Война лейтенанта Казьмина-1 Письмо Сталину

Мила Левицкая
Воспоминания Погодиной Клавдии Ивановны.

Клава ждала вызов из института, но его не было. Уже уехала её знакомая учительница, с которой они вместе отсылали документы. Отец, каждый день приходя с работы  спрашивал:
- Ну что, пришёл вызов?
- Нет. А может быть, он затерялся на почте? Я поеду в институт, узнаю.
Да, пожалуй, поезжай! Я попрошу сестру Авдотью побыть с внучкой.
И она поехала. Долго искали её документы. Наконец нашли. Секретарь сказала, что вызов ей не посылали, так как не допустили к сдачи экзаменов.
- Почему?
- Не знаю. Я здесь человек маленький. Вот ваши документы. Распишитесь в получении.
- К кому мне обратиться за разъяснением?
- Ну, обратитесь к директору.  Только врят ли он вас примет. Он очень занят. Да и экзамены уже начались. Поздно.

В приёмной директора сидело много народу.
- Товарищи! Разрешите мне на минуточку пойти к директору. Экзамены уже начались, а меня не допустили. Нужно узнать, почему.
- Всем надо на минуточку, - ответила женщина, - становитесь в очередь.
- Да поймите же, уже сели писать сочинение!
- Ну и что же, - отозвался мужчина, - у всех экстренные дела.
От Директора вышел мужчина. Клава проскользнула мимо него, вошла в кабинет и остановилась около двери.
- Разрешите войти?
- Так вы уже вошли. Проходите.
- Здравствуйте! Товарищ директор, у меня документы в полном порядке, а до экзаменов почему-то не допускают.
- Так вы узнайте у секретаря. Там всё известно.
- Секретарь не знает.
- Быть этого не может! Что они там дурака валяют.  Как ваша фамилия и в какой школе работаете?

- Я Рогожина, из Иловли. В школе не работаю.
- Ах, вот оно что! А где же вы работаете?
- Сейчас нигде. А работала зоотехником.
- Всё ясно. Правильно вас не допустили. Вам нужно продолжать учёбу в сельскохозяйственном институте, а не у нас.
- Но я не пойду в этот институт, так как не буду работать зоотехником. У меня муж кончает военное училище. А потом я с детства мечтала стать учительницей.
- Но, а профессию зоотехника, я полагаю, вы избрали по принуждению, а не по призванию. А потом столкнулись в работе с трудностями и разочаровались. Так что же вы думаете, учиелем легче работать? Нет. Это очень тяжёлый труд, и не все выдерживают.
- Я выдержу. Обязательно выдержу. Вот увидите. А в зоотехникум попала случайно, после трагедии в семье. Мне всё равно было, куда поступать. Пожалуйста, допустите меня к экзаменам.
- Вы что же думаете, меня погладят по головке за перетягивание кадров. На вас государство затратило колоссальные средства, а вы их бросаете на ветер.
- Прошу, вас, поймите меня. Я не могу работать зоотехником. У меня двое маленьких детей и . . .

- Послушайте! У меня нет времени и необходимости заниматься вашими семейными делами. Пожалуйста, пригласите ко мне следующего.
- Вы меня извините. Но я, всё равно не уйду от вас, пока не разрешите мне сдавать экзамены.
- Следующий, заходите! – сказал он громко.
Робко открыв дверь, кошачьей походкой вошёл мужчина.
- Ничего себе минуточка! – сказал он, с укоризной посмотрел на Клаву.
- Здравствуйте!- наклонив голову и слегка согнувшись. Поприветствовал он директора. Клава отошла к окну и не слышала, о чём они говорили. У неё было такое ощущение, словно она стоит у билетной кассы, а её поезд тронулся, медленно поплыли вагоны, чётко отбивая колёсами.
- Ну что, товарищ, - громко сказал директор и замялся. Она повернула голову. Мужчины в кабинете уже не было.

- Рогожина, моя фамилия.
- Товарищ Рогожина! Так и будете стоять в моём кабинете?
- Да.
- Поймите же вы, наконец, если я и допущу вас до сдачи экзаменов, то вы сочинение уже не напишите, поздно!
- А вы допустите.
Директор посмотрел на часы, на неё, покачал головой.
- Ну, Бог с вами, идите к секретарю! И дал ей записку.
Клава поблагодарила его, выскочила из кабинета и рысью побежала по коридору. К директору вошла женщина.
Клава от секретаря, запыхавшись, прибежала в аудиторию и приоткрыла дверь. Было тихо. Все сосредоточено писали. Преподаватель увидел её и подошёл.
- Здесь идут экзамены. Закройте дверь и не мешайте.
- Я пришла на экзамен. Вот у меня разрешение.
- Какой экзамен? Какое разрешение? Поздно! Уже переписывают сочинение набело. Придти к концу экзамена. Это, это феноменальнейшая безответственность! Нет, нет, идите!

- Прошу вас, выслушайте меня. Я задержалась, потому что долго искали мои документы. А потом ходила к директору. Разрешите мне писать. Может быть я успею. А не успею, всё равно вас  не задержу.
- Что же мне с вами делать? Ну, так и быть проходите! Только учтите, ни минуту вас ждать не буду. У меня срочные дела.
И она, поблагодарив преподавателя, села за первый свободный стол. На доске были написаны темы сочинений:
1. Базаров и базаровщина.
2. Новые люди по роману Чернышевского «Что делать?»
3. Девушки нашей страны.
Вот так-то, товарищ зоотехник,- прочитав темы сочинений, мысленно она обратилась к себе, - переоценила ты свои знания в литературе.
- Что затрудняетесь в выборе темы? – подойдя к ней, шёпотом спросил преподаватель. Если первые две темы трудны для вас, возьмите последнюю. Это так сказать, «спасательный круг». Напишите коротко, но содержательно.
Доброжелательный тон его слов вывел её из оцепенения и придал уверенность. Она быстренько на отдельном листе бумаги написала своё стихотворение: «Женщины нашей страны». И оно стало планом для сочинения. Весь организм её напрягся, словно она брала трудные препятствия на ретивом коне. Пальцы до боли сжимали ручку.
Прошу вас сдать сочинение, услышала она и подняла голову. В аудитории был только преподаватель. Он складывал в стопку сочинения.
- Да, да, сейчас. Жаль, что не успела проверить. У меня только черновик.
- Ничего, я проверю.

Она сдала сочинение, поблагодарила преподавателя и пошла за талонами на общежитие. Денег на питание у неё не было. Она поехала на тракторный завод к двоюродной сестре. Она ей одолжила немного
- Всё это хорошо. Только на душе кошки скребут. Наверное, по сочинению отхватила двойку. Вот стыда-то наберусь. О Господи! Хотя бы хиленькую троечку. А там, может быть, на устных наберу баллы.
Клава по сочинению получила пятёрку. С лёгкой руки преподавателя литературы все предметы сдала успешно и была зачислена на первый курс литературного факультета Сталинградского Пединститута.
Об этом она написала мужу, отцу и свёкру со свекрухой. Свекруха прислала телеграмму, в которой было три слова:
- Срочно забирай сына.

Клава не удивилась. Она этого ждала и была очень рада, что дети, наконец-то, будут вместе и перестанет её мучить тоска по сыну. Но ехать за ним не могла, так как в течение месяца должна была находиться на установочной сессии. Она написала отцу. Он ответил коротким письмом.

- Дорогая дочка! Поздравляю тебя с поступлением в институт. Я в этом был уверен, так как учитель – твоё призвание. Никто и ничто тебе уже не могли помешать идти к намеченной цели. Дома всё благополучно, внучка здорова, всё время в движение. За Юрочку не переживай. Он не у чужих людей, а у деда с бабой. Месяц потерпят, не умрут. Взяли на три года, а оказалось кишка тонка. Вот приедешь с сессии и, я сам за ним поеду. А пока спокойно занимайся. До скорой встречи. Целую. Твой папа.

 Закончилась установочная сессия. В деканате Клаве сказали, что она обязательно должна работать в школе и дали соответствующую справку. Она приехала в Иловлю и отнесла заявление в Районо. Заведующий Районо обещал дать ей третий класс и велел через неделю придти. Отец привёз Юрочку. В доме было шумно и весело.
Клава пришла в Районо через неделю. Но заведующий её не принял: торопился куда-то по неотложным делам и велел зайти ещё через неделю. Занятия в школе уже начались. Третий класс вела одинокая учительница, переведённая Глазковым из хуторской школы в Иловлинскую.

Клава не раз приходила к заведующему Районо. Но он под разными предлогами её не принимал. Время шло. Она не работала и уже не могла сидеть на иждивении отца. Утром, взяв детей, пошла в Районо. Дети бегали по комнате. Быстрой походкой, размахивая портфелем, вошёл заведующий.
 - Вы ко мне? Не принимаю! – сказал он и скрылся за дверью.
Она взяла сына на руки, дочь за руку и вошла к нему.
- Я же вам сказал, что не принимаю!
- Но вы мне обещали дать третий класс.
- Обещал. Но так сложились обстоятельства, что его пришлось отдать. А, собственно говоря, почему я перед вами должен отчитываться? Вы обратитесь к заведующему Райземотделом. Ведь вы зоотехник. Вот требуйте с них предоставления вам вакантной должности. Я знаю. Что зоотехник им требуется
- Почему же мне туда идти работать зоотехником? Я там работала машинисткой.
- А машинистки тоже требуются
- Вы же знаете, что я должна работать учительницей, иначе меня исключат из института.  А вакантная должность у вас была.
- Удивляюсь, у вас маленькие дети, а вы рвётесь на работу. Неужели отец вас не накормит?

- А кто ваших детей кормит вы или ваш отец.
- Не о моих детях идёт речь. А потом по какому праву вы так со мной разговариваете? У меня нет вакантной должности и, не мешайте мне работать.
- А разговариваю я с вами по такому праву, по какому вы со мной разговариваете. Удивительно! Вы занимаете такую гуманную должность и так бездушно относитесь к моим детям. А они тоже, как и ваши, хотят есть, пить, видеть отца. Но он пока не может содержать и воспитывать детей, так как готовиться стать защитником Родины, своих и ваших детей, а не мой отец, у которого, кроме нас есть маленький ребёнок. И я к вам пришла не милостыню просить, а работу, на которую имею право согласно нашей Конституции.
Во время разговора Клавы с Глазковым, Нелличка выбрасывала на пол бумаги из мусорной корзины. Потянувшись за следующей, пошатнулась, вместе с корзиной упала на пол и пронзительно закричала. Глазков, подогретый неприятным разговором и криком ребёнка, вскочил со стула.
- Безобразие! Здесь вам не детские ясли, а учреждение. Унесите отсюда детей и больше не приходите! Я вам уже сказал, что у меня уже все школы укомплектованы учителями. Сколько можно в ступе воду толочь?
- Хорошо. Я сейчас уйду. Но вы меня сами позовёте. Я ещё подумаю, придти ли к вам.

- Да вы, оказывается ещё и юмористка, - ехидно улыбаясь, - сказал он. Хорошо, как только вы понадобитесь, я сам приду за вами.
Клава взяла детей и вышла из кабинета. Она поняла, что Глазков не даст ей класс. Тут же решила идти в райком партии, но вспомнила, что секретарь, по словам учительницы Соловьёвой, всегда поддерживает Глазкова, не пошла. Рухнула её надежда на работу в школе. Страх потерять институт холодил душу.

Она пришла домой и написала короткое письмо В.И. Сталину. За обедом показала его отцу и рассказала о своём разговор с заведующим Районо.
- Ну, что же, посылай. Письмо хорошее, серьёзное. Уверен, что ответ получишь положительный.
                * * *
Клава с нетерпением ждала ответа из Москвы. Но его не было.
- Наверное, моё письмо не дошло до Иосифа Виссарионовича Сталина. Утром к ней постучали. Она вышла, открыла калитку и увидела мужчину лет 32-х с добрыми карими глазами и приятной улыбкой. Ей показалось, что она его уже где-то видела.
- Доброе утро! Вы будете Клавдия Ивановна?
- Да.
- Будем знакомы. Я, Ситников Павел Иванович, директор Иловлинской средней школы. У меня в третьем классе нет учителя.
- Как нет? Я точно знаю, что есть.
- Была. Но ушла по семейным обстоятельствам. Так вот, Завроно вызвал меня и предложил вашу кандидатуру. Я согласился. А тут, как раз совпало, что на вашей улице живёт учительница Милиция Николаевна. Иду к ней по делам. Вот Глазков и попросил меня по пути зайти к вам, познакомиться и от его имени попросить вас срочно отнести свои документы в Районо, чтобы с завтрашнего дня вы уже могли приступить к работе.

- Пожалуйста, проходите в дом.
- С удовольствием зайду в другой раз. Сейчас некогда. До завтра!
Прошло немного времени, как ушёл директор, прибежала секретарь Районо и просила Клаву срочно явиться к Глазкову.
- Что за спешка. Подумала она, одела детей и пошла к отцу в бухгалтерию.
- Папа! Пусть у тебя несколько минут побудут дети. Меня срочно вызывают в Районо. Сам директор средней школы приходил за мной, а потом секретарша Районо прибежала.
- То-то, запахло керосином! Пришло из Москвы распоряжение в 24 часа устроить тебя на работу и об исполнении доложить. Вот они и забегали, как крысы на тонущем корабле.

Глазков встретил Клаву с деланной улыбкой.
- Проходите, садитесь! Директор школы к вам заходил?
- Да. Заходил. Но вы ведь сами обещали, как понадоблюсь, за мной придти.
Ха-ха-ха! Но и коварная же вы женщина. За вами сам директор школы приходил. А я думаю, он куда приятнее для вас, чем я. Вам с ним работать. В прошлый раз мы с вами оба погорячились. Всякое бывает, живые люди. Но давайте это всё забудем. Как говорят в народе: - кто старое помянет, тому глаз вон! Заявление ваше у нас есть. Давайте документы и завтра приступайте к работе. С директором вы уже познакомились. Надеюсь, он всё вам сказал. Ну, вот всё и уладилось. Всего вам доброго.
Клава пошла к отцу.
- Как же тебя сегодня встретил Глазков?
- О! Это был не Глазков, а совсем другой человек. Бывает же такое превращение. Вообще, с завтрашнего дня я вступаю в должность учителя третьего класса Иловлинской средней школы! – торжественно произнесла она и расцеловала сидящего на коленях сынишку. Ты не представляешь, папа, как я долго ждала этого дня.
- Я всё, дочка, представляю и рад за тебя. Вот так ещё до революции радовался я, получив в школе класс. Мне, батраку, куда тяжелее было попасть в школу, чем тебе. Недаром говорили в народе, что батраку легче на небо влезть, чем учителем стать. А тебя партия и Советская власть не дали в обиду. Вон как шарахнули Глазкова по башке. Вмиг отрезвили и облагородили. А в отношении школы тебе повезло. Ситников толковый директор, не то что в неполной средней.
               
                * * *       

Прошло уже больше половины учебного года, как Клавдия Ивановна учила третий класс. Жизнь её стала содержательной и интересной. На уроки она шла с радостью и душевным подъемом, готовилась к ним тщательно, советовалась с опытными учителями. Каждый урок у неё был расписан до мельчайших подробностей. По возможности посещала уроки учителей начальных и старших классов, приглашала их и на свои уроки и благодарила за помощь. На замечания не обижалась.
Чаще всего к ней приходил на уроки директор школы. Он с большим тактом проводил разбор её уроков.
- Клавдия Ивановна! Я сегодня с удовольствием прослушал ваш урок по природоведению. Вы так интересно и увлеченно рассказывали, что я на какое-то время почувствовал себя не директором, а учеником и узнал много интересного. Недаром говорят: - «Век живи и век учись». Знания в этой области у вас обширные. Но не слишком ли вы ими перегружаете детей. Ведь это третий класс, а не студенты. Хотя слушали они внимательно и с интересом. Сегодня мой сын, в этом я уверен, уже с порога начнёт рассказывать матери об услышанном на уроке.

- Что касается перегрузки учеников знаниями, я согласна. Увлеклась, хотя и старалась преподносить материал соответственно их возрасту, но где-то потеряла контроль. А знания по животному и растительному миру мне было бы стыдно не иметь. Ведь я окончила зооветеринарный техникум. Но, к сожалению, этот документ мне сейчас мешает. Я хорошо знаю и, вы не меньше меня знаете, что глазков под разными предлогами часто шлёт ко мне проверяющих. То инспекторов Районо и Гороно, то учителей из разных школ, чтобы их руками написать мне несоответствие занимаемой должности и тем самым доказать, что он был прав, не допуская меня в школу.

- Но вы же читали их заключения. Есть незначительные замечания по отдельным урокам. Без этого не обходятся и опытные учителя. Но все проверяющие отмечают, что вы владеете педагогическим тактом, чего с сожалением, нет у некоторых учителей, тщательно готовитесь урокам, с огоньком проводите их. Дети внимательно и с интересом слушают вас. Только ещё маловато опыта. Но он приходит с годами. Так что после таких замечательных заключений инспекторов у вас оснований для волнений не должно быть. А проверяющие, в любом деле нужны, а в нашем особенно. Ведь мы формируем человеческие души и, пропускать промахов, не имеем права. Ещё мне, безусловно, нравится ваша любовь к детям. Вы во время перемены не протираете юбки в учительской, а занимаете детей играми. Вот они и тянутся к вам и, поджидают ещё на улице. Это всё хорошо. Только мне кажется, что вы скуповаты на отметки. Поймите меня правильно. Я против завышенных отметок, но и занижать нельзя. Можно подавить стремление ребёнка к учёбе. Мол, к чему учить уроки? Скажет родителям ученик, - ведь у неё больше тройки всё равно не получишь. А на три всегда отвечу.

- С вашими замечаниями я вполне согласна. Правильно, скуповата на отметки. Есть такой грешок. Недавно на родительском собрании этот вопрос подняла моя двоюродная сестра Анна Ивановна Табунщикова. Она сказала, что её дочь учит, учит уроки, а пятёрки редко получает. Я по-родственному её занижаю. Постараюсь умерить свою скупость- Клавдия Ивановна! Поделитесь секретом, как вы добились, что Бычков не стал убегать с уроков и приходит в чистой одежде?
- Да какой там секрет. Была у него несколько раз дома, посмотрела, как живёт и чем живёт. А живёт он в ужасных условиях. Мать работает на бойне, приносит домой требуху животных. Грязь, вонь. На скамье, столе, кроватях чего только нет. Поговорила с матерью, просила создать условия сыну для приготовления уроков и сказала, что буду приходить проверять. Нашла я у Саши увлечение: - любит балалайку, но играть не умеет. Настроила её, заиграла. Глазёнки у него заблестели, щёки раскраснелись. Пообещала научить играть, если у него будет хорошая успеваемость и дисциплина. Он стал учить уроки, стал требовать от матери чистую одежду. А ещё я поручила ему проверять чистоту рук у учеников нашего класса.

- А вы выполнили своё обещание?
- Конечно, выполнила. Достала балалайку, приглашаю его к себе. Я проверяю тетради, а он делает уроки. А потом учу его игре на балалайке. А иногда хожу к нему домой с условием, что он к моему приходу выучит уроки. Он не только выучит уроки, но и уберёт в комнате. Мать очень рада такой перемене сына.
- Клавдия Ивановна! Вам надо опытом воспитательной работы поделиться с учителями.
- Павел Иванович! Какой там у меня опыт работы! Это только ещё поиски. А потом мне начинающему учителю, учить опытных учителей, как проводить воспитательную работу среди учеников. Это уже слишком. Вот поработаю, наберу настоящий опыт и обязательно поделюсь. А вам большое спасибо за помощь.

- Да. Правильно догадывается Клавдия Ивановна, что Глазков с определённой целью направляет к ней инспекторов, - подумал Сытников, когда она вышла из кабинета. Он человек злопамятный, мстительный и не простит, что потрепали ему нервы из-за неё. И каждому, кого направляет к ней, говорит, что она хороший зоотехник, у неё хорошие характеристики. А уж, какой из неё учитель, мол, вам судить. И при этом жмёт плечами и делает кислую мину на лице. На меня он тоже косо стал поглядывать, считает что,  защищая её, я ему ставлю палки в колёса.

Далее - Товарищи! Война!
http://www.proza.ru/2017/06/22/698