Мария Луиза Анидо

Юрий Юровский
                Немного о прекрасном музыканте. Биографические данные и
                личные впечатления.
   
   Сольный концерт  в большом зале Ленинградской филармонии.

   Кому это надо,
   Что ночь так чернильна?
   Что в говоре струн
   Оживает Гранада?
   Кому это надо
   Так сильно, так сильно,
   Скажите Маэстро,
   Кому это надо?

   И танец огня,
   И листва Арагона,
   И небо Альгамбры,
   И хота, и хота...
   Шесть струн изливают
   И дробь барабана,
   И голос трубы,
   И свечу у киота.

   И пряные звуки
   Кастильского танца
   У каменных стен
   На вечернем пригорке.
   Мне кажется ты
   Говорила с Мачадо,
   А голос струны
   Изучала у Лорки.

   Аккорды слетают
   К притихшему залу.
   И гаснут как искры,
   Уходят как сказки.
   Я, кажется знаю
   О чем ты играла
   И чьи на палитре
   Замешаны краски.
 

           Мария Луиза Анидо (полное имя, исп. - Isabel Maria Luisa Anido Gonzalez) - (1907 - 1996). Аргентинская гитаристка, композитор, педагог. Первый концерт дала в 11 лет. В зрелом возрасте - выдающийся мастер игры на классической шестиструнной гитаре - "Леди гитары". Высказывали мнение, что она гитара номер один в мире. Не берусь судить - не музыкант.

            Я слушал ее выступления в Большом зале Ленинградской филармонии (три концерта). Это незабываемо! Маленькая женщина одна на огромной сцене с первых аккордов покорила зал. Что она вытворяла на гитаре - просто непостижимо. Особенно поразило исполнение андалузской хоты (старинный испанский танец). Много раз ее вызывали на бис. Под конец в зале потушили свет и, публика, стоя в темноте долго ей аплодировала.

           Такого приема - триумфа в Ленинградской филармонии я больше не видел. Публика питерская весьма сдержана и я бы сказал чопорна.

 В ее репертуаре были в основном гитарные композиторы - классики: Ф. Торрега, И. Альбенис, А. Сеговия. Собственные вещи: "Песня пампы", "Аргентинская мелодия". Не знаю её ли "Легенда об Амазонке". Говорить о ее игре - очень сложно. Её надо просто слушать.

 Стихотворение об одном из концертов впервые напечатано в литературном альманахе "Давно пора остепениться" Сыктывкар, 1996 г.