Они боролись с коммунизмом Кн. 2 гл. 5 ч. 2

Владимир Бровко
ч.2

                "Красный эпископ" Фан Ноли и его роль в истории Албании

    В первой части этой главы  мы с вами уважаемый  читатель рассмотрели  общий ход  истории Албании от провозглашения ее независимости в 1912 году и до ее оккупации в 1939 г.  Италией с последующей ликвидацией ее государственности включением   в границы страны как новой административной единицы.

     Причем  упор  мы  сделали  на изучение жизни и деяний  первого и последнего на сегодняшний день албанского короля Ахмета Зогу "Первого". Т как он  был бы нам не интересен, мы  все же ложны  прервать хорологию повествования и вновь вернутся  в 20 годы XX века чтобы очень подробно  разобраться  с еще одним "знаменитым албанцем" по имени  Фан Ноли.
     В первой части мы  о нем кратко упоминали как о человеке не смотря на  монашеский чин и сан эпископа совершившим  военный переворот Албании в ходе которого был  и свергнут  король Зог Первый ,  а сам Фан Ноли  занял " его место"   но уже только  в ранге  Премьер-министра.
  Этой политической ситуацией быстро воспользовались  в Советской России. ибо как только Фан Ноли стал премьер министром в Албании с котрой  Советская Россия не имела никаких дипломатических контактов была послана советская миссия во главе с А.А. Краковецким

    Итак, Аркадий Антонович Краковецкий (1884—1937) — эсер, деятель советских спецслужб.
                Биография
Окончил Орловский кадетский корпус (1902), Михайловское артиллерийское училище (1905).
     Подпоручик армии Российской империи, член партии эсеров с 1905 года. Активный участник революции 1905 года.
     Член тайной офицерской революционной организации. Участвовал в подпольной революционной работе.
     В декабре 1907 года арестован, находился под следствием в Варшавской цитатели, в 1909 приговорён к восьми годам каторжных работ.
      В 1909 году отбывал наказание в Ломже, в 1910—1911 гг. — в Тобольском централе, в 1912—1916 гг. — в Александровском централе. В 1916—1917 гг. находился в ссылке в Иркутске.
     В 1917 году амнистирован Временным правительством и «для сравнения со сверстниками» произведён в подполковники;!!! командовал войсками Иркутского военного округа!!!
      Был избран депутатом Всероссийского учредительного собрания от Румынского фронта по эсеровскому списку.
      С января 1918 года занимал пост военного министра Временного правительства автономной Сибири.
        Сложил свои полномочия в июле 1918 г. 12 декабря 1918 года зачислен в резерв чинов при штабе 4-го Восточно-Сибирского корпуса с принятием на учёт при управлении коменданта города Иркутска.
        В ноябре 1919 года  вместе с Гайдой — один из руководителей антиколчаковского восстания во Владивостоке.
       С 1922 года работал в системе Наркоминдела РСФСР.
        Был полпредом в Албании, затем консулом в Мукдене.
        В 1922 году выступал на процессе эсеров свидетелем обвинения. Член РКП(б) с 1922 года.
      С 1928 года официально работал в ОГПУ, был сотрудником экономического управления, возглавлял особое бюро при секретариате управления, занимавшегося изготовлением поддельных документов!

       После увольнения из ОГПУ работал помощником начальника 2-го отдела Комитета резервов при СТО СССР.
       Проживал в Москве. Арестован 7 мая 1937 года.
      Приговорен ВКВС СССР 2 декабря 1937 года по обвинению в шпионаже и участии в террористической диверсионной организации к высшей мере наказания. Расстрелян.
       Реабилитирован в июне 1957 г. ВКВС СССР
      Ну, а теперь разобравшись с лучшим другом  Фан Ноли  А. Краковецким и не питая больше никаких иллюзий,  что он был просто рядовым советским дипломатом а не резидентом первой разведмиссии  ОГПУ СССР в Албанию мы  можем перейти к изучению биографии нашего главного героя "Красного эпископа" Фан Ноли.
     И тут если порыться  в энциклопедических словарях то можно узнать, что:
     "Епископ Феофан (алб. Peshkop Theofan, в миру Фан Стилиан Но;ли, алб. Fan Stilian Noli, при рождении Феофа;нис Стилиану; Маврома;тис, греч. ;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;; 6 января 1882, деревня Ибрик Тепе, Восточная Фракия — 13 марта 1965, Форт-Лодердейл, Флорида, США) — албанский и американский религиозный, общественный и политический деятель; епископ, один из основателей Албанской православной церкви; министр иностранных дел Албании (1921), лидер Июньской революции 1924 года, премьер-министр Албании (1924); историк, поэт, писатель."
    Вот такая  информация!
    Но к ней  мы  сможем вскоре добавить и новые оценки личности Фан Ноли. скажем  - политический авантюрист ставший  иностранным агентом советских спец.служб.

    И чтобы  убедится в том, что автор не сгущает с присущей ему прокурорской риторикой исторические краски и не пытается умышленно очернить Фан Ноли то давайте вместе внимательно разбираться с его биографией.
                Ранние годы
       Предки Ноли издавна несли военную службу султану ( вначале как янычары!)  и были поселены в окрестностях Константинополя, во Фракии.
       Его дядя, попав в плен к русским и просясь на богослужение, на вопрос, как он, православный, может служить басурманам, ответил:
       «Религия — религией, а профессия — профессией».
        Это воистину  замечательное афористическое выражение уже наш Фан Ноли творчески переделал, он сделав религию своей профессией в итоге стал политическим авантюристом и в этом качестве и вошел  в реальню. албанскую историю.
        А вот ранее  детство и юность ничего такого для полугрека-полуалбанца Феофа;ниса Стилиануа Маврома;тиса,( а он еще не стал  Фан Ноли)  ничего такого не предвещала.
    Учился он вначале в греческой средней школе в Эдирне.
      Возможно, в юности он считал себя скорее греком: его ранние статьи подписаны «Феофан Мавроматис». Но со временем молодой человек начинает использовать албанизированные имя и фамилию, войдя в историю как Фан Ноли.
        В 1900 году, после короткого пребывания в Константинополе, поселился в Афинах, где  пристрастился  к богемной жизни: ему удавалось немного подрабатывать переписчиком, суфлёром и даже актёром. И актерские навыки ему очень пригодились в его дальней  жизни когда он принял  религиозный сан православного священика!
      Ну а пока  путешествуя с одной странствующей театральной труппой по греческим поселениям в восточном Средиземноморье и постигая  Азы  актерского мастерства Фан, Ноли попал в Египет.
      Покинув труппу в Александрии, с марта 1903 по март 1905 года он работал преподавателем греческого языка, а также служил певчим сначала в Шибин-эль-Ком, а с марта 1905 по апрель 1906 года — в Эль-Файюме, где осела небольшая албанская колония.
     К несомненным достоинствам молодого Фан Ноли  следует отнести его талант -полиглота. Он сумел самостоятепльно во время своих путешествий овладеть основами ( в разговорной  форме)  13 иностранными языками в том числе и русским языком.
   Как переводчик он  к этому времени 1905 г.  перевёл на албанский язык Шекспира, Сервантеса, Омара Хайяма, Фёдора Тютчева, Генри Лонгфелло, Генриха Ибсена, Льва Толстого, Максима Горького.
    А проживая  в Александрии Фан Ноли сумел завязать отношения с албанской диаспорой и стал горячим сторонником "албанского националистического движения".
     Здесь он написал несколько статей на греческом языке и перевел послание Сами Фрашери «Албания: какой она была, какой она стала, какой она будет» на греческий.
      В Египте Ноли обрел наставника – монаха Нила, и под влиянием общения с ним у него появляется желание стать православным священником.
      Кроме того, он познакомился с национальными лидерами албанской общины Спиро Дайном (1846–1922), Йани Врухо (1863–1931) и Афанасом Ташко (1863–1915), которые побудили его эмигрировать в Америку, где он смог бы найти лучшее применение своим талантам. И Ноли согласился.
      В апреле 1906 года на пароходе с билетом второго класса, который оплатил Спиро Дайн, Фан Ноли отправился через Неаполь в Новый Свет и 10 мая прибыл в Нью-Йорк.
     Проведя три месяца в Буффало, где он работал на лесопилке, Ноли переехал в Бостон.
     Там издатель Сотир Пеци (1873–1932) дал ему работу с минимальной зарплатой в качестве заместителя редактора бостонской газеты «Kombi», в которой он работал до мая 1907 года и где публиковал статьи и передовицы под псевдонимом Али-Баба Китеза.
      Это были трудные месяцы для Ноли, он чувствовал себя в Америке чужим и всерьез подумывал об эмиграции в Бухарест, но вера и поддержка Церкви помогли ему пережить этот период.
      Он становится певчим албанской общины в Бостоне и алтарником в ее храме.
     И тут для Фан Ноли вдруг открылось совершено новое поле деятельности для его авантюрного характера!
      В то время все православные в Северной Америке находились в юрисдикции Русской Православной Церкви, греческие священники которой служили и для православных албанцев, которые не имели священников из своего народа.
       Между православными албанцами и греческим духовенством существовало напряжение, которое достигло кульминации в 1907 году, когда греческий православный священник отказался служить на похоронах албанца в городе Гудзоне, штат Массачусетс, на том основании, что якобы умерший был автоматически отлучен от Церкви, поскольку был националистом.
       Ноли созвал заседание представителей православных албанцев со всей Новой Англии, на котором делегаты решили ходатайствовать перед священноначалием о создании албаноязычного прихода и о рукоположении для него священника.

      А дальше больше! Встало вопрос  кто  будет  этим священником.      И тут вперед вышел наш Фан Ноли и он  хоть и слыл  в кругу своих друзей  закоренелым материалистом и атеистом, но завил, что он готов принять сан священника и стать по сути первым священником независимой Албанской Православной церкви  в США!
     Собравшиеся  американские албанцы одобрили кандидатуру  Ф.Ноли и он  уже 9 февраля 1908 года в возрасте 26 лет становится вначале диаконом в Бруклине, а 8 марта 1908 года — священником.
        Обе хиротонии совершил архиепископ Алеутский и Североамериканский Платон (Рождественский).
        И тут  Фан Ноли вновь пригодился его талан  переводчика и знание языков ибо он в 1908 г. самостоятельно  перевёл с греческого на албанский язык "Божественную литургию святого Иоанна Златоуста".
       Далее став священником, Ноли продолжает активно участвовать в националистическом движении.
       Отец Феофан наряду с церковным служением вел активную общественную деятельность среди албанцев Америки.
       С февраля 1909 по июль 1911 года он редактировал газету «Dielli» («Солнце») – рупор албанской общины в Бостоне.
      10 августа 1911 года он отправился в четырехмесячное путешествие по Европе, где проводил богослужения на албанском языке для поселений в Кишиневе, Одессе, Бухаресте и Софии.
      Вместе с Фаиком Коница, прибывшем в Соединенные Штаты в 1909 году, Феофан Ноли основал 28 апреля 1912 года пан-албанскую федерацию Америки «Ватра», которой вскоре суждено было стать самой влиятельной и значительной албанской организацией в Америке.
        Феофан Ноли становится признанным лидером американской албанской православной общины, а также авторитетным писателем и журналистом национального движения.
        В ноябре 1912 года Албания была провозглашена независимым государством, и 30-летний Ноли, имея диплом бакалавра Гарвардского университета, поспешил обратно в Европу.
       В марте 1913 года он присутствовал на Албанском конгрессе в Триесте, который был организован его другом и соперником Фаиком Коница
      Тут так же надо отметить, что к  появлению в США  независимой "Албанской православной церкви" под патронатом РПЦ  в самой Албании с давних пор существовала  Албанская православная церковь  и в Греции отнеслись крайне негативно.
       Ведь Православная церковь в Албании издавна находилась под сильным влиянием Греции и противостояла национально-освободительному движению!"!!
      И вот тут Ф.  Ноли, проявляя  присущий ему  политический авантюризм вместе с группой албанских националистов, начал стремился к созданию независимой  от Константинопольского патриархата -""Албанской православной церкви".
        В мае 1915 года отец Феофан вернулся в Соединенные Штаты
     . С 21 декабря 1915 по 6 июля 1916 года он снова был главным редактором бостонской «Dielli», ставшей к тому времени ежедневной газетой.
      В июле 1917 года он снова стал президентом федерации «Ватра», которая в связи с хаотической ситуацией и политическим вакуумом в Албании стала рассматривать себя в качестве своего рода албанского правительства в изгнании.
      В сентябре 1918 года Ноли основал англоязычный ежемесячный журнал «Адриатик ревю», который финансировался федерацией, чтобы распространять информацию об Албании. Ноли был редактором журнала в течение первых шести месяцев, затем его сменил в 1919 году Константин Чекрези (1892–1959).
        На средства, собранные «Ватрой» под руководством Ноли, албано-американские делегаты были посланы в Париж, Лондон и Вашингтон, чтобы содействовать международному признанию албанской независимости.
        Столь же активной его деятельность была и на церковном поприще.
       Иерей Феофан организовал несколько новых албанских приходов, составивших Албанскую православную миссию, администратором которой он был назначен в 1918 году епископом Канадским Александром (Немоловским).
       В этом же году иерей Феофан принял монашество и владыкой Александром был возведен в сан архимандрита.
       В феврале 1919 года на Втором Всеамериканском Церковном Соборе в Кливленде была наконец официально создана Албанская православная епархия в рамках Североамериканской митрополии Русской Православной Церкви, в которую вошли приходы штатов регионов Новая Англия, Среднеатлантический и Великие озера. Архимандрит Феофан Ноли был избран ее епископом.
       Однако благословения на эту хиротонию Святейшего Патриарха Тихона (Белавина) получить не удалось из-за невозможности установления с ним связи в тяжелые послереволюционные годы
      Современные албанские историки даже утверждают, что это мол только благодаря его  усилиям президент Вудро Вильсон поддержал международное признание независимой Албании (провозглашена в 1912), которая в 1920 была признана Лигой наций. И приводят вот такие доказательства.

     "В следующем году, учитывая авторитет архимандрита Феофана (Ноли) как политического и религиозного лидера албанской общины, его поставили во главе албанской делегации в женевскую Лигу Наций, где он добился успеха и Албания была принята в Лигу 17 декабря 1920 года.
      Впоследствии сам он считал прием Албании в Лигу Наций своим наибольшим достижением в сфере политики.
      Членство в этой организации дало Албании впервые признание во всем мире.
        В комментарии от 23 июля 1924 года «Манчестер Гардиан» писала об архимандрите Феофане как о «человеке, который был бы замечательным в любой стране. Опытный дипломат, эксперт по международной политике, искусный участник прений, с самого начала он оставил глубокое впечатление в Женеве. Он мастерски побил своих балканских оппонентов и всегда делал это с широкой улыбкой. Он является человеком широкой культуры, который прочитал все, что достойно прочтения на английском и французском языках».
      Успех Ноли в Лиге Наций утвердил его в качестве ведущей фигуры в албанской политической жизни.
      Из Женевы он вернулся в Албанию и с 1921 по 1922 год представлял федерацию «Ватра» в албанском парламенте.
       В 1922 году он был назначен министром иностранных дел в правительстве Джафера Юпи (1880–1940), но ушел в отставку через несколько месяцев.
       В сентябре 1922 года архимандрит Феофан (Ноли) представлял американскую Албанскую епархию на Великом Албанском Церковно-народном Соборе в Берате (Албания).
       По решению Временного верховного церковного совета Албанской Православной Церкви епископ Бератский Христофор (Киси) и епископ Мелитопольский Иерофей 21 ноября 1923 года в кафедральном соборе во имя великомученика Георгия в Корче хиротонисали Феофана Ноли во епископа Корчинского.
       В это время была неканонический объявлена автокефалия Албанской Православной Церкви, которую не признавал Константинопольский Патриархат, в состав которого входили прежде епархии Албании, и Албанская Церковь на несколько лет оказалась в расколе, лишившись общения с Поместными Церквями.

       Но занявшись политикой и не будучи особо рьяным прозелитом сам Ф. Ноли  монашеских одежд Ноли обычно не носил: на фотографиях можно видеть строгий костюм с галстуком.
      Ко всем своим  политическим  взглядам  Феофан Ноли был принципиальным сторонником полного отделения религии от политики, что было очень не типично для того времени.
     Но всего этого высокого положения  в албанском высшем обществе честолюбивому Ф. Ноли показалось мало и он нацелился на захват  верховной власти.
      Благо быстро появился и нужный ему  повод.
       23 февраля 1924 года в парламенте была предпринята попытка покушения на жизнь Ахмета Зогу, а два месяца спустя, 22 апреля 1924 года, националистический деятель и депутат Авни Рустеми (1895–1924) был убит – как предполагают, зогистскими силами
      После того,Ноли произнёс на его похоронах пламенную речь, которая привела к восстанию и бегству консервативного премьер-министра Ахмета Зогу.

       Хотя власть в Албании на краткое время перешла к другому консерватору, Шефкету Верладжи, вскоре тот также был вынужден бежать.
      Краткое время премьером был либерал Ильяс Вриони, а 17 июля 1924 году наш Фю Ноли путем военного переворота названого в истории " Июньской  революцией"  он становится  премьером и регентом страны.
       И вот тут авантюризм  Ф.ю Ноли достиг высшей степени! Ибо так называемое "Революционное правительство" во главе с Фаном Ноли выступило с декларацией демократических свобод и программой реформ. И это в Албании еще окончательно не  переживши средневековый уклад жизни!!!
       В течение шести месяцев он возглавлял демократическое правительство, которое отчаянно пыталось справиться с катастрофическими экономическими и политическими проблемами, стоявшими перед молодым албанским государством.
        Его программа «Двадцать пунктов» по модернизации Албании, включавшая и аграрную реформу, оказалась, однако, слишком поспешной и слишком идеалистической для страны.
     В письме к английскому другу он впоследствии отмечал причины своего неуспеха: «Настаивая на аграрных реформах я вызвал гнев земельной аристократии, а не проводя их, я потерял поддержку крестьян».
       И вот тут Ф.  Ноли  делает новую  крайне авантюрную политическую ставку!
      Он несмотря на учинённой в России полный разгром православной церкви и массовые репрессии против  церковников во время Гражданской войны и коллективизации о чем ему было хорошо известно от российских беженцев находит внешнеполитическую поддержку только в лице Советского Союза!!!
    И пойдя  по этому  пути он  даже вопреки  политическому бойкоту  СССР первым в Европе установил с СССР  дипломатические отношения.
        И вот тут в Западной Европе наконец  поняли, что пора остановить Ф. Ноли ибо вскоре в Албании появится " Албанская  социалистическая республика" по примеру хотя бы   той же Венгрии или Румынии!
     И вскоре Ф. Ноли  получил дипломатические протесты от Италии, Югославии, Франции и Великобритании, причём последняя ультимативно фактически угрожала свержением правительства силами беглого короля Ахмета Зогу.
         В итоге советскому полпреду А. А. Краковецкому пришлось покинуть Албанию, но это не спасло Ноли.
        Его правительство пало в результате нового военного переворота, организованного на Рождество 1924 году группой сторонников Зогу.
        Самого А. Зогу поддержали остатки  еще вполне боеспособной "Российской Белой армии", нашедшие  политическое убежище в Югославии.
       И через  две недели Зогу при поддержке  российских  белогимигрантов  составивших  ударную силу его  армии вернулся в Албанию, а Ноли и ещё шесть членов кабинета министров срочно бежал на пароходе в Италию (на родине они были вскоре заочно приговорены к смерти)!
      Впоследствии некоторые сторонники республиканского движения Ноли впоследствии стали коммунистами, а некоторые — албанскими фашистами.
        Это очень характерный момент лишний раз свидетельствующий о том, что никакой большой разницы между коммунизмом и фашизмом в идеологической части не существовало!
        На этом бы казалось можно было и закончить рассказ о Ф. Ноли, но это не так. Нам будет полезно узнать и его дальнейшую биогроафию.Ибо он еще не сыграл свою последнюю политическую роль в истории Албании.
      
            Эмиграция
    Первое время после изгнания Фан Ноли пытался создать за рубежом единый демократический фронт против диктатуры Зогу, который к тому времени провозгласил себя королём.
       Сам Ф. Ноли далее быстро   установил контакты с СССР, Коминтерном и Коммунистической балканской федерацией.
        В 1927 году Ноли выступает на конгрессе «друзей Советского Союза» в Москве с восторженной речью о  успехах "советской демократии"!.
        И тут мы  можем  с полным правом сказать, что Феофан Ноли таки стал  советским агентом влияния в Европе ибо  он  еще 5 лет на "советские деньги"  скитался по всему миру  пропагандируя  СССР.
   Но затем убедившись что ни в Албании ни в других странах он  не является желанным иммигрантом  вспомнил о наличии у себя  американского гражданства и в  в 1932 году возвращается  в США!
     Причем уже американские СМИ  наделяют его  с репутацией «опасного большевика» и невзирая на чин  эпископа албанской православной церкви -  едва ли не  полного атеиста.
      Но оклемавшись в богатой и спокойной Америке  наш Ф. Ноли решил оставить политику и заняться  музыкой!  И  в 53 лет, он поступает в Бостонскую консерваторию и с успехом её заканчивает.
       Затем в 1945 году получает Бостонском университете степень доктора философии за диссертацию о Скандербеге, которому посвятил также рапсодию.
      Изучал и преподавал византийскую музыку.  Написал книгу о Бетховене. Последнюю высоко оценил Бернард Шоу, сказав, что в ней виден «почерк первоклассного критика и биографа.
         
      После 1944 года установил контакты с режимом Энвера Ходжи, возникшим в Албании после Второй мировой войны, и вновь  как советский агент влияния " убедил   как авторитетный  албанец американское правительство" признать новый режим!
       Однако на предложение коммунистического правительства вернуться ответил отказом.
         Скончался Ф. Ноли  13 марта 1965 года во Флориде в возрасте восьмидесяти трёх лет.
      После его смерти в Албании начались беспрецедентные гонения на религию, которые почти уничтожили Албанскую Православную Церковь, заставив уйти ее в подполье.
      Преемник епископа Феофана (Ноли) по кафедре епископ Стефан (Ласко) в 1971 году перевел Албанскую православную архиепископию в Северной Америке в юрисдикцию Православной Церкви в Америке, в составе которой она и продолжает свое бытие по сей день.

         Так же надо отметить, что при коммунистическом режиме  в Албании именем Ноли был назван албанский университет в Приштине и в память «красному епископу» был  установлен в небольшом парке Тираны, носящем его имя и небольшой памятник.
     Но  пока мы тут разбирались с  жизнью и делами Ф. Ноли  в Албании родился и рос  ее новый политический диктатор Энвер Ходжа правивший  в Албании с 1944 по 1985 года!!!!
     Но о нем мы поговорим уже в следующей части когда будем изучать историю Албанской  партии труда  так в Албании называлась коммунистическая партия.....
                ( конец ч.2)