Контрасты Сергея Прокофьева

Георг Альба
Контрасты Сергея Прокофьева.

Признаюсь, что это мой любимый композитор и заочный учитель. Анализируя его творения я понял, как делается музыка. Он единственный из композиторов 20го века создал новый тип мелодизма. При наличии у него огромного количества шедевров, мастер, так же как другие композиторы, страдал недугом графомании, свидетельством чего являются опусы неяркие, тематически не интересные. Первая симфония («Классическая») безусловный шедевр. Но вот сегодня послушал Вторую симфонию в исполнении Гергиева (фон Караяна) и оркестра Мариинского театра. Длилось произведение около сорока минут. Играли без пауз, что называется «не вынимая», из чего можно заключить, что симфония одночастная, хотя и содержит контрастные эпизоды. Музыка очень динамичная, но сквозь нагромождения созвучий и мелодических линий как сквозь толстую скорлупу яркий тематизм не проклёвывался. В оркестре использовались  кастаньеты и ф-но, которые совершенно не были слышны. Вспомним и Вторую симфонию Рахманинова, которая на мой взгляд весьма невыразительна и не содержит, в отличии от других опусов мастера, яркого тематизма. Но вернёмся к Сергею Сергеевичу. Когда Стравинский потряс музыкальный мир «Весной священной», Прокофьев в качесте «нашего ответа Чемберлену» написал «Скифскую сюиту». Но ничего примечательного, кроме огромного состава оркестра, она в себе не несёт. У Стравинского сквозит национальный колорит, у Прокофьева -нейтральный формализм и ничего более. Зато балеты - подлинные шедевры. А вот с операми дело обстояло хуже. Сплошная мука для вокалистов. «Любовь к трём апельсинам» кроме знаменитого марша больше ничем не примечательна. «Игрок» и «Огненный ангел» ярчайшие примеры графомании. «Обручение в монастыре» тоже не блещет яркой музыкой.  «Семён Котко» и «Повесть о настоящем человеке» образцы конъюнктуры и покорности судьбе (зачем вернулся?). «Война и мир» грандиозная по объёму без знаменитого Вальса сильно бы проиграла. Хотя Вальс  дописан по просьбе режиссёра Бориса Покровского. Причём композитор долго сопротивлялся, не желаю ничего добавлять в законченную партитуру. Ария Кутузова безусловна яркая и, конечно, «Вставайте, люди русские», заимствованные из музыки к фильму Эйзенштейна. Что касается инструментальных концертов, то тут не всё шедеврально. Конечно, Первый концерт, ярок своей первой частью. Остальные же, на мой непросвещённый взгляд, являются продолжением знаменитого «Наваждения» с испытанием прочности рояльных струн. Скрипичный концерт достаточно ярок местами, но графомания присутствует. А уж концерт-симфония для виолончели, по-моему какое-то атематичное недоразумение, несмотря на неумеренные восторги Ростроповича.  Прокофьев отличался изысканностью вкуса и не терпел банальностей. Вот характерный пример. В его последнем балете «Каменный цветок» по сюжету есть «Цыганский танец». Композитор сочинял балет летом на даче, и когда писал «Цыганский танец», то плотно закрывал окна, чтобы соседи не услышали сомнительные звуки, хотя, конечно, никакой «Цыганочки» он не цитировал. Сейчас иные времена, и  песня  «Рюмка водки на столе» в исполнении «певца» Лепса, поющего для плебса,  признана телезрителями лучшей.  Характерно, что под новый 2000й год на канале НТВ культурная публика с упоением пела «Мурку». Хотелось предложить госдумцам сделать это гимном России, коль так нравится блатяга. Можно ещё и «А нам всё равно» Зацепина, что отражает отношение народа ко всему. А наш стеснительный Прокофьев на даче окна закрывал. Да, времена изменились не в лучшую сторону.


 Юрий Маркин.