Сколько же лет Татьяне?

Нико Галина
В ответ на статью Евгения Нищенко «Сколько лет Татьяне?»
http://www.proza.ru/2014/01/10/1218
___________________________________________________________

«Евгений Онегин», глава 4, строфа VII:

«Ловласов обветшала слава…», - думает Евгений о сластолюбивых стариках, и продолжает:

«… уничтожать предрассужденья,
Которых не было и нет
У девочки в тринадцать лет!»

При упоминании девочки тринадцати лет некий интернетовский «журналист», истекая слюной, делает вывод: о! Татьяне тринадцать лет! Уж не педофил ли Онегин?!

Эта его статейка о возрасте Татьяны весьма популярна в сети. Вести полемику с автором я бы не решилась, поскольку он словарным запасом  клеветы залепит любого пушкиноведа. Эту тварь не переспоришь, увы!..

Пробежимся по тексту! Евгений Онегин вспоминает циничных любовников-ловеласов XVIII века и понимает, что только невинная девушка, не знающая любовных хитростей, способна столь искренне раскрыться и написать «чистой, пламенной душой» откровенное письмо мало знакомому мужчине. Так что никакого отношения к Татьяне эти «тринадцать лет» не имеют! Это общее место рассуждений Онегина о нравственности.

«…с такою простотой,
С таким умом ко мне писали…»

- говорит он Татьяне, и в его словах мы слышим уважение.

Вот, что Онегин о Татьяне думает:

«Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был;
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил;
И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет, и вид унылый,
И в сладостный, безгрешный сон
Душою погрузился он…»

Где тут девочка-подросток? Наоборот, Онегин воспринимает Татьяну, как равную в любовных отношениях мужчины и женщины. Он относится к ней с уважением:

«Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, -
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной…»

Отказ Онегина от сближения с девушкой мотивирован просто и честно, и опять-таки не возрастом Татьяны, а мироощущением самого Онегина. Малолетке (простите модный сленг!) он  не сказал бы так откровенно:

«Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;»

* * *

Нас, недоучек, снова ловят на крючок, стараясь хоть чем-то изгадить наше уважение к поэзии Пушкина. Модное словечко «педофил» так и крутится у нас на языке, а мы не приучены думать собственной головой. Отсутствие критического мышления – наша общая беда,  и мы платим за свою глупость каждый день.  Кому выгодно извращать Пушкина, искать между строк то, чего нет?

* * *

Но все-таки, сколько лет Татьяне?

Я сошлюсь на самого Пушкина. В примечании к «Евгению Онегину» он пишет: "Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю".

Ю.Лотман поясняет: «Не придавая этому высказыванию слишком буквального значения, следует все же подчеркнуть его принципиальную важность».

Пушкин, вероятно, подумывал впутать своего Онегина в исторические дела, поэтому соотносил события и возраст героев. Мы никогда не узнаем, так ли это, однако доказать, что Татьяна не подросток, можно и своими силами, если не доверять Интернет-провокаторам.

В заключение приведем фразу из  письма Вяземскому от 29 ноября 1824 г. Пушкин говорит о Татьяне: "... письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!"