Появление человека как фазовый переход

Виктор Ефременко
               «Культура не наследуется через гены, она приобретается через обучение от других людей … В некотором смысле, человеческие гены уступили первенство в человеческой эволюции абсолютно новому, небиологическому или надорганическому средству - культуре. Однако не должно забывать, что это средство полностью зависит от человеческого генотипа». Добржанский (Dobzhansky, 1963)
      (Феодосий Григорьевич Добржанский - американский  биолог  русского  происхождения. (Родился 12.01, 1900, Немиров, Подольская губерния. Умер — 18.12 1975, Калифорния, США) — советский и американский генетик русского происхождения, энтомолог, один из основателей синтетической теории эволюции, дальний правнук русского писателя Ф. М. Достоевского.

                Эти  слова  написаны  около  50  лет  назад,  но  до  сего  дня  сохранили  свою  актуальность.  Однако  нуждаются  в  некоторой  корректировке.  Человеческая  эволюция  до  сих  пор  пока  еще  происходит  с  помощью  биологического,  органического  фактора,  человеческого  разума,  локализованного  в  мозгу.  Небиологические  средства  эволюции  в  виде  машинного  разума  пока  ещё  не  вышли  на  первое  место  в  эволюционном  процессе  и  являются  всё  же  только  вспомогательными  её  факторами.
                В  человеческой  эволюции  (социальной  или  культурной  эволюции)  поменялись  некоторые  атрибуты,  изменились  репликаторы,  что  привело  к  изменению  самой  траектории  эволюции  человека.

              ЧЕЛОВЕК  АДАПТИРУЕТСЯ  К  ОКРУЖАЮЩИМ  УСЛОВИЯМ  НЕ  ЗА  СЧЁТ  ИЗМЕНЕНИЯ  СВОЕЙ  МОРФОЛОГИИ,  КАК  ЭТО  ПРОИСХОДИТ  СО  ВСЕМИ  ВИДАМИ  В  БИОЛОГИЧЕСКОЙ  ЭВОЛЮЦИИ,  А  ЗА  СЧЁТ  СВОЕГО  РАЗУМА,  ПОЗВОЛИВШЕГО  ИСПОЛЬЗОВАТЬ  ИННОВАЦИОННЫЕ  ПОДХОДЫ, ДЛЯ  СОЗДАНИЯ  НЕОБХОДИМЫХ  АДАПТАЦИЙ.

              Так  как  эта  культурная  эволюция  происходит  на  три  порядка  быстрее   биологической,  то  генетический  фактор  можно  рассматривать  в  качестве  средового  воздействия  на  формирование  фенотипа.

             ПЕРЕХОД  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ  ЭВОЛЮЦИИ  НА  НОВУЮ  ТРАЕКТОРИЮ  МОЖНО  ПРЕДСТАВИТЬ  КАК  ФАЗОВЫЙ  ПЕРЕХОД   В  БИОЛОГИЧЕСКОЙ  ЭВОЛЮЦИИ,  ПРЕВРАТИВШИЙ  ЕЁ  В  КУЛЬТУРНУЮ  ЭВОЛЮЦИЮ  ЧЕЛОВЕКА.

            
               Так  вода,  замерзая  превращается  в  лёд,  совершает  фазовый  переход  и  меняет  при  этом  свои  физические  свойства.

              Культура не  сама  себя  реплицирует,  а  через  посредство  разума, являющегося  биологическим  объектом.   Вот  об  этой  эволюции,  её  принципах,  я  попытался  рассказать  в  книге :  «Социобиология  человека.  МЭМы  новый  взгляд»  2017г.   
              Важно  осознать,  что  культурная  эволюция  это  не  эвфемизм,  а  реальная  эволюция  со  специфическими  атрибутами  и  она  не  может  не  быть  в  каких  то  чертах  аналогична  биологической  эволюции. 
Попытки  применить  для  её  объяснения  дарвинизм (социал дарвинизм) не  имеют  достаточного  обоснования,  поскольку  у  этой  эволюции  другие  репликаторы  и  она  выходит  за  границы  биологической  эволюции.

              Человек  в  результате  культурной  эволюции  получил  некоторое  экологическое  освобождение,  некоторую  свободу  выбора  своего  поведения. Такой   свободы  нет  ни  у  одного  другого  вида. Если  он  выйдет  за  пределы  этой  свободы,  то,  видимо,  погибнет  как  вид,  а  эволюция  продолжится  без  него.
              Механизмы, управляющее человеческими сообществами,механизмы  культуры, далеко не так сильны,  как   биологические. В  пределах  пространства  свободы  поведение  человека  не детерминировано полностью.  Поэтому  возможна  вариабельность  поведения,  которая  невозможна  для  других  видов   в  биологической  эволюции.
              Рабовладельческое общество Ямайки, ярко описанное Орландо Паттерсоном (1967), с точки зрения нравственных норм цивилизованной жизни, было бесспорно нездоровым.
 Образование считалось пустой тратой времени, а от учителей бежали, как от чумы, правовая система была преднамеренно превращена в пародию на то, что можно назвать правосудием,  все формы изысканности, искусств, народных обычаев или отсутствовали или находились в состоянии полного разложения.
               Только малая доля белых людей, монополизировавших почти всю плодородную землю острова, извлекала выгоду из этой системы. И они, обеспечив свое будущее, покинули эту землю, из которой они выжали все, сделав непригодной для проживания, ради того, чтобы обрести комфорт и благоденствие в отчизне». И все же этот гоббесианский мир («война всех против всех» - прим. перев. М.П.) продолжался почти два столетия!
Чего то  мне  это  напоминает,  не  знаю  как  вам?

Но  надо  понимать,  что  время  субъективно  сильно  сжалось  с  тех  пор  -    то,  что  раньше  требовало  столетий,  сегодня  может  произойти  за  несколько  лет.