Кто он был, Муций Сцевола?

Ше Марк
     Сначала легенда – она старше легенды о Христе на 500 лет.

Когда в 509 году до н. э. Рим осадил этрусский царь Порсена, к нему в шатёр проник Муций, попытался убить Порсену. Когда это не удалось, он положил свою руку на огонь  жертвенника в доказательство верности клятве убить врагов родины. Потрясённый мужеством юноши, Порсена отпустил его и снял осаду города. Юношу, лишившего себя правой руки, стали звать «Сцевола», что переводится как «Левша».
https://ru.wikipedia.org/wiki/

А вот второй  вариант этой легенды.
«Один доблестный молодой римский патриций по имени Гай Муций Корд задумал убить Порсену. Он оделся по-этрусски и, зная неприятельский язык, проник в лагерь этрусков. Подошел к возвышению, на котором сидел царь со своей свитой и долго приглядывался, пытаясь ответить на вопрос: который тут среди них царь? Не зная царя в лицо и боясь спросить о нем у окружающих, чтобы не вызвать их подозрений, он изловчился и убил того, кто по его мнению больше всех походил на царя – самого нарядного щеголя. Но юноша ошибся – убитый им оказался не царем, а одним из его приближенных».( http://www.orator.ru/pro_mucia_scevolu.html)

Мой вывод из этой легенды: не одевайтесь нарядно.

Распространнёность легенды позволяет сделать вывод, что она описывает случай,
корый действительно имел место.
Вообще, вариантов легенд много. Особый вклад в количество вариантов внесли
художники. Творческие люди:  ну, что с них возьмёшь? Они видят так!

Основоположник русской художественной школы – Иванов, представляет себе
Муция Сцеволу как дипломата, добившегося заключения мира с Порсеной. Он
рисует седобородого Муция одетого в тогу, а его ученик – Брюлов, как римского воина, бросившего свой  меч на землю и сжигающего свою руку.

Причём, зту картину Брюлова я видел лично в Третьяковке. Теперь её нет в зале
Брюлова. Может она на реставрации, или перемещена в запасник, или по обмену между музеями выставлена где-то? А, может, давно в частной коллеции?

Анекдот в тему.
Хозяин хвастается своей коллекцией картин перед гостями:
- Это Шишкин, это Брюлов, это Левитан, это Гаврилов…
- Слышь, Вован, так Гаврилов вроде барабанщик?
- Какая разница? Вован сказал «рисуй» и он рисует!

  Происхождение запасников понятно: во времена большевикского переворота и
последующей гражданской войны был в ходу лозунг «грабь награбленное».
Вот и попадало в музей то, что имело в глазах восставших хоть какую-то
ценность: золото, серебро, картины, посуда, одежда. Книги в этот перечень не входили:  их просто уничтожали.
 
Музеи обмениваются своими запасами.
Самое обидное: в наш век до сих пор неизвестно, что есть в этих запасниках.
Это позволяет директорам музеев распоряжаться запасами, как своей
собственностью.

Вообще, в русской революции можно выделить 3 этапа:
- грабь награбленное;
- расстрел или 10 лет без права переписки для не грабивших;
- грабь присвоенное. Этот этап мы переживаем сейчас.  Интересно, как будет
называться следующий этап, если запасники уменьшаются?

Да, так о чём это я?  А, о Муции Сцеволе!
     Один автор пишет,что Сцевола был болен сирингомиелией, что объясняет его
«нечеловеческую стойкость»  (http://www.orator.ru/pro_mucia_scevolu.html).

Справка.
«Сирингомиелия – это хроническое медленно прогрессирующее заболевание нервной системы, возникающее в результате нарушения закладки нервной трубки в период эмбриогенеза (во время формирования плода в утробе матери). При этой патологии в веществе спинного мозга образуются участки разрастания соединительной ткани (глии), которые затем распадаются с образованием полостей.»

Врожденная форма заболевания часто имеет семейный характер и поражает преимущественно мужчин в возрасте 25-40 лет.
(https://ru.wikipedia.org/wiki/).

Если бы в семье Муция Сцеволы были случаи такого заболевания, то об этом
написали бы  античные философы.

Другой автор пишет, что лицо Сцеволы «исказилось» от боли.

Мне кажется, что оба автора неправы и вот почему.

1. Забыли, что прошло более 2500 лет и оценивают поступки людей
той поры, используя современные представления или свою ментальность .
     А, ведь существует легенда отстоящая от нас больше, чем на 2700 лет:
     о спартанском мальчике, поймавшем по дороге в школу лисёнка и спрятавшего   его за пазуху.
Лисёнок кусался и грыз ему живот, но мальчик не подавал виду.
      Если бы он заплакал, его били бы всем классом.

Это как нужно бить ребёнка,что б он боялся наказания?   (Примеч. Автора).

Все эти законы придумал Ликург – полубог, полумифическая личность.
(Законы Ликурга см. http://vikent.ru/enc/2356/).

«Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца воина.» (http://www.illuminats.ru/articles/80-2009-06-22-09-17-55).
И она делала из обычных людей лучших воинов в Греции. Спартанец готов был скорее погибнуть, чем уйти с боевого поста (вспомним правило спартанцев: «на щите или со щитом»). Такой дисциплины не было у армий восточных деспотий.
В результате 300 спартанцев остановили целую армию  на 3 дня.

2.Муций Сцевола был наёмником – спартанцем в  армии Древнего Рима.
Попытаюсь это доказать, используя только INTERNET.
 «Наемники всегда играли большую роль в жизни Древней Греции, но наибольшую роль они начинают играть в четвертом веке до нашей эры, куда относится и знаменитый «поход десяти тысяч» Ксенофонта».( Четвертый век до нашей эры - это года  с 399 по  300 до н.э., конечно, они не соответствуют 509 году до н.э., когда был Сцевола.
Но, тем  не менее, это единственное  письменное доказательство
наличия наёмничества в Греции (странно, но греческие наёмники были в Египте,
Карфагене, Персии, а в близко расположенном Риме не было.)
Интересно, почему?

«Больше самого оружия конечно ценились люди умевшие с ним обращаться. Об этом свидетельствуют древние египетские надписи.»

В Египте нанимателями греческих наёмников часто становились фараоны Саисской
династии. Число греческих наёмников в Египте достигало 20 тысяч и они занимали отдельный квартал в Мемфисе..
 
Персия: (сбылась таки  мечта Ксеркса - иметь тяжёлою  пехоту) о месте и роли древнегреческих наёмников в державе Ахеменидов рассказывает  Ксенофонт в автобиографическом произведении «Анабасис Кира».
Известным греческим наёмником на службе у персов был Мемнон Родосский.

В Карфагене зарекомендовали себя греческие наёмники и в годы Первой Пунической войны, сражаясь против римлян на стороне карфагенян. Спартанскому стратегу Ксантиппу были даны особые полномочия и он фактически возглавил армию.
https://ru.wikipedia.org/wiki/

Древний мир наводнил Средиземноморье большим числом греков, которые привыкли  зарабатывать себе на жизнь войной.
«…Об уходе галлов из Рима латинские и греческие авторы рассказывают по-разному…
Греки передают, видимо, более правдоподобную историю. По их версии, римляне откупились от галлов золотом».  http://www.bibliotekar.ru/polk-18/7.htm

Может в Риме не было денег для приёма на службу наёмников?
Что-то не верится.
Моё мнение: наёмники были, но римляне не привыкли делиться славой от побед.