Празднование Ивана Купалы 2 часть

Любовь Звездина
В день Ивана Купалы Солнце и Земля вступали в священный союз. Солнце и Небо - Купала,  Земля и Воды - Марена, Макоша благословляли мир священным союзом мужского и женского начала,  Яви,   Прави и Нави.
Мир Яви - физически,  плотный, материальный, смертный  мир душ, одетых в одежду из плоти. Мир Нави  - тонкий мир не ведомый существам мира Яви, загробный мир, в который уходят умершие люди, в котором живут предки, духи и бесы. Мир Прави, божественный высший мир светлых богов.  Купало -  Бог Яви (проявленного мира) а Мара, Марена – Богиня Нави.
Слово Купало имеет много значений: Купала – купать – купель – капель - капище. Очищающий телесное и духовное здоровье человека.
Купала – купить – копить – выкуп – прикуп  – покупать – обмывать. Приобретение благосостояния и богатства для тела и духа.   Купала – купа (объединение), соединяющий, союз. Объединяющий личность и общность, семейные, родовые союзы и народ.  Так же слово купол, произошло от Купала – купола (навершия храмов). Изначально под куполом понимали крепкую крышу над очагом (семейным). Купол – олицетворяет зенит, самую высшую точку связи Человека и Бога.
Взаимодействие Неба (Сварога) и Земли (Макоши) – есть Вселенская Любовь. «Как на Небе так и на Земле» (Свод законов Сварога). Взаимодействие Мужчины и Женщины – есть Земная Любовь. Купала – праздник Земной и Вселенской  любви.
В дошедшем до нас обряде «Марена и Купало», главные объекты ритуала, это Купало – Бог Яви (проявленного мира) и Мара – Богиня Нави  (непроявленного мира духов). Купало, символизирует ЖИЗНЬ, а Мара символизирует СМЕРТЬ. Взаимоотношение Жизнь – Смерть, проблема продления жизни, волнующая человечество по сей день.  Основная функция Купалы – объединение (купа) полярных энергий на основе любви, а не борьбы. Явь (ян) – Навь (инь); Небо – Земля; Огонь – Вода; Мужчина - Женщина.
В День Солнцестояния происходило очищение, посвящение, восхваление, укрепление  создание союза, подобного союзу Купалы и Марены.

К празднику готовились загодя, убирали чистое, высокое место возле проточной воды, речки, символизирующей изменчивый поток перемен и саму жизнь.   С расвета выкашивали траву, готовили дрова для огромного костра,  в некоторых месностях делали чучела Марены и Купалы из соломы.
Собирали травы  и цветы для лекарственных и обрядовых нужд, плели пояса и венки, изготавливали огневицы, деревянной лодочки для огня, обкладываемой по краям травой и цветами, что бы ветер не задувал пламя.
Венки символизирующие Землю, девушки плели и для себя и для парней, случалось, что и  парни плели для себя венки.

Подготовка к празднику сопровождалась играми и  шутками. В день Ивана Купалы можно было поливать друг друга водой, зачастую даже грязью, так как грязь смывали омовением, а чем больше на человека попадало воды, тем больше он совершал процедуру очищения.

Затем, когда Солнце подходило к Зениту, люди собирались на подготовленном месте, совершали молитвы, вкушали в меру праздничной трапезы и  разводили костры. В каждой местности был свой обычий разведения очищающего Огня. В некоторых селениях в основу закладывались особые предметы, чаще всего огонь добывался трением, в некоторых деревнях терли деревом ткани, в других мужчины терли деревом рубахи друг друга, с верой, что появится чистый Огонь.  На протяжении всего дня и ночи и стар и млад гадал, загадывал желания, парни демонстрировали свою удаль, а девушки свои умения петь и танцевать, заводили и хороводы. Хоровод считался наиважнейшим аспектом празднования. В нем, соединялись держась за руки люди, соединяясь в едином движении. Чаще всего хороводы состояли из трех кругов. Старшее поколение собиралось во внешний круг, они огораживали последующие поколения от бед своей мудростью и заботой. Средний круг составляли молодые пары и одинокие девушки и парни, внутренний круг - дети. Круги хоровода двигались в различные стороны. Внутренний и внешний повторяли движение. Хороводы водили посолонь, повторяя движение Солнца и противосолонь, в противоположном движении. Направление движения несколько раз менялись. Три круга так же соотносились с тремя мирами Яви, Нави и Прави и символизировали движения Солнца, Луны и Земли в едином танце жизни. Хоровод соединял в себя все четыре Стихии. Воздух представлялся веселием и пением, движение, при котором нельзя было размыкать руки, было подобно непрерывному течению реки у поляны и символизировало единение и общность всех участников праздника. Огню соответствовало круговое движение Солнца посолонь, а Земле,  сохранение и повторение традиции водить хоровод и правила его исполнения. В каждой местности хороводы заводили " на свой лад"  Девушкам в этот день нельзя было носить обычную одежду, они праздновали в нижней сорочке.
 
После хороводов, когда Солнце садилось и костры разгорались, совершали обряды очищения и благословения Огнем, прыгая через костер, сжигая в нем прошлые невзгоды и болезни.  Жар Огня - красного цвета, дарил красоту и здоровье.

В этот день девушки могли не стесняясь показывать свою симпатию тому, кто был мил их сердцу. После купания и постоянного обливания водой, веселые и кокетливые они могли позволить себя обнять, под предлогом того, что замерзли, своему избраннику.
Кульминацией праздника было сжигание на костре чучел Марены и Купалы. Огонь очищал их союз, сжигание чучел символизировало свадьбу.
Пара, выразившая друг другу свои чувства, брались за руки и разбежавшись прыгала через Огонь, который очищал и освещал их союз, после чего, было принято бежать купаться, что бы смыть с себя жар Огня и пройти очищение Водой.
Девушки старались забежать в воду  так,  что бы венок плыл по воде подобно лодочке,  по тому пойдет ли венок на дно и в какую сторону поплывет выносилось суждение о будущем. Венок символизировал круг,  хоровод,  Солнце и союз,  его так же пускали по воде вместе с    огневицами.
Со дня Ивана Купалы, до Ильина дня, начинался период купания, считалось, что вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов, поэтому купаться разрешалось именно в этот промежуток времени. В эту чистую ночь любая вода и любой огонь считались чистыми и целебными.
Последним было соединение пары с Землей, освещающей и очищающей новый семейный союз. Считалось, что в день священного союза Солнца и Земли девушки допустившие близость с любимым человеком не совершают греха, а так же чисты, как первозданная природа.
Ночью, храбрецы устремлялись в лес на поиски папоротника,  который на самом деле представлял из себя священный огонь,  подаренный людям Богом. Считалось,  что те,  кто увидит свет цветущего папоротника и сорвет его обретет власть над Землей,  он сможет находить сокровища Земли,  чистую Воду и клады.
По утру собирали росу, умывались ею и опрыскивали собранной росой свои жилища и спальные места.

Священный славянский праздник Ивана Купалы,  празднуемый в честь Солнца в день Летнего Солнцестояния,  полный радости любви и чистоты, соединял души,  земное и небесное,  человеческое и божественное,  все три мира,  три времени,  создавал будущее и укреплял настоящее.