Цель атаки Берлин

Сергей Буйло
«В ночь с 7 на 8 августа крупные силы английской авиации в количестве до 150 самолетов пытались бомбить Берлин. Из прорвавшихся к городу 13 самолетов 9 сбито». Так в августе 1941 года немецкая пропаганда отреагировала на первый удар всего 6-ти советских бомбардировщиков по столице фашистской Германии – городу Берлину.


Это событие приобрело огромное морально-политическое значение, когда выяснилось, что ни один из английских самолетов в эту ночь в воздух вообще не поднимался, а таинственные бомбардировщики оказались… советскими! С конца июля 1941 года немцы начали регулярно совершать налеты на Москву. К этому времени расстояние от линии фронта до Берлина составляло уже более тысячи километров, что сильно затрудняло саму возможность успешного нанесения ответных бомбовых ударов по столице третьего рейха. В этой ситуации командующему ВВС Военно-Морского Флота генерал-лейтенанту авиации С.Ф.Жаворонкову пришла в голову гениальная идея: организовать ответные удары по Берлину не из-за линии фронта, а с находящихся в тылу у немцев островов Моонзундского архипелага в Балтийском море. Эта идея понравилась И.В.Сталину, он быстро утвердил план секретной операции по бомбардировке Берлина и назначил её руководителем лично генерала Жаворонкова.

НА БЕРЛИН!
Радиус действия наших дальних морских бомбардировщиков-торпедоносцев ДБ-3 на пределе возможностей действительно позволял при бомбовой загрузке внутри самолета до 1 тонны (10 бомб ФАБ-100) достигнуть столицы фашистской Германии с острова Эзель (Сааремаа) в Балтийском море. При этом полет должен был проходить ночью над Балтийским морем вслепую, строго по прямой и без сопровождения истребителей. Продолжительность такого  полета в оба конца превышала тёмное время суток и составляла около 7-8 часов. Для практической реализации плана генерала Жаворонкова к острову Эзель Моонзундского архипелага были срочно отправлены транспорты, успевшие доставить необходимые запасы горючего и бомб.  К сожалению, новые транспорты прорваться к блокированному немцами архипелагу уже не смогли, и в дальнейшем связь с островами поддерживалась только по воздуху.
Из личного состава 1-го минно-торпедного авиационного полка авиации Балтийского флота для проведения секретной операции отобрали 20 лучших экипажей, 13 из которых во главе с командиром полка полковником Е.Н.Преображенским и генерал-лейтенантом Жаворонковым сразу же вылетели на находившийся в тылу у немцев аэродром Кагул на острове Эзель. Вся операция проводилась в строжайшей тайне, и полковник Преображенский сообщил экипажам её цель только после посадки бомбардировщиков-торпедоносцев на острове. Для проведения дальней разведки метеоусловий над морем и оказания помощи экипажам упавших бомбардировщиков, на архипелаг были отправлены две большие двухмоторные летающие лодки МДР-6.
Всем было ясно, что после начала бомбардировок Берлина полностью скрыть от немецкой авиаразведки сам факт наличия у них в тылу действующего аэродрома станет невозможно. Для дезинформации противника тяжелые бомбардировщики тщательно замаскировали, а базировавшиеся на этом же аэродроме и ранее легкие самолеты «Чайка» (И-153) просто рассредоточили по обочинам летного поля. Таким образом, создавалась полная иллюзия функционирования аэродрома легких истребителей-штурмовиков ближнего радиуса действия в прежнем режиме.
Тяжелые же дальние бомбардировщики каждую ночь стали скрытно вылетать с острова Эзель и бомбить немецкие порты Данциг, Свинемюнде, Пиллау, Мемель, Либаву, однако плохие погодные условия несколько дней не давали возможности начать налеты на цель номер один - Берлин. 
Наконец, вечером, 7 августа 1941 года на Берлин ушли первые три звена по четыре самолета под личным командованием полковника Преображенского. Над Берлином погода  улучшилась, весь город был как на ладони. Работало уличное освещение. После взрыва первых же бомб город погрузился во тьму, заработали зенитные батареи и прожекторы. В небо были подняты немецкие ночные истребители с мощными фарами.  Отбомбившись, Преображенский приказал радисту выйти в эфир и передать на аэродром: «Мое место – Берлин. Работу выполнил. Возвращаюсь».
 В первом налете на Берлин вследствие очень плохих метеоусловий из 12 самолетов только половина смогла прорваться к городу. Остальные же были вынуждены бомбить запасную цель – город Штеттин. Все самолеты вернулись домой без потерь. Физические и эмоциональные нагрузки в полете были настолько велики, что возвращающиеся экипажи шатаясь, покидали самолеты и часто тут же на летном поле падали и  засыпали. 

НЕУДАЧНЫЙ НАЛЕТ ДАЛЬНЕБОМБАРДИРОВОЧНОЙ АВИАЦИИ
И.В.Сталина очень впечатлили прекрасные результаты первых налетов на Берлин морских летчиков, и по его личному приказу, в одном из следующих налетов, кроме морских  летчиков должна была в полном составе принять участие и только что сформированная 81-я авиадивизия дальнебомбардировочной авиации на новейших дальних бомбардировщиках ТБ-7 (Пе-8) и Ер-2. Еще не обстрелянную дивизию бросили на Берлин с аэродрома г. Пушкина Ленинградской области практически без всякой подготовки. Насколько тщательно и продуманно были организованы налеты на Берлин морских летчиков, настолько же бездарно, на скорую руку готовился налет их сухопутными коллегами. Так, только что назначенный командиром 81-ой авиадивизии, один из первых Героев Советского Союза, известнейший полярный летчик комбриг М.В. Водопьянов, по личному указанию Сталина летел на Берлин рядовым пилотом в экипаже другого полярного летчика, будущего Героя Советского Союза Э.К. Пусэпа. Не имевшие боевого опыта бывшие полярные летчики были вынуждены поднимать тяжелые новейшие бомбардировщики с максимальной бомбовой нагрузкой с укороченного грунтового аэродрома.

Вот как описывает в своих мемуарах взлет самолетов 81-ой авиадивизии будущий дважды Герой Советского Союза Александр Молодчий: «Мой Ер-2 стоял на предварительном старте в ожидании своей очереди, и я видел, как взлетают товарищи. Это были не те обычные взлеты, которые мы привыкли наблюдать на аэродроме, а цирковые трюки… Когда  под самолетом мелькнул край аэродрома, мне ничего не оставалось, как взять штурвал на себя, хотя скорость для отрыва была еще мала. Последовал резкий, огромной силы удар… К упавшей машине подъехало несколько легковых автомобилей. Выслушав мой доклад, генерал одобрительно похлопал меня по плечу и сказал: «Молодец, лейтенант, своевременно убрал шасси». Мою попытку объяснить, что шасси  лежат в канаве, генерал не стал слушать, он торопился к другому горевшему самолету…».
А вот, как описывает сам этот полет к Берлину его участник, командир дальнего четырехмоторного бомбардировщика Пе-8 Эндель Пусэп: «Первым поднялся в воздух  наш самолет, где летел и командир дивизии комбриг М.В.Водопьянов. За нашим самолетом последовали и остальные. Курс – на запад. «Справа звено истребителей!» – послышался вдруг  взволнованный голос стрелка-радиста. «Это же свои, И-16» - успокоил штурман Штепенко.  Однако эти «свои» не хотели признавать «своими» нас. Из-под их крыльев забили огненные струи, и в нашу сторону полетели трассирующие пули, которые подожгли один из наших самолетов. «Огонь!» - скомандовал Водопьянов. Заговорили наши пушки и пулеметы… Нападавшие истребители повернули назад, но горящий бомбардировщик начал падать, сопровождаемый черным хвостом дыма… Настроение у нас было прескверное. Неужели на наших самолетах были вражеские летчики? Но дело обстояло совершенно иначе… Это были все же свои И-16, однако никто не удосужился предупредить летчиков о нашем полете! Они даже понятия не имели о существовании таких воздушных гигантов,  как наши самолеты …».
Из сумевших тогда взлететь самолетов 81-ой авиадивизии до Берлина добрались и сбросили на него бомбы почти все, но обратно возвратиться довелось далеко не каждому экипажу! Многие были сбиты нашими же средствами ПВО при возвращении на свой аэродром. Самолет Энделя Пусэпа  тоже был сбит на обратном пути вблизи линии фронта, по некоторым данным нашей же зенитной артиллерией. После этого случая  самостоятельных налетов  сухопутной дальнебомбардировочной авиации на Берлин в  1941 году больше не производилось.

ТРАГИЧЕСКИЙ «ЭКСПЕРИМЕНТ» И.В.СТАЛИНА
И.В.Сталин внимательно следил за действиями морских летчиков с острова Эзель.  Лично ознакомившись с тактико-техническими данными самолета ДБ-3, он предложил снаружи подвешивать к самолетам более мощные бомбы ФАБ-500 и ФАБ-1000. Бомбардировщик-торпедоносец ДБ-3 действительно мог поднять в воздух  такие мощные бомбы на внешней подвеске, но только при новых моторах и взлетной полосе достаточной длины. Возражения наркома ВМФ адмирала Кузнецова Сталина не убедили, и он самолетом послал на остров Эзель летчика-испытателя Героя Советского Союза В.Коккинаки для организации налетов на Берлин с бомбами повышенного веса.
Из всех имевшихся на острове бомбардировщиков нашли только  два самолета с относительно новыми двигателями. Две пятисотки подвесили под самолет  старшего лейтенанта Богачева, а тысячекилограммовую  бомбу – под ДБ-3 капитана Гречишникова. Первым пошел на старт самолет с тысячекилограммовой бомбой. Как и следовало ожидать, самолет разбился, однако, бомба к счастью не взорвалась, а экипаж даже остался в живых! Но приказ есть приказ, и следующим на взлет пошел самолет с двумя пятисоткилограммовыми бомбами. Бомбардировщик старшего лейтенанта Богачева разбился менее удачно: раздался огромной силы взрыв, самолет разнесло в щепки, весь экипаж погиб.  Результаты этого трагического «эксперимента» были доложены Сталину, и он уже больше не настаивал на использовании  бомб повышенной мощности при налетах на Берлин.
Несмотря на жесточайшие бомбардировки островных аэродромов, успешные регулярные налеты на Берлин  производились нашими летчиками еще почти целый месяц практически до полного израсходования  имевшихся на острове Эзель запасов бомб и горючего. В этих налетах принимала участие и направленная на острова в помощь морским летчикам группа экипажей дальнебомбардировочной авиации на самолетах Ил-4 (ДБ-3ф).  Последний, десятый налет на столицу третьего рейха морские летчики совершили 4 сентября 1941 года. С большим трудом (людей посадили даже в бомболюки), на трех оставшихся исправными  бомбардировщиках  удалось эвакуировать на Большую Землю только летный состав авиагруппы. Весь обслуживающий персонал – более сотни человек – остался на острове. Сформированная из этих людей пулеметная рота погибла в боях при захвате Моонзундского архипелага немцами.  Налеты на Берлин нашей авиацией в 1941 году более не проводились.

НОВЫЕ УДАРЫ ПО СТОЛИЦЕ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ
В марте 1942 года дальнебомбардировочная авиация была преобразована в Авиацию дальнего действия, командующим которой был назначен генерал А.Е.Голованов.  Новый командующий (в недавнем прошлом выдающийся гражданский летчик) сумел в сжатые сроки повысить эффективность использования дальних бомбардировщиков, и авиация дальнего действия вновь возобновила налеты на объекты в глубоком тылу Германии.
За год тяжелейшей войны линия фронта отодвинулась еще дальше вглубь территории СССР. Вследствие этого, самолетам при налетах на Германию теперь приходилось преодолевать почти в 3 раза большее расстояние, чем в 1941 году. Однако летное и боевое мастерство пилотов  значительно выросло.  В ночь с 26 на 27 августа 1942 года командир экипажа дальнего бомбардировщика  Ил-4, первый в Авиации дальнего действия Герой Советского Союза, теперь уже капитан А.И.Молодчий радировал: «Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Находимся над Берлином. Задание выполнили».  Так, в 1942 году, в самый разгар ожесточенных боев за Сталинград, наши дальние бомбардировщики силами более 200 самолетов нанесли три новых мощных удара по столице фашистской Германии.

«ТАИНСТВЕННЫЕ» САМОЛЕТЫ, БОМБИВШИЕ БЕРЛИН В 1941-42 ГОДАХ
Что же это были за самолеты, сумевшие долететь и сбросить бомбы на столицу третьего рейха?
На вооружении нашей минно-торпедной авиации того времени в основном были двухмоторные дальние бомбардировщики ДБ-3 конструкции С.В.Ильюшина. Самолет начал проектироваться еще в 1933 году.   В апреле 1939 года на серийном самолете ДБ-3, которому было дано название «Москва», В.К.Коккинаки и М.Х.Гордиенко совершили беспосадочный перелет из Москвы в США (остров Мискоу) за 22 ч. 56 мин. Всего было построено 6883 самолетов ДБ-3 и его улучшенной модификации ДБ-3ф с остроносой кабиной штурмана (Ил-4).

Четырехмоторный дальний тяжелый бомбардировщик  ТБ-7 (Пе-8) был создан в 1938 году конструкторским коллективом В.М.Петлякова под общим руководством А.Н.Туполева. До лета 1942 года этот самолет считался  лучшей  летающей крепостью в мире. Именно на этом типе самолета Герой Советского Союза майор Э.К.Пусэп совершил в 1942 году свой беспримерный перелет из Москвы в США и обратно с высокой правительственной делегацией во главе с наркомом иностранных дел В.М.Молотовым на борту. При этом значительная часть полета проходила на большой высоте непосредственно над  территорией противника. К началу войны у СССР на вооружении состояло 11 самолетов ТБ-7. За все время  было выпущено всего около 100 таких тяжелых бомбардировщиков.
 
Двухмоторный дальний ночной бомбардировщик Ер-2 являлся военным вариантом пассажирского самолета Сталь-7, разработанного в 1937 году в СССР выдающимся итальянским авиаконструктором, политэмигрантом  Р.Л.Бартини. Самолет показал рекордные результаты по скорости и дальности полета. Разработка Р.Л.Бартини оказалась чрезвычайно перспективной в плане доработки самолета в дальний бомбардировщик, и инженер В.Г.Ермолаев (в честь которого и был назван новый бомбардировщик) оснастил Сталь-7 вооружением с большим бомболюком.  Бомбардировщик Ер-2 практически по всем параметрам превосходил стоявший тогда на вооружении дальний бомбардировщик ДБ-3 всех модификаций, вследствие чего массовый выпуск самолетов ДБ-3 перед войной был сокращен. Однако налаживание серийного производства бомбардировщика Ер-2 по разным причинам проходило с большими сложностями, а ДБ-3 был модернизирован и под названием Ил-4 выпускался всю войну. Дальний бомбардировщик Ер-2 тоже выпускался до конца войны, но только малой серией и с дизельными двигателями. Самолет отличался от других «обратной чайкой» крыльев, спасшей жизни нескольких экипажей при жесткой посадке на брюхо. Самолет практически всю войну оставался секретным, что имело и свои негативные последствия. Так, 421-й ДБАП за 1941 год потерял в 2 раза больше машин Ер-2 от огня нашей зенитной артиллерии, чем от немецкой! Всего было построено 488 самолетов Ер-2. Бомбардировщики ТБ-7 (Пе-8) и Ер-2 были лучшими образцами отечественных дальних бомбардировщиков предвоенной разработки.
На фото: Советские самолеты и летчики, бомбившие на них Берлин в 1941-42 годах: Герои Советского Союза Е.Н.Преображенский, Э.К.Пусэп и дважды Герой Советского Союза А.И.Молодчий.
2001, 2017 гг.