Не ту голову отрезали (шутка).
Председатель МОССОЛИТА Берлиоз много дурного сделал подопечным ему писателям, за что в итоге и поплатился. Но живший намного раньше однофамилец по имени Гектор сочинил уйму серой, безликой музыки, признанной холуями от искусства великой и никак не был наказан. Чего не коснись, хоть «Фантастическая симфония», «Хоть Гарольд в Италии» - сплошные траля-ля-ля, и ни одной яркой темы. Конечно, за подобное в те годы не казнили, да и трамваев ещё не было, хотя гильотина уже функционировала. Исписал он тонны бумаги, да и был любим благодарными исполнителями (играть удобно и вызывает овации). Хорошо и эффектно оркестровал, создавал драматические кульминации насыщал музыкальную ткань контрастами. Написал знаменитый «Трактат об оркестре» к сожалению мало актуальный в наши дни — так всё изменилось. Хотя изменения не столь скоры. Вот например муж балерины в 60е применял новаторский приём игру смычком по тарелке. Да и сейчас в последнем своём опусе применяет.
Заметим, что рядовой слушатель динамические оттенки музыки принимает за её сущность. Для него быстро, медленно, ускорение, замедление, кресчендо и диминуэндо, и есть сам музыка, а не комбинация музыкальных интервалов, редко складывающаяся в яркую тему. А ведь тема как афоризм,как мудрая мысль, как библейское изречение, наконец. И не каждому дано сказать что-то мудрое и умное.
Яркая мысль живёт века. Знаменитая мелодия Глюка из «Орфея и Эвридики» играется даже в подземных переходах, став хитом всех времён. Исполняется как соло, так и большим числом исполнителей. Замfхнувшийся на «Эвридику» (рок-опера) наш соотечественник почему-то не создал ничего подобного, хотя тема обязывала.
Гениальна и «Павана» Форе (известно исполнение трио Била Эванса). Хотя более ничего равноценного автор не создал. Но и за это спасибо! Многие наши современники, так называемые «сурьёззные» композиторы войдут в историю своими полюбившимися народом песнями. Изведя килограммы бумаги на оперы и симфонии, они сподобились создать свои маленькие шедевры. Это и «Московские окна», это и «А снег идёт», и, конечно, хит всех времён «Не овцеводы мы, не скотники...» Написали хорошие песни и успокойтесь, не нужно больше изводить нотную бумагу и мучить исполнителей. Всё равно больше ничего путного не создадите, несмотря на свои звания, статусы, регалии и премии.
Конечно массовое увлечение роком представляет скорей не музыкальную, психологическую проблему. Во первых это реакция на опостылевшую классику. Притом такое явление как джаз оказался сложен для поклонников рока. Они подстать миллионам любителей хоккея и футбола — тоже своего рода эпидемии. Есть ещё и бардовская песня, которая сама по себе скромнее перечисленного выше, но весьма бесцеремонно обращается с музыкой, считая её второстепенной подстилкой под часто удачное рифмоплётство. А попробуй-ка сунься к поэтам, не будучи причастным к их клану - заклюют! А за музыку никто заступится не может. Тем более, что она так доступна. Купил дешёвую семиструнку и брынчи. Я не касаюсь одиозного явления массовой культуры необоснованно названного «шансоном». Где французский шансон и где отечественная блатяга. Характерно, что тюрьмы имеются во всех странах, но блатяги ни у кого нет. В Штатах есть стиль «кантри», но блатяги почему-то нет. Народ, наверное, иной.
Что-то я разболтался. Завязываю. Не взыщите...