Как понимать серьёзную академическую музыку

Георг Альба
Как понимать серьёзную (академическую) музыку.

Если сравнить восприятие подобной музыки с приёмом лекарства, то получается, что проглотив таблетку мы не думаем о том, как происходит процесс действия лекарства, а ждём результат. Так же и с этой музыкой. Прослушав симфонию и почувствовав утомление, считайте, что приняли не ту таблетку. Следует принимать другое лекарство. Но какое? Если симфонии не по душе, слушайте песни, попсу. Значит ваш организм не нуждается в этом «лекарстве».
Если сравнивать музыкальное произведение с ювелирным украшением, то возникают возникают параллели. Так огранку и чистоту камня можно сравнить с оркестровым колоритом( нежное звучание или громкое, играют флейты или тромбоны, скрипки или трубы). Мастерство отделки украшения сравнимо с изобретательной инструментовкой (оркестровым нарядом) и виртуозной игрой музыкантов. Но это всё лишь внешняя сторона дела («одежда» произведения). А что там под «одеждой»? Это самое сложное для постижения. Ведь может и уродина так нарядиться, что сойдёт за красотку. А это касается сущности произведения, его тематизма (мелодий). Если имеется яркая тема, то она блистает и в скромном оркестровом наряде. А пустоту и безликость не спасает никакой богатый наряд. К сожалению, большинство композиторов, получивших специальное образование, научились лишь шить одежды, оркестровые наряды, не умея, как правило, создать то, что нужно богато одеть. Музыкальная тема-идею равносильна  афоризму или крылатой фразе, даже пословице или поговорке, известной всем и прошедшей порой сквозь века. Возьмём для примера хотя бы знаменитые библейские высказывания. Конечно подобное сравнение является большой натяжкой, хотя сказать что-то умное не запрещено никому. Да только мало тех, кто способен на это. Так и с композиторами. Мир знает создателей общепризнанных шедевров: Моцарта, Гайдна, Вивальди, Баха. Список гениальных творцов огромен. Но это классики и они не нуждаются в каких специальных «таблетках», улучшающих усвоение их творений. Другое дело, что частое принудительное навязывание слушателю классической музыки приводит к её отторжению. Ведь самый изысканный деликатес перестает таком быть от чрезмерного его употребления. Возникает пресыщенность, если есть чёрную икру ложками, и пирожные,торты и конфеты килограммами. Но мы всё кружим вокруг да около. В чём же суть? А суть бывает разная. Профессионал в учебном заведении изучают, как и из чего создаётся музыка, формы, методы развития и т. д. Для любителя важно его воспитание: если в детстве учился музыке, но дальше не пошёл, то полученные знания всё-таки помогают стать гармоничной личностью. Можно начинать с песен, постепенно стараясь постичь и более сложные формы. Но в академической, в частности симфонической музыке, встречаются длинноты, кои иногда называют «божественными», когда даже и у благожелательно настроенного слушателя зевота разрывает рот. Тут уж уж ничего не попишешь. Авторы порой теряют чувство мера, нарушают все нормы восприятия и не щадят слушателя. Например слушать многочасовые оперы Вагнера не для слабонервных. Если скучно, не надо себя корить в непонимании, потому что во всём должно быть чувство меры. Если бы большая часть народонаселения рвалась на симфонии и оперы, то не возникли бы ни рок, ни поп, ни рэп. Это своего рода протест против скуки и навязывания окостенелых понятий. Поэтому не бойтесь своего внутреннего протестующего голоса и не уличайте себя в невежестве, а выбирайте товар по вкусу. Недаром не стареет поговорка: «На вкус и цвет товарища нет». Так что музыку никак нельзя понимать. Это самый абстрактный вид искусства — вещь в себе. Картину можно посмотреть, книгу почитать, а с музыкой сложнее. Уши могут оценить уровень громкости звуков, их высоту, продолжительность, но перевести эти явления в зрительные или словесные образы не способны.  Музыка это звуковой шифр, не поддающийся дешифровке. Хоть это и печально, но факт. Возможно с развитием технологий и удастся постичь эту тайну. Как известно, что и планеты имеют свои звуко-частотные характеристики. Вся Вселенная музыкальна. Но постижение музыкального таинства дело далёкого будущего, а пока затыкайте уши ватой или переключайте телевизионный канал.