11 Двадцать одна версия

Аркадий Кузнецов 2
Путешествие одиннадцатое
Двадцать одна версия

Придя на очередное занятие, Сергей Сергеевич достал из
портфеля какой-то листок.
– Вот смотрите, – сказал он ученикам, – это приглашение на
ученый диспут во Дворец Топонимики.
Ребята прочитали содержание листка.
«Накануне 11 апреля (4 апреля по старому стилю) – дня
855-летия первого упоминания в летописи города Москвы, в
Стране исторических источников, во Дворце Топонимики, со-
стоится ученый диспут «Как произошло название “Москва”».
Приглашаются все друзья Топонимики».
– Поняли? – добавил преподаватель. – В прошлый раз мы
знакомились с одной частью области Ономастики. Какой?
– Антропонимикой, – ответил Ваня.
– Правильно, наукой об именах людей, а теперь вас ждет то-
понимика – дисциплина о географических названиях.
– То есть названиях городов? – уточнила Даша.
– Городов, рек, гор, морей, лесов, сел – в общем, всего, что
есть на карте и вокруг нас. Но поспешим. Они уже начинают...
* * *
Когда после заклинания ребята открыли глаза, они увидели
большой круглый зал, в котором за круглым столом сидело не-
сколько десятков ученых. Сергей Сергеевич молча указал на
места у стены, и все стали слушать председательствующего.
– Я как Главный Топонимист Страны исторических источ-
ников прошу присутствующих специалистов высказать свои
точки зрения на топоним «Москва» – как он возник, как мог
изменяться, пока не стал названием российской столицы. Сло-
во имеет Академик Гидронимики.
– Общеизвестно, – начал Академик, – что город Москва воз-
ник тогда, когда уже длительное время существовало название
реки Москвы. Весь вопрос в том, почему так назвали реку.
И кто ее так назвал: славяне-вятичи или жившие ранее на ней
финские племена?
Во всяком случае, окончание «ва» присутствует у многих
рек Средней России: Протва, Болва... Из финских языков вы-
водят значение этого «ва» – вода, река. Что же тогда означает
«моск»? Пусть свое мнение представят все желающие об этом
подискутировать.
– Я беру слово, – в разговор вступил ученый с пристальным
взглядом. – Я лингвист, специалист по языкам. Предложена
такая версия: «моск» – от «муст» – черный, темный.
– Разрешите не согласиться, – сказал сосед глазастого уче-
ного. – Я предлагаю свою версию: «маска» – медведь. В изме-
ненном виде славяне-охотники усвоили это имя и стали назы-
вать хозяина леса «мишка», чтобы его задобрить. То есть
Москва – «медвежья река».
– Нет никаких оснований, – заговорил важный ученый, си-
девший в дальнем углу, – считать, что Москва – «медвежья
река». Для финских племен было характерно скотоводство. Вот
и назвали реку «коровья», от «моска ва» – «коровья вода».
– Позвольте мне высказать свое мнение, – сказал еще один
участник диспута. – Я как эллиновед – специалист по древним
грекам – хочу напомнить, историк пятого века до нашей эры
Геродот упоминает, что где-то севернее скифских степей жило
некое племя – мосхи. Они вполне могли обитать в бассейне
Москвы-реки, и, значит, это – река мосхов!
– Эллиноведа может дополнить востоковед, – заявил еще
один участник диспута. – В иранских источниках племя мос-
хов названо «мушки». Тоже похоже на «Москва», тем более что
на Востоке и город Москву называли Мушкаф.
– Послушайте еще и слависта, – отозвались рядом. – В поль-
зу того, что Москва – не финское и не скифское, а славянское
название, говорит то, что в Польше существует река Москови-
ца, а в Восточной Германии, там, где когда-то жили славяне, –
река Москава. Что же означает славянский корень «моск»? Да
то же, что слово «промозглый», – «влажный». Славянские
предки москвичей – вятичи – могли произносить «мозглый»
как «москы»...
– А как же «ва»? – послышался вопрос.
– А «ва» – это все равно что «вая» – «московая», то есть очень
влажная река.
– У меня как главного специалиста Страны исторических
источников по этимологии – объяснению слов – есть возраже-
ние, – сказал участник диспута, только что задавший вопрос. –
В русском языке имеется собирательный суффикс -ва-: ли-
ства – много листьев, синева – много синего цвета. Не логично
ли предположить, что «Москва» – это искаженное «мостква»,
или «моства», – река, место, где много мостов или мостиков?
Как в песне: «И не москвичка-московитка поставит ведра на
мостки!»
В зале произошло оживление, многие ученые заулыбались,
кто-то, в свою очередь, запел: «Для нас Москва всегда права –
как ширь, как неба синева...» Главный Топонимист вновь взял
слово.
– Коллеги, давайте поменьше лирики! Итак, прозвучало
семь версий происхождения названия «Москва». Слово брали
уважаемые академик гидронимики, три лингвиста, эллино-
вед, востоковед, славист и этимолог. У кого есть еще мнения?
Мы спокойно выслушаем все точки зрения.
– Разрешите вставить слово ученому-диалектологу, иссле-
дующему особенности речи в разных местностях – диалекты.
Кто сказал, что название «Москва» происходит от общеупотребительного
слова, а не от диалектного, известного только на
небольшой территории? Так вот, диалектное слово «мосох»,
сохранившееся
в западных областях Центральной России,
означает «болото». А Москва-река начинает свое течение из бо-
лотистой местности. Не зря ведь в некоторых старинных рус-
ских былинах река Москва называется Смородиной – от слова
«смород» – «смрад», запах болота.
– А вот еще одна версия, которую позвольте озвучить мне,
исследователю наследия великого русского историка Василия
Татищева, государственного деятеля восемнадцатого века.
В «Истории Российской» он выдвинул гипотезу происхожде-
ния названия «Москва» от скифо-сарматского корня, означаю-
щего «крутящаяся» или, в переносном смысле – «искривлен-
ная». В самом деле, река Москва удивительно извилистая. Кто
из москвичей не знает излучину у Серебряного Бора или «под-
кову», образующую Замоскворечье!..
– Вот и опять возникли скифы! Просто Татищев, при всем
уважении к нему, жил в те времена, когда старались привязать
любое географическое название к чему-то древнему и благо-
родному, если не к греческому, так к скифскому... Лично у
меня, историка восточнославянских племен, больше доверия
вызывает другая версия, связанная с характером реки, – от
древнеславянского корня, означающего «бежать, убегать,
идти». Когда-то на перекатах Москва была действительно стре-
мительной рекой, пока не обмелела и ее не перекрыли в черте
города плотины.
– Вспомним о глине, в большом количестве добывавшейся
на берегах реки Москвы. Каждый, конечно, судит обо всем со
своей колокольни, но мне как искусствоведу очень симпатична
гипотеза о происхождении имени «Москва» от слова, означаю-
щего «мягкий». Как-никак, из мягкой глины делались кирпи-
чи, из которых построены церкви, боярские палаты и сам
Кремль.
– Здесь не прозвучало еще мнение религиоведа, изучающе-
го древние верования. А почему бы не предположить, что «Мо-
сква» – притяжательная форма от имени какого-нибудь языче-
ского божества? Вполне возможно, что было божество этой
местности – Моск или Мосх. И стояло на берегу реки святили-
ще этого бога – Москово.
– Есть два особых мнения, – сказал председательствую-
щий. – Сюда приглашены священник, исследователь Библии,
и народный сказитель былин.
– Из Области фольклора? – тихо спросил педагога Ваня.
– Как видно, – ответил Сергей Сергеевич.
– Вам слово, святой отец, – обратился к вошедшему священ-
нику Главный Топонимист.
– Священное Писание свидетельствует, что у праотца Ноя,
продолжившего род людской после Всемирного потопа, был
сын Иафет, прародитель народов полунощных, а у него – сын
Мосох (или Месех). Преподобный диакон Киево-Печерской лав-
ры Тимофей писал в веке семнадцатом от Рождества Христова:
«Некогда пришел Мосох, шестой сын Иафетов, в те земли и на
то место, где мы ныне жительствуем, и, придя, поселился на
сем избранном, высочайшем и всепрекрасном месте над двумя
реками, на котором ныне стоит святой и всепревеликий град
Москва, названный по имени реки, под ним текущей.
Но тогда, когда Мосох пришел в сии места, река еще не име-
ла названия, и он поименовал ее по своему имени и имени
жены своей княгини прекрасной и прелюбезной Квы. И тако
по сложению общекупному имен их прежде безымянная река
стала зваться Москва... Вторую же, меньшую реку, текущую в
Москву, Мосох назвал в честь сына Я и дочери Вузы Явузой».
– Как звали жену, Ква? А сына Я? Разве могут быть такие
имена? – шепнула Настя.
После священника перед круглым столом оказался скази-
тель.
– Может, и был у Мосоха сын Я да дочь Вуза, да сама река
Яуза свое название подсказывает: «Я узкая». А про реку Мо-
скву такую старину сказывают да былину поют.
И он провел пальцами по струнам гусель:
А как старым стал Илья Муромец,
Умирать пошел в Карачарово.
Не дошел... упал у большой реки.
Тут и смерть пришла к Илье Муромцу.
Не нашли Илью у большой реки,
Лишь нашли курган по-над берегом.
И поставили тут часовенку...
Как поставили, так услышали –
Будто вздох дошел:
«Надо мощь ковать!»
И второй дошел – только:
«Мощь кова...»
В третий раз дошел – только:
«Мос... кова...»
Так и стала зваться река: Москва.
Знать, имя «Москва» сам богатырь Илья подсказал, чтобы
на этом месте новую мощь Русской земли ковали! – закончил
гусляр.
– Прошу тишины! – обратился к участникам диспута веду-
щий. – Ко мне поступили записки еще с несколькими вариан-
тами происхождения слова «Москва». Приходят все новые за-
явки. Кратко прочту: Москва – «сосновая река», «быстрая
река», «грязная»... хм... Москва – «щавелевая», «смородино-
вая», «связующая, узловая река» – хорошая версия... И нако-
нец: «Мо су ко» – на языке древних прародителей славян-антов
означает «тихая, теплая река». Кто же это так считает? Вы, мо-
лодой человек? – спросил Главный Топонимист сидевшего в
углу молодого ученого.
– А что в этом уж такого невозможного? Здесь прочитаны
все части названия в древнем звучании.
– Но позвольте, – сказал Академик гидронимики, – вряд ли
предки славян говорили почти как по-китайски!
– А вы можете документально подтвердить, как они говори-
ли? Я только высказал версию и не настаиваю на своей безу-
словной правоте...
– Коллеги! – сказал ведущий диспута. – Давайте не будем
что-либо категорично утверждать. Послушаем мнение гостя
нашей страны – уважаемого преподавателя, – и он предоста-
вил слово Сергею Сергеевичу.
– Уважаемые ученые! – обратился к собранию Сергей Сер-
геевич. – Мне кажется, что проблема происхождения названия
«Москва» сродни многим, связанным с названиями рек, –
самым
древним на земле. До поры до времени никто особенно
не задумывался, откуда пошло слово «Москва». До той самой
поры, когда Москва стала столицей России и ее название заин-
тересовало многих людей, и не только в России.
«Кто же знал, что Москве государством быти?» – так вопро-
шал неизвестный автор виршей (стихов) семнадцатого века.
И когда историки, писатели, вообще люди, интересовавшиеся
стариной, начали выдвигать свои гипотезы о том, что означает
это ставшее великим слово, память об истинном его происхо-
ждении давно исчезла... Поэтому сколько бы ни выдвигали
версий, ни одна из них не может считаться до конца обоснован-
ной. Остается только каждому, как говорится, быть при своем
мнении.
– Спасибо, коллега! – поблагодарил Сергея Сергеевича Глав-
ный Топонимист. – Итак, мы огласили и рассмотрели двадцать
одну версию происхождения топонима «Москва». Действитель-
но, ни одна из них не может до конца быть проверена наукой. Но
я думаю, что мы совсем не зря провели сегодня этот диспут.
– Конечно! – поддержал ведущего Академик гидроними-
ки. – Споря и доказывая свои варианты объяснения, мы углу-
бляемся в глубокую древность и представляем себе, как люди
выделяли в природе важные для себя признаки, какие у них
были важнейшие занятия.
– А это все, – продолжил Главный Топонимист, – могло пе-
рейти в названия рек, ручьев, озер, горных хребтов – всего
природного окружения человека. И это вносит важные штрихи
в исследование истории появления таких городов, как Москва.
Я думаю, никто не возразит, что наш диспут можно считать за-
крытым.
– Просьба подойти ко мне желающим записаться на дискус-
сию по теме «История названия реки Волги», – объявил Акаде-
мик гидронимики.
– Давайте придем и на это заседание! – предложила Сергею
Сергеевичу Настя.
– Очень интересно! – поддержал ее Ваня.
– К сожалению, мы не так часто встречаемся на занятиях по
введению в историю, – ответил преподаватель, – и нас ждут
еще другие путешествия.
– Сергей Сергеевич! – сказала Даша, когда все выходили из
зала. – Ну хорошо: я поняла, что город Москва назван по
Москве-реке. Но почему именно названия рек самые древние?
– А вы подумайте. В первобытные времена еще не было го-
родов и почти не было крупных поселений людей, носивших
постоянные названия. А то, что было, давно опустело, и те име-
на до нас не дошли. Но реки, у которых чаще всего селился че-
ловек, текут и сейчас и доносят до нас названия на древних
языках, которые зачастую уже непонятны. Так и с Волгой – то
ли это от финского корня «большой» – «большая река», то ли от
славянского «влага» или «воля». А Нева? Или от финского
«нево» – «большая вода», или от некоего корня, означающего
«болото». Можно, конечно, объяснять непонятные названия
просто, или, как говорят, наивно. Нева – «новая» река, Жиз-
дра – искаженное «жив-здрав»...
– Москва – «мощь ковать», – напомнил Ваня.
– Это легко придумать, но вряд ли можно серьезно дока-
зать – из современного-то языка! А ведь некоторые ляпсусы в
объяснениях названий иногда попадали, например, на гербы
городов...
– Как это – на гербы? Это же геральдика, а не эта... онома-
стика! – заметил Алеша.
– Вот, например, на гербе города Старица изобразили... ста-
руху с клюкой. А ведь на самом деле все очень легко: старица –
старое русло реки, на котором возник город. Но герб составили
через пятьсот лет после его основания и вот так все переосмыслили...
– А с названиями городов, которые не по рекам, проще? –
спросил Ваня. – Они же более новые...
– Как правило, проще. И, конечно, они тоже рассказывают
многое о себе. Ну хотя бы названные в честь основателя. Ярос-
лавль основал князь Ярослав, Ивангород – князь Иван Тре-
тий.
– А почему Ярославль, но Владимир – просто, как имя? –
заметил Ваня.
– Город Владимир, названный в честь Владимира Монома-
ха, когда-то тоже имел суффикс на конце и назывался Володи-
мирь – «Владимиров». А потом «Володимирь» как-то перешло
во «Владимир»... Кстати, в области топонимики вы тоже уви-
дели, что исторические науки приходят друг другу на помощь.
С какими из них вы встретились на диспуте?
– Там был Фольклорист, – вспомнила Настя. – А еще мы
вспоминали про геральдику, антропонимику. А еще подска-
зать происхождение названия, я думаю, могут и археологи.
– Вы опять неплохо все усвоили. Так же дружно историче-
ские науки изучают происхождение названий племен и наро-
дов – это наука этнонимика. И оказывается, что каждый народ
хорош по-своему. Этнонимисты считают, что эллины, то есть
греки, – «солнечные люди», белорусы носили белую одежду,
латыши – латы, казахи – «вольные», «свободные». А какая
увлекательная наука космонимика – о том, как человек назы-
вал звезды, созвездия и планеты! Все это связано с календа-
рем, так что во дворце Космонимики часто бывает Храни-
тель...
– Времени! – вспомнили ребята.
– А теперь нам пора обратно в класс.
* * *
– А задание какое? – спросила в классе Даша.
– А по топонимике я предлагаю вам дома сделать вот что.
Все вы обычно выезжаете куда-то отдыхать за город – на дачу
или в деревню. Скоро вы снова туда отправитесь. Там кругом
море интересных названий. Назовите сейчас какие-нибудь из
них.
– У меня рядом с дачей – река Воря, – сообщила Даша.
– А я приезжаю в Дмитровский район, там недалеко город
Яхрома, – отозвался Алеша.
– Я была в лагере, там река Нара, – сказала Настя.
– Я с родителями иногда отдыхаю под Звенигородом, там
есть такая смешная остановка – Хлюпино, – рассказал Ваня.
– Вот и попытайтесь найти объяснение происхождения этих
названий. А если не найдете – попробуйте предположить сами!
В следующий раз я послушаю ваши версии.