Я люблю тебя, Питер!

Елена Насёк
   1.ДОРОГА
   
   Уже часа два, как осталась позади белорусско-российская граница. Автобус светом фар вгрызался в ночную тьму. Пассажиры автобуса тихо посапывали в своих креслах. Только я тщетно пыталась рассмотреть что-либо в черноте за стеклом.
   
   Мне не спалось. Еще бы! Об этой поездке я мечтала уже давно. Но домоседка и лентяйка, как говорится, «в одном флаконе», я практически не выбиралась дальше ста километров от родного Минска. Мечта могла и остаться мечтой, если бы не подруга Светлана. Найдя единомышленницу в ее лице, мы поехали в агентство и купили путевки.
 
  И вот я еду. Еду в город моей мечты – Питер! Волнуюсь. Почему? В памяти намертво застряло впечатление от поездки в Москву. Было это в далеком 1988-м году, во время зимних школьных каникул. Мое поколение и люди постарше, наверное, помнят, что это были за времена: абсолютная неопределенность, пустые прилавки. Так вот город (пусть не обижаются на меня москвичи) мне совсем не понравился. Шумный, суетливый, неприветливый, с кучами неубранного грязного снега.
   
   В общем, я ехала, как на свидание вслепую: понравится ли он мне? понравлюсь ли я ему? И, похоже, в первые минуты встречи мы взаимно друг другу не понравились. Город встретил нас прохладно, да еще и проливным дождем. Но по мере нашего дальнейшего знакомства, мы поменяли мнение друг о друге.

   2.ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

   Заселившись рано утром(!) в гостиницу и приведя себя немного в порядок после двенадцати часов, проведенных в автобусе, мы отправились на экскурсию в Петергоф. Проливной дождь сменился занудно-моросящим. Но уже никакие каверзы природы не могли испортить мне настроение: мы приехали в сказку! У меня в прямом смысле захватило дух от всей этой роскоши и красоты. Нет смысла описывать дворцы и фонтаны, обо всем этом можно прочитать в интернете или в любом путеводителе. Поверьте, чтобы оценить и прочувствовать это великолепие, надо там побывать.
   
   Неизгладимое впечатление оставил сам Финский залив, вернее та его часть, которая просматривалась от дворца Монплезир – огромная водная гладь, уходящая за горизонт. Для меня, привыкшей к ограниченному по большей части лесами пространству, этот необъятный простор казался чем-то нереальным. Водная бескрайность завораживала, гипнотизировала. Я явно ощутила свою мизерность, стоя на берегу расплескавшейся передо мной шири.
 
   Обойдя далеко не всю территорию дворцово-паркового комплекса, мы отправились в Кронштадт. По дороге меня ждало еще одно потрясение: тоннель через залив. Казалось бы, ничего особенного: ну дорога, ну уходит она под землю. Так ведь не под землю, а под воду! Я, как сухопутный человек, да еще и страдающий аквафобией, ехала с замершим сердцем, пытаясь осознать умом, что надо мной почти три десятка метров воды – девятиэтажный дом.  Кронштадт нам был рад – тучи расползлись, небо сияло голубизной, яркое солнце улыбалось во все свое круглое лицо. Остров показался маленьким, но очень уютным. И снова Финский залив! Только здесь он был не серым, а глубоким синим, с яркими бликами. Я впервые увидела корабли. Это – ух! В голове миллион слов бегает, спотыкаясь друг о друга, но не одно не может описать эмоций, вызванных обозрением этакой мощи. И вечный вопрос – как? Как эта махина держится на воде?! Не оставил равнодушным и Морской Никольский собор на Якорной площади, сверкавший на солнце золочеными рельефными орнаментами куполов.
 
  По возвращении в город нам предложили прогулку на катере по рекам и каналам.  А-а-а! Как же мне было трудно перенести вторую ногу с твердыни набережной на зыбкую качающуюся на небольшой волне палубу катерка. Устроившись на верхней открытой палубе, я до боли в костяшках ухватилась за спинку стоящей впереди скамьи.  Отчалили. Расстояние до берега увеличивалось с той же быстротой, с которой увеличивалась паника, обосновавшаяся где-то в животе. Пока мы проплывали по каналам и речушкам, я с любопытством вертела головой и даже сделала несколько фотографий на мобильный телефон. Но стоило нам выйти на Большую Неву, как я цепенела от ужаса и с трудом отрывала свой взгляд от шелестящей вокруг воды, чтобы посмотреть по сторонам, внимая экскурсоводу. А если катер закладывал вираж, сердце начинало колотиться то ли в горле, то ли в пятках, и  я мысленно проклинала себя за то, что позволила уговорить себя на эту авантюру. Час, отведенный на экскурсию, пролетел быстро. Как только я почувствовала, что стою на твердой земле, я поняла, какой это убойный коктейль: страх и восторг! Незабываемое впечатление.
   
   Вечером у нас было «свободное время». Изучив еще дома схему питерского метро, я уверенно предложила Светлане самостоятельную прогулку по историческому центру города. Тем более в эту ночь был праздник «Алые паруса», и мне очень хотелось дождаться прохождения парусника по Неве. Я читала, что питерское метро самое глубокое. Но представить насколько глубокое, я просто не могла! Спускаясь на эскалаторе на станцию метро «Елизаровская» я долго смотрела вниз, ожидая, когда же появится платформа, и у меня реально закружилась голова. Так что я определенно могу сказать, что метро в Питере головокружительное!
   
   Доехав до станции «Гостиный двор» мы с подругой пошли бродить по городу. Как ни странно мне не было страшно вот так запросто одним гулять по совершенно незнакомому городу, прохаживаться по набережной, сворачивать на незнакомые улицы, переходить незнакомые каналы по незнакомым мостам. Тогда я поняла – город меня принял.
   
   Около десяти часов вечера мы нашли свободное место на Мытнинской набережной и приготовились ждать начало празднеств. И вот я увидела то чудо, ради которого мы приехали в Питер именно в июне – белые ночи. Никакие рассказы, никакие сравнения, никакие объяснения не могут передать те ощущения, ту гамму чувств, которые будоражили мой мозг. Солнца из-за строений видно не было, но его свет отражался в окнах Зимнего дворца на противоположном берегу Невы еще очень долго, а небо оставалось светло-синим.
   
   К сожалению парусника мы не дождались и около полуночи вернулись в гостиницу.

   3.ДЕНЬ ВТОРОЙ

   Проснулась я рано, что мне стопроцентной «сове» совершенно не свойственно. После обычных утренних процедур, мы со Светланой спустились в фойе, где был назначен сбор нашей группы. На второй день у нас была запланирована автобусная экскурсия по городу с посещением особо интересных достопримечательностей. Снова не буду перегружать вас описанием оных, ибо лучше и подробнее «всемирной паутины» я это сделать не смогу, да и времени это займет очень много. Замечу только, что благодаря нашему экскурсоводу, это была нескучная и познавательная поездка, оставившая в памяти некоторые интересные факты и истории. 
 
  День прошел в постоянных переездах с места на место. Мы то и дело выпрыгивали из автобуса, чтобы посетить очередную достопримечательность, бросить где-нибудь монетку на счастье, потереть у какого-нибудь памятника что-нибудь и загадать желание, сделать как можно удачнейшее фото. В общем, день прошел в прямом смысле сногсшибательно, потому как к вечеру мы уже еле таскали ноги.
 
  А вечером нас ожидало еще одно феерическое зрелище – разведение мостов. Найти свободное место для парковки на набережной у Дворцового моста наш водитель смог с величайшим трудом. Туристические автобусы разных мастей стояли сплошной вереницей. Наша группа плавно растворилась в толпе многочисленных зрителей, и мы со Светланой как-то незаметно для самих себя остались одни.  Предупрежденные нашим экскурсоводом о традиции, мы прихватили с собой бутылку шампанского, чтобы, загадав желание, распить ее после разведения моста. Но отстав от группы, мы начали оглядываться в поисках настоящего мужчины, который откупорил бы нам эту бутылку. Будучи девушками скромными и застенчивыми, мы никак не могли решиться на ком остановить наш выбор, чтобы в глазах незнакомого мужчины не выглядеть вульгарными алкашками. Наконец-то мы решились и попросили нам помочь высокого статного мужчину чуть старше средних лет. Его спутница, дама примерно тех же лет, смерила нас уничижительным взглядом и демонстративно отвернулась. А мужчина оказался весьма общительным. Он был коренным питерцем, что не мешало ему часто приходить на берег реки и наблюдать, как разводят мосты. Мужчина расспросил, откуда мы. Узнав, что мы из Минска, его отношение к нам еще больше потеплело, как мне показалось (или мне только так показалось). Он рассказал, что в Минске ему пришлось быть проездом, и наш город он толком и не видел, но такое желание у него есть. За этой беседой мы чуть не забыли, зачем мы вообще оказались на набережной. Если бы не нарастающий гул толпы, мы пропустили бы тот волшебный миг, когда створы моста начали медленно подниматься и отходить друг от друга. Завораживающее зрелище, ничего не скажешь!
 
   По дороге в гостиницу мы успели посмотреть разведение еще одного моста, к сожалению, не помню его названия.

   4.ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ПРОЩАЛЬНЫЙ
 
   На последний день, так сказать под занавес, нам оставили экскурсию в Эрмитаж. Я считала, что видела настоящий замок. У нас в Несвиже есть замок  Радзивилов – богатейшего рода времен Великого княжества Литовского, имевшего огромные имения на территории современной Беларуси. Но это по сравнению с Зимним Дворцом просто бедняцкая хижина. Столько блеска, роскоши, великолепия я не видела нигде (хотя где я была?).
   
   Не знаю, каким чудом мы не потерялись в том водовороте людей, который бурлил, перетекал из зала в зал, кружил у экспонатов, перекликался на разных языках. Местная экскурсовод попыталась втиснуть в полуторачасовой рассказ тысячи фактов и интересных историй. Как ни грустно, но в закоулках моего мозга мало что отложилось. Все, на что я уже была способна, это широко раскрыв глаза и рот,  смотреть по сторонам, и краем глаза следить за поднятым вверх веером нашей сопровождающей, чтобы не потеряться. Эмоций практически уже не осталось, как, впрочем, и физических сил. Со слов местного экскурсовода, чтобы обойти все залы Эрмитажа и все посмотреть, потребуется не менее недели. Нас с подругой сверх обязательной программы хватило только на голландцев.
 
   А в три часа дня на Дворцовой площади нас уже ждал, ставший почти родным автобус с белорусскими номерами. Проезжая в последний раз по улицам города, глаза застилала радужная пелена слез, и  я мысленно повторяла: «Я люблю тебя, Питер!»  И он в ответ грустно махал мне ветками деревьев.


Фото автора