опер! А это – ножи
для бритья, которыми пользовались цирюльники – да, именно
цирюльники, потому что парикмахеры готовили парики! А вот
пляшут на своих ножках канделябры с фигурками-
подсвечниками!
В окно просунулся... столб с фитилем и заговорил человече-
ским голосом:
– Можно и мне рассказать свою историю? Она, как многие
помнят, не бог весть как интересна, но послушать ее стоит.
– А, старый уличный фонарь! – узнал незнакомца Сергей
Сергеевич.
– Он тоже из сказки Андерсена! – добавила Настя.
И новый гость продолжил:
– Вы видите один из самых старых уличных фонарей. До
меня на улице были только масляные плошки и костры для
освещения. Или же человек шел в темноте, неся с собой за-
жженный масляный фитиль. И вот наконец в некоторых стра-
нах в XVII веке, а в России – в XVIII придумали устанавливать
фитиль на столбе посреди улицы.
– Но ведь фитиль может погаснуть! – сказала Даша.
– У меня, как и у других фонарей, был неразлучный друг –
фонарщик. Он ходил по улицам и зажигал или тушил нас
в определенное время. А потом у меня появились младшие
братья
– керосиновые, газовые и, наконец, электрические фонари.
– Ой, как здорово! – показала рукой в сторону Настя. – Тут
пляшут тряпичные куклы. А вот оловянные солдатики – це-
лый полк!
– Они пришли из кабинета игрушек! – объяснила пастушка.
– Левой, правой! Левой, правой! – командовал впереди строя
лихой офицер в треуголке. – Обязательно посетите историче-
ский цейхгауз и арсенал, где вы увидите коллекцию оружия и
военного снаряжения армий всех времен и стран!
А рядом раскрывал зубастый рот деревянный щелкунчик:
– Служивый, повремени! Юные гости еще не познакомились
со всеми столовыми приборами и историей трапезы!
– Стойте, не сейчас, не сейчас! – обратился к вещам и игруш-
кам Сергей Сергеевич. – Как-нибудь в другой раз!
И он попросил ребят сойти с паркета. Тотчас же все предме-
ты замерли на своих местах.
Говорим заклинание...
– Зачем вы, Сергей Сергеевич? – обиделись ребята. – Могли
бы еще столько посмотреть!
– А кто хотел, чтобы я вас отпустил домой? Ничего не поде-
лаешь, даже у волшебного времени есть свои пределы. Но те-
перь вы знаете, насколько интересен мир вещей!
У каждой вещи – свой рассказ,
История своя.
И каждая важна для нас –
Частица бытия.