Вверх по реке

Елена Узун
В апреле 2017 года "Киев модерн-балет" представил премьеру постановки "Вверх по реке". Это фантазия Раду Поклитару по мотивам фицжеральдовской «Странной истории Бенджамина Баттона» с легкой примесью «Фауста» Гёте. В ней отражена история о времени, обращенном вспять. Умирающий старик, заключив контракт с неким Черным Человеком, начинает стремительно молодеть. Жизнь его бьет ключом. Он заводит семью, он успешен и богат. Но его желание помолодеть доведено до абсурда и, пройдя поэтапно всю жизнь в семи актах- от старчества к младенчеству — герой превращается в прах, который в финале развевает по ветру лукавый Искуситель.
    Этот балет сюжетный. Здесь все подчинено фабуле (как в драматическом спектакле) и все работает на неё — музыка (струнный квартет украинского композитора Александра Родина), стилизованные костюмы буржуа XIX века, мобильные театральные знаки. Например, большой, в человеческий рост, короб-трансформер, который превращается то в смертный одр, то в брачное ложе, то в стол для пиршества, то в дверь. Особой декоративной изюминкой являются видеопроекции, которые дополняют сценическую среду красочными иллюстрациями — то лунной ночи, то солнечного дня, то времени, отраженного в бесконечности часовых механизмов...
    Сам Раду Поклитару отмечает: "Начиналось все с музыки на этот раз. Я давно дружу с Александром Родиным и считаю, что это совершенно выдающийся украинский композитор новой генерации. Как-то он предложил мне музыку своего струнного квартета как основу для спектакля. Какое-то время музыка лежала у меня «на полке», я ее переслушивал и пытался понять, что же это может быть. И когда этим летом у меня было время, чтобы придумать новый спектакль, я понял, что это музыка про историю Бенджамина Баттона. Как именно это произошло — не знаю. Творческая загадка. И потом, уже понимая это, я переслушивал квартет снова и снова и прописывал на каждую секунду музыки, что будет происходить у меня в балете.
    Как передать процесс обратного старения из "Истории Бенджамина Баттона"? Это серьезная актерская задача, практически невыполнимая. Это-то меня и завело. Всегда интересно ставить перед собой, казалось бы, нереальные творческие задачи.
    Над постановкой "Вверх п о реке" работала очень дружная и талантливая команда. Спектакль сопровождают видеоинсталляции Александра Друганова, с которым мы уже работали над балетом “Перекресток”. Это постановка на музыку Мирослава Скорика, которая шла на сцене Национальной оперы несколько лет назад. Кстати, я только что понял, что Друганов тесно связан для меня именно с украинской музыкой. У меня только два балета на музыку украинских композиторов, и в обоих проектах я работал с ним.
    Художником по костюмам стал руководитель отдела стиля канала СТБ Дмитрий Курята. Он замечательный театральный художник, с ним мы делаем уже третий проект. До этого были балеты "Долгий рождественский обед" и "Женщины в ре-миноре". Художником по свету у нас более 11 лет является Елена Антохина.
    Могу сказать, что интерес к современной хореографии у нас в последнее время только возрастает. Появляется много новых хореографов, которые пробуют что-то ставить. Все больше молодых людей хотят связать жизнь с танцем профессионально и заниматься исключительно этим.Я всегда говорю, что танец — капризное божество, которое не терпит измен и конкуренции.
    Если говорить о поддержке Министерства культуры — в случае с театром "Киев модерн-балет" она безусловно есть. 23 июня 2017 года «Киев Модерн-балет» стал самостоятельным коммунальным театром столицы!И это будет первый в Украине официальный театр современного танца".

                Июнь 2017