Было и прошло - V

Нил Крас
СОВЕТСКОЕ  ВРЕМЯ (2):

 - 60-е годы ХХ-го столетия, начало брежневского застоя… Привычный вид и силуэт во многих местах изменились.
Этот снимок — очень похож на второй снимок из предыдущего коллажа. То, что он — другой, видно по иному транспорту на мосту, по отсутствию кораблика у «Авангарда».
Выше спортивного зала с бассейном — пристроенное к Мурам здание (ныне - технический лицей), которое явно дисгармонирует со старинными постройками.
Ещё выше — обезглавленный  (ни башен, ни шатров) Спас - Преображенский кафедральный Собор. За ним (как будто, вплотную) - ещё вроде бы не завершённое здание Городского совета, этот нерушимый уже полустолетие позор планировщиков исторического центра Винницы.
Вдали (где именно?) чётко видится нависающая над силуэтом Муров и окружающим пространством громада нового дома. Согласен: вид из окон верхних этаже того дома (на город и на Южный Буг) — такой, что жильцам можно позавидовать. Но вид со стороны моста на это взорвавшее привычный силуэт здание — тут завидовать нечему.
Справа от центральной улицы — Почтамт, полностью перекрывший дальнейший вид.
И два новых дома по улице Освобождения (рядом с улицей - горкома КПУ, далее - Госарбитража) строили, конечно, не думая об сочетаемости их с окружением и даже - друг с другом. О колосе - кинотеатре тоже вряд ли ломали голову: вписывается по размерам - уже хорошо!
Но башня ещё  заметна так же, как и раньше — единственное почти в первоначальном виде (изменённая самая верхняя часть её издалека не бросается в глаза) сооружение из прежде формирующих силуэт. Причём и фонарь дома, во дворе которого — кинотеатр «Родина», ещё виден.
Осколки прежнего вида и силуэта...

 - Фото датировано 1970-м годом.
Немного иной ракурс по сравнению с предыдущим снимком.
Новое — строительство чего-то впереди башни, уже перекрывшее дом (с кинотеатром во дворе) и часть башни.
На этом снимке просматривается желание проектировщиков здания почтамта создать как бы противовес Собору, что находится почти совсем напротив почтамта. И, что касается обезглавленного Собора, им это - в некоторой степени - удалось. Но когда вид Собора возвратится к естественному, будет виден примитивизм этой попытки «облагородить» роль не к месту выстроенного объекта. Этой прямолинейной громадине теперь принадлежит центральное место в открывающемся взору хаотичному ансамблю сооружений этой визуально важной части города.
Как на дрожжах (по сравнению с предыдущим снимком) подросли пирамидальные тополя перед зданием Горкома КПУ.

 - Время «расцвета» брежневского застоя.
Вот уже почти вырос во всей своей уродливости «Укртелеком», испортивший фон не только своего окружения (Костёл, Собор), но и — силуэт.
Пятиэтажка, привольно раскинувшаяся на Ново - Иерусалимской скале — тоже не украшает вид, так как нарушает «ступенчатую» перспективу (слишком высока в сравнении с расположенным за ней массивом одно- и двухэтажных домиков). Но зато жильцам открывается прекрасная панорама реки и Замостья.

 - Фото сделано с более высокой точки, что позволило частично скрыть истинное нелепое возвышение Гулливера - «Укртелекома» над окружением.
И здание Городского совета «почти равно» по высоте Собору, который так и стоит без башен и шатров: к чему они прежнему спортивному залу, а теперь Залу органной музыки?
Посмотрите по полукругу медленно на все здания: нагромождение строений, спроектированных каждое само по себе (исключая Иезуитский монастырь и Собор).
Кинотеатр «Россия» - тоже, мягко говоря, не привнёс никакой оптической гармонии в вид застроенного холма (см. второй и этот снимки).
А о красивом силуэте даже речи быть не может.
Говорят, что фотография — объективное отражение, но когда фотографируют специально с той точки, на которой обычный прохожий никогда не бывает, то это — преднамеренное искажение, не дающее никакого представления о том, как это видится людям.

Окончание: http://proza.ru/2017/06/20/1465.