Большая вера

Константин Карасёв
Все мы знаем старую поговорку: «Нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен». Где-то она достаточно точно отражает «сюрпризы» в процессе государственного развития и в жизни отдельных людей. Зачастую, это данность, которую мы не можем изменить, но к которой вполне можно приспособиться и оптимизировать сколь можно это состояние.

За долгую российскую историю таких сложных эпох было немало. Не раз и не два российская государственность и сама идентичность русского народа была, что называется, «на волоске». И что же спасало каждый раз наших предков? Помимо всего прочего, важнейшим фактором российской устойчивости, от внешней агрессии и внутренних проблем, исторически всегда было православие.

Именно православие и борьба за него помогли сохранить нашу государственность на Куликовом поле Дмитрию Донскому. Хан Мамай был довольно нетипичным персонажем  среди татаро-монголов, он даже не был чингизидом. Его поход был не просто очередным набегом. Задача Мамая была в установлении нового государства, со столицей в Москве, основанного на принципах ислама, этническом приоритете монголоидов и государственной структуре по типу эмиратов, султанатов и халифатов.
Во многом схожая ситуация была и во времена Большой Смуты, когда семибоярщина была согласна отдать Русь под польское владычество. Именно российское православное духовенство, во главе с Патриархом Ермогенгом (в миру Ермолай), возглавило первые ростки сопротивления, фактически благословив на борьбу Минина (Анкудимова) и Пожарского.

Чрезвычайно высока была роль Русской Православной церкви (РПЦ) и в успехе наполеоновской войны, и во многих битвах русско-турецких конфликтов, и в борьбе против Карла XII, и в завоевании Сибири, где важнейшую роль играло миссионерство РПЦ.

 В 1917 году коммунисты, в просторечии того времени большевики, захватив власть в России, попытались воспитать «нового человека» и заменить православие на «атеистическую религию» коммунизма, с его известными канонами построения этакого рая всеобщей справедливости на земле. До сих пор, и ещё немало лет, отголоски этой религии будут крепко давать знать о себе нашему обществу. Мощи Ульянова-Ленина лежат в центре Москвы и ждут своих паломников.

В наше время РПЦ несёт, как и всегда в истории, нравственность и патриотизм российскому обществу. Православие не запятнало себя инквизиторством католиков и их конкистадорскими походами в Новом Свете. Православие не запятнало себя кровавыми делами «коммунистической религии». И именно РПЦ, в содружестве с другими религиозными конфессиями России, в текущий момент служит залогом внутренней устойчивости нашего государства.

Более того, именно РПЦ позволит сохранить нам идентичность русских, как титульной нации (ТН) в стране, и поможет развитию российского цивилизационного проекта (ЦП), в условиях грядущей экспансии восточных и южных этносов в Россию.

 Сложнейшие мировые проблемы с пресной водой, которые начнут давать о себе знать в ближайшие 10-20 лет (а может и раньше), демографические проблемы и войны в поясе нестабильности (от севера Африки до Средней Азии и Китая) – всё это приведёт к большим миграционным потокам в Россию.  И в этой ситуации именно православие и миссионерство станут спасительным якорем для России.

Государство, вероятно, вполне достаточно делает для возрождения православия в современной России. А что можем сделать мы сами, обычные граждане своей страны? Мы можем быть достойны тех православных традиций, что много веков скрепляли российское государство. И ещё мы можем помнить о тех, кто отдал свои жизни ради этой веры. А для этого надо знать этих людей.

В канон РПЦ занесено 496 новомучеников, только из числа погибших насильственной смертью за веру с 1917 по 1948 год (кроме царской семьи). Мученик – в переводе с греческого свидетель. Сначала я хотел написать про 30 таких свидетелей, потом половину сократил, а потом решил остановиться на нескольких новомучениках: писать больше слишком тяжёлый труд, да и с объёмом статьи проблемы. Но личности некоторых из этих людей знать надо. Кому именно надо – каждый решит сам. И да простятся мне возможные ошибки или неточности.

Преподобномученица (прмц.) Марфа Тестова. Насельница Серафимо-Дивеевской обители до 1927 года. После закрытия монастыря жила в деревне и трудилась при храме. Приговорена к 8 годам заключения и сослана в Карлаг НКВД. Скончалась от изнурительного труда и тяжёлых болезней в тюремной больнице и погребена на кладбище около селения Спасское.

Преподобномученик (прмч.) Макарий Телегиин. Иеромонах, в 1914 году служил в прифронтовом передвижном госпитале. В 1915 году вернулся в Чудов монастырь, после закрытия обители служил на подворье Троице-Сергиевой Лавры. При изъятии церковных ценностей назвал членов комиссии грабителями, был арестован и расстрелян 26 мая 1922 года.

Прмч. Макарий Моржов. Постриженик Свято-Смоленской Зосимовой пустыни при Троице-Сергиевой Лавре. Более 30 лет был келейником старца
Алексия Соловьёва, тянувшего жребий на Всероссийском Церковном Соборе 1917-18 годов с именем будущего патриарха, митрополита Московского Тихона (Белавина). После кончины Тихона в 1925 году отец Макарий был арестован и заключён в Бутырскую тюрьму. Расстрелян 10 июня 1931 года и погребён в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище Москвы.

Прмч. Фёдор Богоявленский. Иеромонах, принял постриг в 1930 году. В 1933 году был арестован первый раз и сослан на три года. После ссылки служил иеромонахом в Подмосковье. Выходил на причастия к больным в любую погоду, денег не брал. Арестован второй раз в 1941 году. Скончался в тюрьме города Балашова 19 июля 1943 года.

Священномученик (сщмч.) Дмитрий Павский. Настоятель Минского кафедрального собора, преподавал в семинарии. Арестован первый раз в 1931 году за отказ отречься от священного сана. Второй раз арестован за публичный молебен против летней засухи в 1937 году. На допросах отец Дмитрий отказался от дачи показаний против религии, виновным себя не признал и никого не оговорил. Протоиерей Дмитрий Павский расстрелян 14 августа 1937 года.

Прмч. Маврикий Полетаев. Благословлён на службу в Среднюю Азию Святым праведным Иоанном Кронштадским. Стал настоятелем храма Покров Пресвятой Богородицы, построенном руками русских солдат. После революции 1917 года ушёл пешком из Туркестана в Россию, пытаяст избавить от преследований семью. В Троице-Сергиевой Лавре принял постриг и через некоторое время был возведён в сан архимандрита. В 1937 году арестован и сослан в Карлаг НКВД. Расстрелян 4 октября 1937 года, вместе со старостой Всехсвятской церкви Василием Кондратьевым.

Сщмч. Пётр, митрополит Крутицкий. Принял сан во время гонений на церковь. Он говорил: «Если я откажусь, то буду предателем церкви, но, когда соглашусь, подпишу себе смертный приговор». Будучи помощником Патриарха Тихона, всячески противодействовал обновленческому расколу. Ссылки длились без перерыва с 1925 года. В 1931 году владыку частично парализовало. Расстрелян 27 сентября 1937 года в Магнитогорской тюрьме.

Сщмч. Зосима Трубачёв. В 1914 году в Московскую Духовную академию. Был одним из лучших регентов в академии, управлял вторым академическим хором. В 1917 году венчался с Клавдией Санковой, венчание совершил отец Павел Флоренский. В послевоенные годы семьи отца Павла и отца Зосимы породнились: их внук игумен Андроник ныне насельник Троицкой обители.
Зосима Трубачёв был обвинён в контрреволюционной деятельности и расстрелян 26 февраля 1938 года, и погребён в общей безвестной могиле на Бутовском полигоне.

Спите спокойно, погибшие за православную веру. О вас помнят с уважением к избранному вами пути.
В 1922 году эмигрируя в Париж к мужу, Цветаева, встретив на улице Маяковского, сказала ему на прощанье – берегите себя, Володя, вас Бог поцеловал в лоб. На что Маяковский ответил в свойственной ему манере – так его же нет. И получил блестящее ответ – это его здесь нет.
Сейчас мы опять, как и почти 100 лет назад, можем свободно видеть Всевышнего, он опять в России с нами. А мы с ним.

От небесного луча,
Что на грешный мир пролит,
Веры тонкая свеча
В темноте горит.