Как правильно написать историю?

Геннадий Москвин
       Когда-то английский поэт-романтик Джон Китс (Keats) (1795-1821), негодовал по поводу того, что Ньютон объяснил причину радуги. Китс считал, что этим уничтожено очарование этого прекрасного зрелища, с него снят покров таинственности и загадочности. Радуга, как и Луна, служила "наглядным пособием" по усвоению поэтического материала на уровне эстетического восприятия, визуальных ощущений.

     Эстетическое восприятие не требует уровня понятий, суждений, умозаключений. Этот процесс сложнее по форме и по содержанию. Эстетика - это понятие, скорее, индивидуальное. Поэтому и механизм ощущения, восприятия, представления всегда индивидуально конкретен.

     Именно в невозможности полного познания эстетических категорий,входящих в понятия литературы и искусства, кроется великая тайна вечно притягательной их силы на протяжении всей истории человечества.

     Но знание само по себе не уничтожает красоту, подобно тому, как знание химического строения жиров, белков, углеводов и витаминов не портит аппетит. Знание лишь обедняет удовольствие от самого процесса восприятия. Но тут ничего не поделаешь. Это общее правило относится как к эстетике, искусству, литературе, так и к истории.

        История - это продукт объективного и субъективного, эстетического и художественного, мифического и реального. Поэтому и расценивать написанное, задуманное как "литература", "история", "эстетика", "искусство" следует как продукт работы мысли конкретных индивидуумов, авторов произведения, которые сами являются продуктами социальной среды, общества, отношений. Со всеми реальными "за" и "против".

        Изучение таких эстетических материалов "исторического" характера как мифы, былины, летописи, сказки, легенды, сказания, саги, дайны, эпосы, басни, художественная литература и искусство, исторические романы, краткий курс ВКП(б) и так далее, показывает, что даже "исторически достоверные" документы достоверны лишь в той степени, в какой бумага и чернила, которыми они были написаны, действительно объективны, а содержание всегда, как социальный заказ своего времени, явление субъективное.

        Общественный стереотип восприятия исторического материала на протяжении столетий мало изменился, он так и остался удивительно примитивен. В то же время анализ приемов написания литературно - исторических произведений (назовем их так) свидетельствует о сравнительно небольшом количестве используемых схем и алгоритмов сочинения исторических "произведений". Эти алгоритмы удивительно схожи с приемами литературного творчества (если не сказать, что это одно и то же).

       Как же творится вектор правды в пространстве правдоподобия? Перечень приемов сочинения исторических "былин" примерно таков. Для начала из исторических событий вырезается нужный фрагмент (каркас для лепки исторического монумента). Дальше следуют отдельные операции "технологического процесса", перерабатывающие исходное сырье и придающие ему нужную "товарную форму" и "потребительские свойства":
 
- ложное противопоставление событий и фактов;
- намеренное усиление значения отдельных событий и фактов в истории;
- доведение до абсурда логикой мышления, сведение событий и фактов к догмам;
- преувеличение значения аргументов и фактов;
- односторонняя интерпретация закономерности событий;
- приуменьшение или смягчение оценок и значения отдельных событий и фактов;
- умышленная детализация фактов и событий, размывающая основной фон;
- использование логических парадоксов сознания;
- спекуляция на несовершенстве языка и мышления;
- ссылки на авторитеты, а не на первоисточники;
- умышленное нарушение логической и причинно-следственной связи событий и фактов;
- смешение терминологии, стилей, понятий, подходов;
- псевдоглубокомыслие, иносказательность;
- ссылка на религиозные постулаты ;
- применение аргументации, выходящей за пределы сознания;
- систематизация событий и фактов по неявному, несущественному или случайному признаку;
- бифуркация прописных истин – от бытия до Бога;
- повторение с изменением постулатов, смысла событий и фактов на противоположные;
- сведение мышления к моделям формальной логики;
- ссылка на псевдоисторические закономерности, например, на  "спираль развития" ;
- спекуляция на ассоциативности мышления;
- использование приема двойного истолкование;
- спекуляция на парадоксальных свойствах человеческого мышления и сознания;
- ссылка на некорректный первоисточник, как на "критерий истины";
- лженаучное обоснование выводов и оценок;
- субъективная трактовка исторических фактов и событий;

Этот перечень творческих приёмов можно продолжать и продолжать. Но можно воспользоваться и афоризмом: "Чтобы думать своей головой, не обязательно ходить в библиотеку".