Семья Харченко 5-6

Сергей Смицких
    Жизнь к двоим младшим детям отнеслась более благосклонно, чем к трём старшим.

5. Александра (1913 - 1981)

    По деревням ездил весёлый молодой киномеханик Паша Спольник, показывал селянам кинофильмы. Шура бегала в Солохи и Щетиновку на эти показы. Киноустановка, питавшаяся от керосинового генератора, была одна, поэтому через каждые 15 минут возникали перерывы, когда Паша менял бобины. Киномеханик одновременно спрашивал о впечатлениях, обещал, что дальше будет ещё интересней.
    ...Они познакомились зимой после искусственного голода. Несколько коротких встреч решили судьбу обоих - уже весной поженились. Как и положено в сельских условиях, где не канителились с появлением потомства, в следующем, 1935-ом, году родился сын Шурик, не проживший и год - его скосила скарлатина. К этому времени муж уже служил в советской красной армии.
    После демобилизации Павел уехал в Харьков и устроился охранником на завод ХЭМЗ (Харьковский электромеханический завод), где работал до 1941 года. В Гомзино он вернулся больной. После того, как выгнали немцев из Белгорода и Курска, его забрали на фронт. Павел получил ранение в лёгкое. Сделали операцию, оставив с одним лёгким.
    В 1946-ом году у Александры и Павла родился сын Миша. Отец получал пособие, дважды ездил на курорты. Через несколько лет Александра овдовела.
    Сын Михаил, отслужив три года в армии, переехал в Белгород, устроился работать в милицию. За четыре года построив дом на окраине, он стал там жить с женой, детьми и матерью.
    Александра умела гадать. Об этой её способности рассказано в очерке "Хуторская гадалка".

6. Михаил (1915 - 1995)

    Младший сын Павла Харченко окончил школу в Щетиновке и поступил в пожарный техникум в Харькове.
    В Казачьей Лопани жил брат жены Павла, который работал на железной дороге. Он устроил Мишу стрелочником на летние каникулы 1933-его года, а работающим выдавали хлебные карточки. Поэтому Михаил в адское лето уцелел.
    Техникум был закончен в 1935 году. Михаила направили в город Горький. Через некоторое время пришло письмо от племянницы Томы с просьбой забрать её к себе. Дядя выслал ей денег на билет, и вскоре она появилась в общежитии пожарной части, сама найдя дорогу по ориентиру: соседнему заводу "Двигатель революции". Сиротку (пьяный отец-вдовец минувшей зимой замёрз на дороге) приняли в шестой класс. После смерти матери она два года нигде не училась.
    В следующем году Михаила забрали в армию, а племяннице стала помогать работница ГорОНО (городского отдела народного образования).
    В ходе службы младший сын Павла Харченко поступил в авиаучилище и к началу Великой отечественной выучился на авиамеханика. Его дальнейшая служба кратко описана в рассказике "Трижды капитан".
    Неисправности в двигателях механики определяли на слух, что создавало большую нагрузку на барабанные перепонки. К тому времени, когда через несколько лет после войны появились реактивные самолёты, слух Михаила заметно ухудшился. Рёв реактивной техники усугубил ситуацию, и он комиссовался с пенсией капитана - 85 рублей в месяц.
    Купив домик с небольшим садом в посёлке Толоконное на юге тогдашней Курской области, в шестнадцати километрах от родного хутора Гомзино, поселился в нём с женой и сыном Виталиком.
    Со временем семья перебралась в Белгород. Михаил стал работать охранником на телефонном заводе.
    Улица Богдана Хмельницкого, на которой стоял завод и к которой относился дом с квартирой семьи Харченко, являлась частью автотрассы Москва-Харьков. Пешеходные переходы возле заводской остановки городского автобуса отсутствовали.
    Однажды Михаил перебегал улицу, чтобы успеть на подошедший автобус. Легковой автомобиль, мчавшийся со скоростью, вдвое превышавшей разрешённую в городской черте, зацепил и сломал его ногу, на сотые доли секунды не успевшую пересечь линию движения "гонщика". Офицер, хозяин авто, спешивший в отпуск, сам довёз пострадавшего до областной больницы. Позже он вручил семье Михаила солидную сумму "на восстановление".
    На этом жизненные перипетии Михаила Павловича закончились.

    * * *

    Подведём итоги. У Павла Харченко выросло пятеро совершеннолетних детей. Он успел увидеть двух старших внуков: Тамару и Серёжу. После войны младшие дети Александра и Михаил вырастили ещё по одному сыну. Итого - три внука и одна внучка. Такова достаточно стандартная статистика плодородного черноземья в  двадцатом веке. Притом, никто не сгинул в пламени двух мировых войн и гражданской.