О значении конеграмм

Алексей Ратушный
Предметом исследований у шахматистов как правило выступают определённые пешечные структуры.
Поскольку именно «малоподвижные» пешечные построения создают «костяк» позиции, им и уделяется львиная доля внимания при «разборе полётов».
Однако есть и иные точки зрения на структуры и комплексы полей.
Весьма интересными представляются в этой связи траектории движения ладей и слонов.
Но особый интерес должны вызывать «типичные» и «атипичные» маршруты коней.
Вот для примера конеграмма партии Валентины Гуниной из второго тура против играющей белыми Тхи Ким Фунг Во (я пишу имя по официальному списку команды) до 14-го хода включительно.
Просто полюбуйтесь на эту картинку!
Конеграмма не отражает всей картины боя.
Она отражает игру комплексов полей, которую сам шахматист ТАК не воспринимает.
Чем-то это очень похоже на «рентген» - партия «просвечивается» так, что видны «невидимые связи».
Понятно, что шахматист может обходиться и без столь сильнодействующих средств, но всё же интересно сравнивать конеграммы партий разных мастеров.
Именно в них зачастую обнаруживаешь недоступную простому анализу партии скрытую индивидуальность мастера.
Не думаю, что во время турнира они могут быть большим подспорьем, но вот в периоды «межтурнирья» это иногда незаменимый инструмент анализа собственного творчества. Именно конеграммы наиболее выразительно отображают индивидуальный почерк шахматиста!
Впрочем всё это – не более чем субъективные заметки старого-престарого тренера и пю-да-гога.
В конце концов можно смотреть на это просто широко улыбаясь!