Нелюбовь 2017. Непосредственный отзыв на фильм

Критик Тычущий Носом
Одним июньским воскресеньем в приятной компании я посмотрел фильм "Нелюбовь". Почему выбрали мы этот фильм в тот день? Во-первых, нашумевший. Участие в 70-м Каннском фестивале принесло фильму Приз жюри. К тому же, высок оказался рейтинг: на "КиноПоиске" 7,66 (на сегодня, по оценке около 8 тыс. зрителей), а на IMDB целых невероятных 8,4 балла по оценке 562 зрителей.

Фильм хорошо, образцово снят той же командой, что выдала в 2014 году другой нашумевший фильм, "Левиафан" (с меньшим рейтингом на "КиноПоиске" - 6,89 усредненных балла, но по оценке целых 80 тыс. зрителей).

Чувства безысходности мне фильм не внушил. Хотя "нелюбовь" изображена наглядно и доходчиво, герои не вызывают отторжения, образы не фальшивые, обрисованы без предвзятости, а местами и с сочувствием, по-чеховски, без навязчивого морализаторства. А уж поисковый отряд, так там все просто замечательные. С одной стороны, "нелюбовь", но с другой - спасательный отряд. Этакий луч света во мраке нелюбви, ибо пока в России есть такие ПСО, у нас тут далеко не все потеряно! Но должна же быть что-то в противовес тотальной нелюбви, для баланса?  Да, и это, пожалуй, истинная доброта. Мда-а, видимо, не только Америка - страна контрастов.

Что же внушил мне фильм? Прежде всего, понудил провести параллели с моими жизненными ситуациями. Поделюсь. Давным давно, когда мне было десять лет, из нашей семьи исчез отец, из-за чего я, конечно, переживал, так как, любил его искренней детской любовью. Помню, последний раз он прилетел к нам с мамой на самолете. Он вышел в зал аэровокзала, я бросился к нему бегом, прыгнул на шею, обвив руками и ногами.  С тех пор отца я лет пять вообще не видел (потом редко), хотя нуждался в нем. Папа с энтузиазмом погрузился в строительство следующей семьи. Потом еще одной. Да и брак с моей матерью не был у него первым.

В фильме мальчику 12 лет, и прямым текстом говорится об особой нужде в отце в этом возрасте. Алеша страдает от того, что не нужен не только отцу, но и матери. Мать делится по ходу действия, что замуж вышла без любви, а лишь только, чтобы сбежать от злой матери, ребенка не желала, родила с большим трудом и даже молока ее организм младенцу пожалел. Нелюбовь. Мать увлечена состоятельным 47-летним любителем китайской гимнастики. Отец ожидает рождения своего ребенка от новой пресимпатичной подруги сердца. С которой, как предполагает мать Алеши, он сыграет ту же шутку: лет через двенадцать ее бросит, и заведет следующую. Мальчик подслушал разговор, в котором родительская нелюбовь обрушилась на него мертвящей снежной лавиной.

В то время, как его родители проводят полные плотской любви ночи с новыми партнерами (есть хорошо отснятые постельные сцены), мальчик исчезает. Первой тревогу забила мать. Милиция, в лице сотрудника с голосом, от которого мурашки бегают по спине, ссылается на загруженность и предлагает обратиться в поисково-спасательный отряд. Отряд с энтузиазмом берется за дело.

Найти мальчика не так просто, а фильм идет два с лишним часа. Будет еще много чего, и смотрится интересно. Будет сцена с бабушкой Алеши; будут выведывать у школьного друга мальчика где у них "база"; сцена в больнице. Душераздирающая сцена в морге. Все актеры сыграли если не отлично, то хорошо.

Найдется ли беглец? Смотрите сами. Или читайте Википедию, которая передает сюжеты фильмов в подробностях.

Что такое "нелюбовь"? Предлагаю такую трактовку: это, конечно, не синоним "ненависти", а просто отсутствие любви. То есть, равнодушие. Пресловутое равнодушие. Бернард Шоу: "Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, — это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом — суть бесчеловечности". Итак, этот фильм, о равнодушии, которое граничит с бесчеловечностью.  И это не где-нибудь, а у нас под носом. А потом мы удивляемся, почему у нас такое на Донбассе (в фильме есть документальные кадры оттуда).

Очерняет ли фильм российскую действительность? Нет, не думаю (хотя камушек в огород православной церкви брошен, что есть, то есть). Скорее, это интеллигентный взгляд на нее, и понуждение задуматься о проблемах. Вопросы поставлены по-классически тонко, за это спасибо режиссеру Андрею Звягинцеву и всей команде кинематографистов.