Как определить качество музыки?

Георг Альба
Как определить качество музыки?

Как известно, качество продуктов питания определяется на вкус, а музыки — на слух. У кого слух плохой или вообще отсутствует (имеется в виду слух музыкальный), тому определять сложнее. Кстати, понятие вкуса также относится и к музыке. Под этим подразумевается воспитание, образование и общая культура. У кого
вышеназванные понятия находятся на не очень высоком уровне,
тому достаточно удовлетворить свои эстетические потребности в лучшем случае (как зло меньшее) «попсой», а в худшем — «блатягой». Так и вертится на языке рифма: ему трудно противостоять  тяге к блатяге.
В жанре эстрадной музыки, в частности в песенном жанре, есть масса образцов качественной продукции. Прежде всего это песни военных лет, когда создатели руководствовались не материальной выгодой, а чувством гражданского долга.  Такие композиторы как Исаак Дунаевский, Никита Богословский, Борис Мокроусов, Соловьёв-Седой, Блантер и другие (трудно всех перечислить) создали подлинные шедевры, так называемые «нетленки». Их произведения заслуженно признаны и любимы народом. В послевоенные годы и в наши дни многие композиторы создали массу шедевров. Любимы народом песни Пахмутовой, Бабаджаняна, Эшпая и многих других. В наши дни некие мальчики и девочки, в основном прибывшие в столицу из глубинки и ставшие выпускниками «фабрик звёзд», заполнили эфир ТВ и радиостанций своей продукцией. Они сочиняют и музыку, и слова,  сами и поют, находя отклик и бурное признание в толпах себе подобных. К тому же очень любят деньги. За просто так ничего не сочиняют. Вершина их творческих мечтаний и устремлений приобрести недвижимость в Штатах и особняк на Рублёвке. Многим это удалось. Какие уж там «нетленки»? Главное «срубить бабло», как принято выражаться в их обществе. Соответственно вопрос о качестве продукции здесь не возникает. Но хватит о лёгком жанре. Поговорим о серьёзной, академической музыке, которую называют «классикой», хотя классикой произведения становятся по истечении многих лет. Академическая музыка (классика) в советское время преимущественно звучала по радио и ТВ, когда «давал дуба», кто-то из членов правительства. Памятно всем и назойливое «Лебединое озеро» как гимн ГКЧП.
Теперь о недавно прослушанном концерте, посвящённом 85-летию знаменитого дирижёра Геннадию Николаевича Рождественского. Несмотря на солидный возраст он за пультом выглядит молодцом. То, что называется «ни в одном глазу». «Евонная» (как часто выражаются гости передачи Андрея Малахова «Пусть говорят») супруга Виктория Постникова играла Концерт Шостаковича для ф-но и трубы с оркестром. Партию трубы исполнял знаменитый Тимофей Докшицер (запись 1985 года). Как известно, у академических трубачей эталоном игры является подражание скрипке (кантилена и вибрация). Уместно здесь напомнить один случай, когда Докшицер побывал на концерте американской джазовой звезды Фредди Хаббарда.  Портреты обоих трубачей помещались на страницах специального журнала об игре на трубе, выходящего в Штатах. Так вот мнение об игре коллеги было кратким категоричным: «Ни одной живой ноты!» То, что считается в джазе достоинством, у академистов осуждается. Соответственно и достоинства академистов (например вибрация) осуждаются джазменами. Но вернёмся к музыке. Если я, будучи достаточно образованным музыкантом не только в джазе, но и в академическом жанре, осмелюсь высказать своё безапелляционное мнение, то предвижу гнев и возмущение многих, придерживающихся общепризнанных оценок, что уже не раз случалось по поводу моих высказываний. Общее впечатление: «нелепость на нелепости и нелепостью погоняет». Кстати это тот случай, когда комбинации множества интервалов не складываются в музыку (об этом ранее писал в своей статье, как и о данном концерте для ф-но с трубой). Партия рояля не окрашена ярким тематизмом, хотя и не без наличия известной бравурности. Ритм сплошь «кавалерийский» как у ф-но, так и у трубы. Если проводить параллель с использованием возможностей трубы в джазе, то здесь партия этого инструментам жалка и бедна. 
Далее в концерте прозвучала 5я симфония ленинградца Бориса Тищенко. Я терпеливо промучился 40 минут, но прослушал опус до конца, притом ранее это сочинение уже слышал. Вот ужас-то где!
Началось с заунывной каденции английского рожка, долгое занудство которого сменила каденция кларнета. Забегая вперёд, скажу — далее прозвучит каденция гобоя и флейты словно это не симфония, а инструментальный концерт. Диссонантные туттийные аккорды отделяли каденции друг от друга. Ничего похожего на яркий тематизм не наблюдалось. Чем писать «оригинальное» более продуктивно использовать фольклор, чтобы имела место некоторая узнаваемость, щадящая бедного и терпеливого слушателя. Стравинский в «Весне Священной» применил подобное и не прогадал. Здесь же долго длится гнетущая «совремёнка», немилосердная к слушателю.  Шнитке тоже нашёл удобоваримый выход, чередуя банальную музыку, написанную к мультфильмам, с остервенелым авангардом, что находчивые критику назвали «полистилистикой». Тищенко тоже ближе к концу опуса сменил «ориентацию» (стилистику), и зазвучало нечто тональное гавотоподобное, но вполне банальное. Далее начальная попевка долго мусолится у разных инструментов, изображая разработку материала. Как нечто положительное можно отметь отличную инструментовку (пошив музыкальной одежды). Впрочем, этим владеют все выпускники композиторских отделений консерваторий. Всех научают хорошо шить музыкальную одежду, только неизвестно для кого.
Стоит в заключении сказать и о дирижёре. Геннадий Николаевич большой «хитрован», знает всему цену, но делает вид, что... Не думаю, что он в восторге от большинства произведений новой музыки, но должность, как говорится, обязывает. Если не будет исполнять «передовое», то и на Запад перестанут приглашать, а там ой какая хорошая публика. Кстати, о публике. В частности, о российской. Очень она мужественно и терпеливо выслушивает всё, что не предложат.  И хоть бы кто-то кашлянул или хлопнул сиденьем кресла с досады. Нет и нет. Мучаются, но не сдаются. Да и критика теперь стала беззубой и благодушной. А раньше от критиков, как доставалось даже Чайковскому, казалось бы, очень понятному и человечному. Чего стоят лишь оценки генерала и композитора Цезаря Кюи. Почитайте на досуге.  Получите удовольствие.