10 Портрет Конька-Горбунка

Аркадий Кузнецов 2
Путешествие десятое
Портрет Конька-Горбунка

– Интересно, какие еще остались области Страны историче-
ских источников, где мы не побывали? – задал вопрос Сергею
Сергеевичу Леша в начале очередного занятия по истории.
– Их еще немало. Например, Область Метрологии. Она на-
ходится в стороне, прямо противоположной Косе времени, –
между краями письменных и вещественных источников.
– Как вы сказали, метеорологии? Это мы погоду будем се-
годня определять? – удивилась Настя.
– Нет, не метеорологии, а метрологии. Хотя изменения кли-
мата историки тоже изучают...
– Да уж, изменения все время – вчера было тепло, а сегодня
такой снег! – заметила Настя.
– Но сегодня мы займемся другим – наукой о мерах, как
переводится слово «метрология» с греческого языка. И помо-
жет нам... Конек-Горбунок. Произносите заклинание!
* * *
Все оказались на дороге, уводившей к каким-то деревянным
домикам. Сергей Сергеевич вдруг громко крикнул:
– Где ты, где ты, мил Конек?
Ты скачи к нам, Горбунок!
Заклубилась пыль, и ребята увидели маленького забавного
конька, прискакавшего по дороге. Призывно заржав, он, как в
сказке, заговорил человеческим голосом:
– Здесь я, малый Горбунок,
Я лечу, не зная ног.
Покажу гостям землицу –
Ту, где множество хранится
Образцов объемов, длин,
Веса разных величин!
Есть тут жители забавны,
Что в молве народной славны.
Поговорку в речь ввернут –
Всяку меру помянут.
– Конек-Горбунок! Вот четверо твоих юных гостей. Покажи
им Область метрологии! – попросил Сергей Сергеевич.
И конек вновь заговорил:
– На меня скорей садитесь,
Только знай себе держитесь!
– А мы влезем? – недоверчиво спросила Настя. – Нас же це-
лых четверо!
– Ничего! – сказал Конек. –
Если я возил Жар-птицу,
А в другой раз – Царь-девицу,
И корыта, и шатер –
Вас подавно я востер
Удержать в седле, покуда
Покатаю вас повсюду
В славной области моей.
Ну-ка, сядьте потесней!
Все ребята сели на конька и в несколько его прыжков оказа-
лись у затейливого деревянного домика.
– А это что? – спросил Ваня.
Конек заржал:
Этот дом посредь лесов –
Мер палата и весов;
Ну а рядом есть таблица,
Как им всем переводиться
Из старинных в наши дни.
Коль умен ты, то взгляни
На вершки и на аршины,
Что считали в век старинный,
В метрах их длину узнай,
Да и рост мой посчитай.
Это вам мое заданье –
Проверяю ваши знанья.
– А что мы знаем про твой рост, чтобы сосчитать его в ме-
трах? У нас ведь нет ни линейки, ни измерительной ленты, –
сказала коньку Даша.
– Даша, да что ты, забыла? Вот как в сказке:
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами,
– процитировала Настя.
Конек закивал мордочкой:
Это вспомнили вы верно.
Сколько ж в метрах-то примерно?
– Так, – стал прикидывать Ваня, – три вершка и еще аршин.
Посмотрим в таблицу! Вершок... Так, вершок – это, как тут на-
писано, приблизительно четыре с половиной сантиметра. А ар-
шин – это 71 сантиметр. Значит, три вершка – это тринадцать
с половиной сантиметров. Да еще уши в один аршин – плюс 71
сантиметр, всего будет тринадцать с половиной плюс семьде-
сят один – восемьдесят четыре с половиной сантиметра.
Ай да Ваня, ай да славно!
Просьбу выполнил исправно!
– обрадовался конек. –
Ну, теперь я должен вас
В благодарность в этот час
По местам по разным чудным
Провезти путем нетрудным.
Много видов покажу,
Что хотите – расскажу.
– Тут еще написано, – заметил Ваня, – что аршин – это
шестнадцать вершков, а есть еще четверть – примерно 18 сан-
тиметров. А почему были такие меры длины?
Конек ответил:
За горами, за лесами,
За широкими морями
Люди той, другой, земли
Меры ведали свои.
Измеряли локтем длинным
Эти старые аршины –
По-персидски, надо знать,
«Арш» мог локоть означать.
Воду ведрами черпали,
Мясо в бочках измеряли,
Да и с собственной ноги
Надобились сапоги.
– А я вспомнила: в вашей сказке Иванушка еще шапкой се-
ребро измеряет:
Два-пять шапок серебра,
То есть это будет десять,
– процитировала Настя.
– Что же еще можно посмотреть в вашей области? – задала
вопрос Коньку-Горбунку Даша.
– Вы садитесь на хребет,
Хоть бы задом наперед, –
Все равно увидишь много
Здесь чудесного, чудного!
Но вам меры надо знать.
Можно справочник тут взять –
Ведь волшебная таблица
Вам в дороге пригодится.
Ребята взяли справочник, лежавший на столике у таблицы,
и вновь сели на конька. Он помчался по дороге так, что захва-
тывало дух, и вскоре прискакал к большой реке с зарослями
тростника и камышей на берегу. На волнах качался огромный
корабль с высокими бортами, привязанный к берегу канатами.
На берегу ребята увидели столб с табличкой:
«Ноев ковчег. Высота – три яруса по 10 локтей, ширина – 50
локтей, длина – 300 локтей».
Конек тут же стал пояснять:
– Вот уж есть чему дивиться!
Но, как в сказках говорится,
Время дело исполнять!
Кто решится сосчитать,
Сколько это в метрах будет,
И взглянуть не позабудет
В нашу книжицу всех мер,
Чтоб определить размер?
– А что тут определять? – не понял Алеша. – Надо влезть на
этот... Ноев ковчег и приложить локти к борту. Сколько уме-
стится, столько и будет локтей. В длину, высоту и ширину.
– Сколько же ты времени собираешься считать? – удивился
замечанию товарища Ваня. – Вот же в справочнике написано:
«Локоть – древняя мера длины, равная расстоянию от локтя до
кончиков пальцев руки взрослого человека. ...Примерно 45
сантиметров». Значит чтобы получить длину Ноева ковчега,
нужно умножить 45 на 300.
Сосчитав столбиком, Ваня сказал:
– Это будет 13 500 сантиметров, или 135 метров. Высота...
так, три раза по 10 локтей, в метрах – тринадцать с половиной
метров. И, наконец, ширина – 22 с половиной метра.
– Значит, в таком корабле Ной разместил свою семью и всех
животных – каждой твари по паре, – стала вспоминать Библию
Настя. – Все-таки всем-всем здесь, наверное, было тесновато.
– Конечно, «Титаник» был больше, – заметил Алеша.
– Ну ты сравнил – «Титаник», – возразил Ваня. – Это же
очень древний корабль, он описан так, как люди тогда пред-
ставляли такой ковчег.
Тут вновь молвил Горбунок:
– Что же, чудо вы видали,
Все размеры сосчитали,
И скачу в другие я
Нашей области края.
Конек помчался вскачь дальше по дороге и в минуту домчал
до овального поля, посыпанного песком. Вокруг поднимались
каменные трибуны.
– Это же стадион! – воскликнула Даша.
– Что, мы здесь будем бегать на дистанции, что ли? – ото-
звался Алеша.
К ребятам приблизился стройный загорелый человек в бе-
лом коротком плаще и пестрой накидке.
– Древний грек, – понял Ваня.
– Путники! – возгласил человек. – Вы видите перед собой
первый в истории стадион. На таких проводились священные
игры – Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские...
– А при чем тут метеро... метрология? – спросил Алеша.
– Меры длины имеют самое прямое отношение к атлетиче-
ским состязаниям. Ведь длина бегового поля составляет один
стадий – от этого происходит и слово «стадион».
– Один стадий... – Ваня стал снова смотреть в справочник. –
Вот, нашел – один стадий равен 192 сантиметрам.
– Эллины, или, как вы говорите, греки, измеряли в стадиях
длину бега на Играх. Обычно бежали дистанции в один, два,
четыре, семь и двадцать четыре стадия. А вы, юные гости, зна-
ете радость соревнования в беге?
– Конечно, на физкультуре мы бегаем, – ответила Даша.
– На шестьдесят и на сто метров, – добавил Алеша.
– Но это же меньше чем на один стадий! Вы, правда, еще
очень юные, у вас все впереди. А сейчас подсчитайте, на сколь-
ко бегали лучшие атлеты Эллады по вашим мерам.
Ваня вместе с другими ребятами долго считал, и у него по-
лучилось: 2 стадия – 384 метра, 4 стадия – 768 метров, 7 стади-
ев – 1344 метра, 24 стадия – 2608 метров.
– Двадцать четыре стадия – это уже стайерская дистан-
ция, – отметил знающий Ваня.
– Ваше усердие похвально, – сказав ребятам древний прово-
дник. – А вообще-то в разных греческих государствах были
разные длины стадия. Единые меры на основе афинских уста-
новил для многих государств ученый муж Метон.
– Но ведь стадиями пользовались только греки? – спросил
Ваня.
– В других странах были другие меры. Впрочем, в Греции
пользовались единой мерой веса со многими государствами
Востока – миной. Поезжайте дальше – узнаете еще о многом.
Конек-Горбунок вновь обратился к ребятам:
– В нашем крае люди есть –
Всех-то и не перечесть.
Но кто встретится – я с теми
Познакомлю вас со всеми.
Крепче за меня держись,
Нашим жителям дивись!
И вновь Конек помчался дальше. Неподалеку от стадиона
ребята увидели стражника с топориком и в латах. В левой руке
он держал какое-то подобие длинной линейки.
– Стойте! – крикнул стражник. – Именем короля требую вы-
слушать высочайшее распоряжение!
– Какого короля? – с недоумением спросили ребята.
– Его Величества Генриха Первого, короля Англии! С тыся-
ча сто первого года от Рождества Христова установлена длина
королевского ярда – расстояние от кончика носа до конца сред-
него пальца руки Его Королевского Величества!
– Как интересно! А королевскую ногу у вас в области Метро-
логии не измеряли? – поинтересовалась Настя.
– Попрошу не дерзить! Для определения длины фута – рас-
стояния от пятки до мыска ноги – необходимо построить рядом
шестнадцать человек и измерить у каждого упомянутое рас-
стояние. А потом нужно сложить все эти отрезки и разделить
бечеву такой длины на шестнадцать равных частей. Это и бу-
дет настоящий английский фут!
– Понятно: «фут» по-английски – «ступня», – сказала
Даша.
– Это так потрясно считали меры длины? – покачал головой
Алеша.
– Именно так принято в доброй старой Англии! – ответил
стражник.
– Так, заглянем в справочник, – деловито сказал Ваня. –
Ярд равен 90 сантиметрам. А фут... так, фут в разное время
был равен от 25 до 34 сантиметров.
– Почему же от двадцати пяти до тридцати четырех? – уди-
вилась Даша.
– Наверное, длина ступни у людей в разное время была раз-
ной! – буркнул Алеша. – И что за странности в этой доброй
старой Англии...
– Какие вздорные шутки, юный сэр! – отреагировал страж-
ник. – Вот посмотрите: на горизонте два жителя нашей обла-
сти русского происхождения. Боюсь, что у них с мерами длины
тоже не все гладко.
И правда, с другой стороны приближались двое: необыкно-
венно рослый детина и другой, не такой высокий, но мощный и
широкоплечий молодец.
– Ого! – сказал Алеша. – Мы были на стадионе, а вот и
спортсмены!
Чем вы занимаетесь? Самбо? Дзюдо?
– Мы с товарищем моим проводим обмер полей, изгородей,
дорог – всего, что имеет длину, – ответил широкоплечий. – Вот
он далеко смотрит со своей высоты, а я знаки-столбы устанав-
ливаю.
– А как вас зовут? – спросила Настя.
– Я – Косая Сажень в Плечах, а товарищ мой – Коломенская
Верста.
– А почему коломенская? – выразила за всех недоумение
Даша.
– А потому, что самая длинная в России верста была уста-
новлена государем Алексеем Михайловичем на дороге из Мо-
сквы в дворцовое село Коломенское.
– Правда, сказывают и иначе, – вмешался долговязый. –
Будто на той дороге были установлены высоченные столбы, от-
сюда будто и пошло прозвание «с коломенскую версту», коли
человек такой высокий, как я.
– Да что это за верста такая? – поинтересовался Алеша.
– Это же у Пушкина: «Только версты полосаты попадаются
одне», – процитировала начитанная Настя.
– «Верста, – стал читать Ваня по справочнику, – русская
мера длины, равная 1067 метрам, но в старину в некоторых
районах России доходила до 1600 метров». Значит, и у нас
было, как в Англии: считали по-разному.
– Да, только в земле аглицкой мили, футы, ярды, дюймы, а
у нас, в России, все по-своему – вёрсты, сажени, аршины... –
начал Косая Сажень.
– И вершки! – вставил Ваня.
– А почему вас зовут Косая сажень? – продолжала задавать
вопросы Даша.
– Косая сажень, – деловито сказал широкоплечий бога-
тырь, – это значит самая большая, то есть столько, сколько
будет от ладони поднятой вверх правой руки до подошвы ле-
вой ноги, если я встану прямо, – и он показал, как измерять
косую сажень. – Да только не у любого человека, а у самого
плечистого.
– Потому и говорят про сильного и статного человека – «ко-
сая сажень в плечах», – добавил рослый товарищ.
– «Косая сажень, – прочитал Ваня в справочнике, – равна
213 сантиметрам». А тут еще простая и маховая сажень – 152 и
176 сантиметров.
– Простая сажень, – продолжил Коломенская Верста, – это
от плеча до мыска, а маховая – между ладонями рук, когда они
вытянуты в стороны.
128 п у т еше с т в и е д е с я т о е
Тут заговорил конек:
– Ехать дальше нам пора,
Много есть еще добра
В нашем крае, где ведется
Счет всему, что продается,
Где дорожные купцы
Ставят гири на весы.
И вновь ребята на Коньке помчались вдаль. Вскоре они уви-
дели площадь, где стоял торговый ряд. На столах купцы уста-
навливали весы и ставили рядом различные гири.
– И какие же меры у этих купцов? – полюбопытствовала На-
стя.
– Сейчас посмотрим, – сказал Ваня, и все слезли с Конька и
подошли к ближайшему купцу.
– Что у вас за гири? – поинтересовалась Настя. – Как будто
в полкилограмма.
– Это гири в один фунт. Фунт – то же, что ранее была грив-
на – слиток серебра.
– Мы это знаем, про гривну! – вспомнила Даша. – Из обла-
сти Нумизматики.
– Там еще про фунт стерлингов рассказывали, про мешочек
с серебряными пластинками, – откликнулся Алеша. – Значит,
слиток-гривна на Руси был гораздо больше, чем серебряные
пластинки в Англии?
– Может, гораздо больше, а может, и не так – точно не изме-
ряли, – пояснил купец. – Но только потом решили вместо грив-
ны все измерять фунтовыми гирями. Любой товар я в кулечки
заворачиваю по весу в один фунт. И вот – фунт изюма... Знаете
поговорку: «Эго тебе не фунт изюма», – то есть что-то не такое
приятное, как есть изюм.
– А вот эта огромная гиря – это что? – задал вопрос Ваня,
увидев в углу стола увесистую гирю.
– Это – пудовая гиря. В пуде – сорок фунтов.
– Прямо не гиря, а гирища! Такую только силачу подни-
мать, тому, у кого косая сажень в плечах! – оценил Алеша.
– Фунт – это 400 граммов, – вычитал Ваня из справочника.
И пуд в сорок раз больше – примерно 16 килограммов.
– А что измеряют пудами? – вновь обратилась к купцу На-
стя.
– Знамо дело – зерно, мясо, живую скотину, дрова. А вот тут
– мелкие разновесы. Они вот в золотниках. «Мал золотник, да
дорог», – говорят.
– Золотник, – прочитал Ваня, – равен 4,266 грамма.
– А что продает вон тот купец? Видите, у него какие-то
банки-склянки, ведра... – заметил то, что стоит на соседнем
столе, Алеша.
– Что я продаю? – отозвался другой купец. – Сбитень на
меду, квас, окрошку... А меряю их в ведрах, в штофах. Сорок
ведер – это бочка. Видите, за моим столом стоят бочки.
– Бочка, или кадь, – это сорок ведер, а ведро – десять што-
фов. Штоф, как тут написано, равен одному и двум десятым
литра. Значит, ведро – двенадцать литров, а бочка... так, боч-
ка – это четыреста восемьдесят литров, – сосчитал Ваня.
Тут встрепенулся конек:
Вот как было в старину...
Но теперь всего одну
Меру знают в разных странах –
В литрах, метрах, килограммах.
Путь мой будет завершен,
Где метрический закон
Огласит его хранитель
И блистательный учитель.
– Какой еще учитель? У нас учитель – Сергей Сергеевич! –
возразила Настя, но Конек-Горбунок уже скакал к площадке,
где ребята увидели указатель: «Единые метрические этало-
ны».
– Я рад приветствовать вас, друзья! – встретил на площадке
ребят человек в длинном темном плаще, строгом сюртуке с ма-
нишкой, цилиндре и пенсне. – Разрешите представиться: мсье
Гран-Мэтр.
– А, я все понял! Вы метр, которым теперь все измеряют, –
выпалил Алеша.
– Молодой человек, не метр, а мэтр! То есть мастер, учитель.
Но заведую я действительно метрической системой мер. Впер-
вые ее ввели во Франции в 1792 году. Ученые предложили как
основную меру длины метр, равный одной сорокамиллионной
длины меридиана Земли. Почти через сто лет метрическую си-
стему признали семнадцать государств, а ныне ею пользуется
почти весь мир. Ведь верно же, что лучше, когда у всех едины
меры длины, веса, площади, объема. Раньше ведь во Франции
были калибр, лье, в Испании – эстадель, пальма...
– В Англии – фут, ярд, в России – верста, сажень... – про-
должили ребята.
– И все они не совпадали, да еще измерялись по-разному –
по тому, у кого какие были локти или ноги, – добавил Ваня.
– Здесь вы видите эталон метра – столбик высотой в один
метр, – продолжал Гран-Мэтр. – А рядом – квадрат площадью
в один квадратный метр и куб объемом один кубический метр.
Жидкости, правда, измеряют не в метрах...
– А в литрах, – вспомнила Даша.
– Чудесно, мадемуазель! Вот тут рядом вы видите литровую
банку и шар весом в один килограмм. Тут и комната, где мож-
но измерить рост, вес и так далее.
В этот момент из комнаты вышел Сергей Сергеевич:
– Мсье Гран-Мэтр! Спасибо вам большое, но нам пора воз-
вращаться в класс. Давайте вместе поблагодарим Конька-
Горбунка, а справочник оставим пока тут, на этой площадке.
Ученики погладили Конька, а Настя дала ему ирисок. А
потом все произнесли волшебные слова и вновь оказались
в классе.
– Я понял, для чего нужна метрология. – сказал Алеша. –
Надо знать, как по нашим мерам выглядел Ноев ковчег, какие
дистанции бежали древние спортсмены, сколько взвешивали
купцы товара...
– Все правильно, – согласился Сергей Сергеевич. – В ста-
рых письменных источниках встречаются мили, версты, гра-
ны, лье, югеры – и это все надо уметь перевести на современ-
ные меры. И вот вам задание. Скажите, какие вы слышали
сегодня пословицы и поговорки, где упоминаются старинные
меры.
– «Мал золотник, да дорог», «это не фунт изюма», «коломен-
ская верста», «косая сажень в плечах», – припомнили ребята.
– Еще «от горшка – три вершка», – добавила Настя.
– Постарайтесь, – сказал ребятам Сергей Сергеевич, –
записать
и другие выражения, где остались старые меры дли-
ны, веса и объема. В нашей речи их немало...