Абхазия. 2017

Ирина Яненсон
АБХАЗИЯ

Я бывала в Абхазии в раннем детстве. Родители отвозили меня туда для укрепления моего чересчур болезненного организма дышать морским воздухом и набираться сил. И я набиралась. Бегала босиком, купалась, чувствовала себя там превосходно, но когда возвращалась домой, все простуды и вирусы опять становились моими. Такие метаморфозы.
Во взрослой жизни в Абхазии была только один раз, проездом, наскоком из Сочи. Как раз тогда мне попался на жизненном пути один крутой абхаз, с которым мы познакомились в Сочи, он с такой любовью и восхищением рассказывал мне о своей прекрасной Абхазии, что эти чувства передались и мне. И именно тогда появилось стихотворение «До свиданья, Абхазия» и эмоции этого стиха наполовину – эмоции того абхаза, а не мои собственные. Хотя теперь, после поездки, я понимаю, что эти стихи попали в точку, только тогда я кипарис с эвкалиптом перепутала, теперь исправила, и всё нормально.

В пещерах Нового Афона я уже тоже была до этого раза. И долго мечтала показать их своей дочери. В этом году эту мечту смогла осуществить и, конечно, дочка была потрясена походом в это удивительное место.
Давным-давно вход в пещеру обнаружил 14-летний (или 16-летний) мальчик и привёл к ним специалистов. Впоследствии в пещерах начались исследования и открылся музей, директором которого и стал именно этот мальчик. Вы спускаетесь, как на метро, глубоко под землю и там вас водят по сказочным подземным залам экскурсоводы, показывают подземные озёра, гроты и огромные сталактиты… Оказывается, при СССР-е в пещерах проводились серьёзные исследования в области медицины, в частности, там пытались излечивать астму, причём довольно успешно. Местами в пещере нечем дышать из-за густой влажности, местами воздух становится приятным и, действительно, вроде бы даже каким-то лечебным. Директор музея, к сожалению, в декабре 2016 года умер. Я планировала с ним встретиться, но он меня не дождался, видимо, не Судьба… Другие люди мне не были интересны, поэтому от возможности пересечься с нынешним руководством музея я отказалась и просто передала им книжку со своей сказкой об их пещерах.

В Абхазии много святых мест и чудесных Храмов. Оказывается, в Новом Афоне некогда проживал один из апостолов Иисуса, некий Симон Кананита. Мы ходили к его келье, дочка поднялась на высокую горку и посмотрела, как он там жил. А я не полезла, и осталась внизу, в тишине возле входа в полуобвалившуюся пещеру, над которой как раз и находилась эта священная келья. Внутрь углубляться не стала, тк изнутри слышались странные шорохи и пугали меня… А, вот, снаружи мне очень понравилось. Вдруг налетели большие пёстрые бабочки, штук 40, и я сразу вспомнила Пелевина: «Пока бабочка может летать, совершенно неважно, насколько изношены ее крылья. А если бабочка не может летать, бабочки больше нет, вот и все». Возможно, это был знак, а, возможно, и нет. Тем не менее, очень примечательно, что апостол избрал для последних дней своей жизни именно это замечательное местечко. Конечно, видимо, нашлись «добрые» люди, сдали властям святого человека и власти отрубили апостолу голову на лобном месте, и теперь в речке Псырцхе, текущий под местом казни можно увидеть красноватые камешки, которые символизируют кровь пострадавшего за веру. А вообще христианство в Абхазии, говорят, началось гораздо раньше, чем в России, т.к. находились там храмы аж с 4 века.
Сами абхазы очень приятны в общении, в общем, интеллигентны, иногда начитаны и довольно умны и абсолютно неагрессивны. Работы там практически нет, народ живёт бедно, мало магазинов (как мне показалось), рублёвая недорогая для нас зона. Про войну с Грузией слушать страшно. Она ж началась в августе, прилетели вертолёты и начали стрелять и бомбить сверху прямо по пляжам с отдыхающими… Новый Афон война не слишком коснулась, но другие районы пострадали ужасно и зверства там были устроены, говорят, ужаснее фашистских. Маленькое, непризнанное государство Абхазия, сказочный клочок земли на огромной планете, его могли тогда вообще стереть в порошок, и только благодаря России этого не случилось. Поэтому абхазы, в отличии от нас самих, с трепетным обожанием относятся к отношениям с россиянами. А россияне активно делают свой туристический (и, наверное, не только) бизнес на их территории, и, как я поняла, корни некоторых турагентств, например, ненавистного мною теперь «Библио-глобус», уходят настолько глубоко в Россию, что в какой-то степени, прорастают чуть ли не в Кремле… Да, и местечко, в котором мы проживали, похоже, принадлежит одному российскому чиновнику.

На сей раз я таки побывала на даче Сталина. Очень рекомендую. Воздух там изумительный, я понимаю Сталина, который жил там по полгода. Несколько спален и кроватей, несколько ванных комнат. В ванну подключена морская вода. Говорят, Сталин боялся террористов не меньше, чем их боятся сейчас наши нынешние, поэтому, видимо, даже на пляж не ходил. Эх, мне возможности Сталина, я бы просто окружила свою купальню несколькими подводными лодками и купалась бы себе спокойно…

Сразу предупреждаю, ехать в Абхазию, конечно, риск. Медицины там, в общем, нет, приличный отель надо ещё поискать, законы там почти не действуют и на вашу страховку никто и не взглянет, и если, недайбоже, что случится, то вам придётся открывать кошелёк и молиться всем апостолам, чтобы вас не угробили, так как больнички там, говорят, на уровне первобытно-общинного строя…

Несмотря ни на что, мы с дочкой в Абхазии побывали и отдохнули отлично, и впечатлениями насладились вволю. Отдыхали в «Анакопия Clab» под Новым Афоном, я позже расскажу отдельно об этом классном заведении. Надеюсь, что жизнь моя сложится так, что я ещё не раз приеду в Абхазию, так как очень полюбила эту прекрасную маленькую страну с благоприятным для меня климатом и чистым морем, буквально кишащим добрыми (или не очень?) дельфинами. Пляж у нас был свой, и по утрам я ходила купаться, заплывала за буйки и блаженствовала в воде, которая, казалось, сама держит и не даёт утонуть…и пела песенку про море… Однажды утром возле меня вынырнул дельфин. Огромный плавник его мелькнул прямо передо мной, я от испуга заорала так, что мой голос перекрыл шум волн и был услышан на берегу. «Это бревно!» - кричали мне люди с пляжа, а я гребла к берегу изо всех сил и думала: «Сами вы бревно». А дельфин плыл за мной и вынырнул почти у самых ног, как бы в подтверждение им всем, что он не бревно. Вот, за это я ему благодарна, а то б считали меня там все дурой и боякой, а так завидовали и говорили, что мне повезло. Не знаю, почему так вышло. Мы решили, что моя песенка привлекла его, они же идут на голосовые вибрации. А дочка поймала в воде морскую звёздочку, но отпустила, она же живая, оказывается, и симпатичная, и засушивать её нам стало жалко.