Картинки детства. Мама и библиотека

Елена Бездудная
               
           Можно сказать, что я выросла в библиотеке. Моя мама окончила педагогическое училище и сначала работала учительницей младших классов.
Но это было, так сказать “до нашей эры”. Сколько я себя помню, где бы мы ни жили, она всегда работала в библиотеке.

           Самое первое воспоминание…. Станция Карымская Забайкальской железной дороги….  Мне четыре-пять лет. Мама взяла меня в библиотеку. Пока она занимается своей работой, я сижу за столом, передо мной большая книга, скорее альбом, с рисунками  Кукрыныксы. Мне нравится рассматривать их рисунки, и видимо с тех пор у меня появилась такая “развлекаловка”. Я смотрела на большую картинку с множеством мелких деталей как у Кукрыныксы (позже, например, в журнале “Крокодил”). Потом я  рассматривала картинку более внимательно, пытаясь найти детали, ускользнувшие от внимания на первый взгляд. И так можно было искать несколько раз.

          В этой же библиотеке произошел случай, сильно напугавший маму. Как раз была объявлена амнистия, и освободившиеся заключенные ехали через нашу станцию. Библиотека находилась рядом, и однажды несколько бывших заключенных  стали ломиться к маме. Хорошо, что дверь выдержала, и матери удалось за ней благополучно отсидеться.

            К шести годам я научилась читать,  сама брала и читала детские книжки.

             Когда мне уже было восемь лет, мы переехали в село Урейск Акшинского района Читинской области. Там мама снова стала библиотекарем.
              Рядом с домом, где мы жили, находился клуб, и в этом же здании была комната для библиотеки.    Еще до нашего приезда в этой комнате случился пожар, часть книг сгорела. Уцелевшие же книги, (некоторые из них затронутые огнем)  скромно уместились в двух небольших шкафах. Было даже несколько книг на бурятском языке. А еще на самой нижней полке, задвинутые подальше, обычно прятались тома сочинений опальных политических деятелей. Таких, например, как Берия…..

                В библиотеку ходить далеко не надо было, и я там проводила почти все свое свободное время. И читала, читала, читала….

                Постепенно покупались новые книги. Появились стеллажи, которые заполнялись все новыми экземплярами. В результате, как я поняла позже, в этой небольшой библиотеке образовалась очень неплохая подборка книг.
                Конечно, в библиотеке я не только сидела и читала. Бывало, нужно было и пол подмести, и пыль вытереть, и книги по местам расставить…. Скажем, привезут несколько десятков новых книг, их надо записать, проставить номера. Иногда я выполняла эту работу. Сидишь, записываешь…, а еще надо проставить номер на первой и семнадцатой странице. Пока листаешь, чтобы найти эту страницу, невольно обращаешь внимание на текст…. Вот, что-то заинтересовало, и я углубилась в чтение, забыв о порученном деле, и только голос матери возвращает к действительности….

               Вот так за несколько лет я настолько изучила почти все книги в библиотеке, что, бывало, замещала маму, когда ей надо было отлучиться. Принять и выдать книги, записать в карточку, это несложно…. Но я могла даже взрослым читателям со знанием дела посоветовать, порекомендовать  нужную книгу. Это в десять, одиннадцать лет….

               Помню смешной случай. Пришел ребенок, просит книгу для матери. Какую?  Мнется…. - Не могу сказать, … нехорошее слово…. Как, в конце концов выяснилось , нужен был “Идиот” Достоевского….

               В библиотеку приходили не только для того, чтобы взять почитать книгу. Перед сеансом кино, а то и длинными, зимними вечерами в библиотеку собирались почитать журналы и газеты, поиграть в шашки, шахматы. Стоял большой стол, и на нем подшивки журналов: “Огонек”, “Смена”, “Крокодил”, “Знание-Сила”, “Крестьянка” и, наверняка, еще несколько названий  – на любой вкус….

               Мама занималась не только тем, что выдавала книжки. Она проводила читательские конференции, вечера сказок для детей.

               В то время многое приходилось делать своими руками. Плакаты с лозунгами для наглядной агитации мама писала сама, и иногда мой брат, который хорошо рисовал, украшал их рисунками. Помню, как на большом листе ватмана мама красиво специальным плакатным пером пишет лозунг и попутно мне рассказывает, как надо расположить слова, чтобы лозунг привлекал внимание и легко читался….

               В то время  зимой из живых цветов была разве что цветущая на окошке герань…, а цветы бывали нужны: на выборах украшением служили букеты из веток с мелкими белыми или розовыми цветочками, подобными цветущей вишне. Было тогда обыкновение на демонстрации нести портреты членов ЦК КПСС, обрамленные венком из цветов. Для этого делали розы разных видов, а в качестве зелени вполне подходили веточки аспарагуса, пышно разросшегося в библиотеке. Ну и, конечно, похоронные венки тоже делали сами.

              Летом много народа сутками работало в поле. Мама часто выезжала на полевые станы, отвезти книги, новые журналы, повесить плакаты….
Бывало, отвозил ее мой брат на мотоцикле. Только представить себе… брату тогда было лет пятнадцать… вдвоем, на мотоцикле в тайгу, за несколько десятков километров…. Мобильников тогда еще не было…. Брат, конечно, был большой и сильный для своего возраста, но все же…. К счастью все эти поездки обошлись без происшествий….
               Однажды отец ехал по своим делам на машине, и в такую поездку взяли меня. Приехали…. Отец пошел к трактористам, а мы с мамой стали наводить порядок в вагончике, где жили трактористы: убрали, подмели, повесили плакат, поменяли книги….

              Не обходилась без участия мамы и подготовка к Новому Году…
помню, как готовили новогодние подарки к утреннику для детей сотрудников МТС (машинотракторная станция). Мне поручили  из тетрадных двойничков строчить на швейной машинке пакеты для подарков, а потом еще нарисовать хотя бы елочку и написать с Новым Годом….

               Позже, в старших классах я уже не настолько много помогала маме в библиотеке…, хотя она была библиотекарем до последних своих дней…
               Любовь к чтению книг осталась у меня навсегда, перешла к детям и, я надеюсь, к внукам…. Хотя в наш компьютеризованный век это уже становится редкостью….
19.06.17
На фото моя мама Задорожная Мария Прокофьевна.