В круге Света - Капитанская дочка. А. Пушкина

Елена Сударева
                «Я приехала просить милости,
                а не правосудия».
               
                А.С. Пушкин «Капитанская дочка»



Тревожно сейчас на душе. И словно со всех сторон тянутся к тебе щупальца этой  тревоги. Чувствуешь, как сгустки общего беспокойства о судьбе каждого из нас, о судьбе России, о судьбах всего мира, словно темными облаками, затягивают  ясный небосвод. И только мгновеньями вновь начинаешь ощущать красоту мира – пробьётся вдруг сквозь тёмную пелену яркий луч света и проникнет в самое твоё сердце.

        Есть  дивная повесть Александра Сергеевича Пушкина, законченная им за три месяца до трагической кончины, - «Капитанская дочка» (1836). Называют эту повесть ещё  «духовным завещанием» поэта. И точно недаром!
      
       Погрузившись в её таинственный текст, оказываешься ты словно в круге Света, со всех сторон объятого тьмой, но чудным образом её побеждающем.

       «Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу,  которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло…»*

     Вот так нежданно-негаданно, как в этой вдруг разразившейся снежной буре в степи, в которую попадает Петр Гринев по дороге в Оренбург, погружается в повести Пушкина  в кровавый кошмар пугачевского бунта и тихая размеренная жизнь русской провинции и больших городов. Всё безжалостно затягивает в свою воронку пугачевский смерч.

      Однако странным образом именно в этом кружащемся вихре жестокости, как свеча во тьме, вдруг  загорается в душах почти всех главных героев повести «Капитанская дочка» самая подлинная человечность и сострадание.  И  совершенно неважным оказывается, к какому  из двух враждующих лагерей  принадлежит тот или иной герой.
 
      Пушкин ломает все границы в этом новом страшном мире,                                                разделяющие людей, и именно в этом новом мире его герои словно соревнуются друг  с  другом в великодушии и смелости, о существовании которых в себе, быть может, и не подозревали в своей прежней обыденной жизни.

      Еще до всех трагических событий автор сводит, чуть не физически сталкивает «впотьмах» двух представителей этих враждующих миров – главаря бунтовщиков Емельяна Пугачева и дворянского сына, молодого царского офицера Петра Гринева, едущего в Оренбург, а затем к месту своей первой службы в Белогорскую крепость,
которую Пугачев в скором времени возьмёт жестоким приступом и зальёт кровью.

      В дикой степи, в буран происходит их знаменательная встреча: «…я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели…. Вдруг увидел я что-то черное… Я приказал ехать на незнакомый предмет» - так встречаются Вожатый (Пугачев) с Петрушей Гриневым.
      
       Вот с этого самого мига возникает между ними ничем не объяснимое таинственное человеческое притяжение, разорвать которое не сможет даже сама позорная казнь Пугачева. Пугачев «узнал его (Гринева) в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».          Оставаясь на двух разных берегах враждующего людского моря, умудряются эти два героя в повести Пушкина сохранить между собой необычайную духовную близость, сочувствие и понимание.
   
       «Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть избавителем моей любезной!» - так размышлял Петр Гринев, когда он вместе с Пугачевым направлялся в Белогорскую крепость. Именно там находилась в заточении его возлюбленная  – Марья Ивановна Миронова, дочь убитого пугачевскими бунтовщиками капитана Миронова, - в плену у  Швабрина, офицера, который  нарушил свою воинскую присягу, перешел на службу к Пугачеву и был назначен им новым комендантом крепости, а теперь принуждал  беззащитную сироту выйти за него замуж.

      В странный клубок противоречий попадает в мире Пушкина его главный герой, Петр Гринев, – в самый решающий миг своей жизни обращается он за помощью к «злодею», Пугачеву, не поступившись ни одним из своих принципов и рассказав в итоге "извергу" всю правду: «Слушай, - продолжал я, видя его доброе расположение. - Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу…  Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедною сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души… Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. «Ин быть по-твоему! – сказал он. – Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези её куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»

      Не только Петру Гриневу, но и самому читателю трудно поверить, что не сновидение всё это, что не во сне он читает чудесную повесть Пушкина, которую действительно всю слово в слово написал сам ПОЭТ.  Не могут не поражать и современного читателя своей какой-то НАДМИРНОЙ человечностью духовные проявления  героев Пушкина. А ведь действие повести происходит даже не в начале Х1Х века, а отнесено автором в семидесятые годы ХУ111 столетия, в один из самых жестоких периодов русской истории.

     И не один Петр Гринев, выросший словно провинциальный недоросль, поднимается на столь недосягаемую высоту честности, искренности, поражающей самого Пугачева, верности и сострадания.
 
     А что же сам «злодей», Пугачев? Сам он, мятежник и «кровопийца», невероятным образом  милуюет, спасает, одаривает и устраивает счастье дворянского сына.

     А разве не совершает свой духовный подвиг Марья Ивановна, капитанская дочка? Робкая и пугливая девушка бесстрашно бросается на защиту оклеветанного жениха и добивается встречи с самой императрицей Екатериной II и объяснением всех происшедших обстоятельств  спасает Гринева от позора и ссылки.

     А Савельич, дядька Гринева и верный крепостной слуга? Разве он не готов добровольно пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти от смерти  своего Петрушу, молодого барина? - «Меня притащили под виселицу. «Не бось, не бось», -- повторяли мне губители, может быть и вправду желая меня ободрить. Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! погодите!..» палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева.  «Отец родной! – говорил бедный дядька. – Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Пугачев дал знак, и  меня тотчас развязали и оставили».

    А Василиса Егоровна и Иван Кузмич, родители Маши Мироновой, бесстрашно принимающие смерть от рук мятежников? Длинный список героев повести Пушкина, открывших в себе неведомые высоты духа, можно ещё продолжить...

      Да! глубоко стоит задуматься современному читателю, зачем оставил нам, своим потомкам, эту «нехитрую повесть» великий  русский поэт и почему с  неизменным удивлением каждый раз открываем мы для себя этот вроде бы нехитрый рассказ о нехитрых, а подчас и наивных людях, а в итоге открываем для себя их бессмертное ЖИТИЕ.


Примечания

*Здесь и далее цит. по:  Пушкин А. Повести. Капитанская дочка. Bookking International, Paris, 1995.



19 июня 2017 года,  Москва



Рецензии
Написать рецензию
Ох, ЕЛЕНА!
зАГАДАЛИ ЗАГАДКУ.
Николай I дал Пушкину проездные и охранную , чтоб ехать в Оренб. губ. и на месте изучить все подробности пугач. бунта .
Фактически это была уже гражд. война. Пришлось Суворова вызывать!
И вот Пушкин пишет два совершенно разных произведения.
Одно мы учили в школе, где хороший Пугачев борется за нар. счастье.
Другое "История пугач. бунта" - подлинная картина жесточайших преступлений, после чего сам Пушкин писал:
Не дай Бог, чтобы такая свинья села на трон.
Протагонист повести - не Пугачев, а герои, которые даже под страхом жутких казней не отступили от своего долга. И царица Катерина II,, которая дает аудиенцию простой девчушке Машеньке и являет всем свою справедливость.

Нина Турицына   19.06.2017 18:52   •   Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания

Нина, спасибо большое за прочтение и отклик.
Я хорошо представляю себе сложность взгляда Пушкина,
об этом много и подробно писала Марина Цветаева в своей статье
"Пушкин и Пугачев". И как во многом я не могу согласиться с Цветаевой,
с её влюбленностью в Пугачева (Вожатого) и отрицанием почти всех остальных героев, так я не ищу в Пугачеве никакого протагониста. Даже и в мыслях этого не было.
А вот глубина души человека безмерная - у Пушкина есть! Есть она и в его литературном Пугачеве.