Последний рейс Адмирала Нахимова

Сергей Буйло
В ночь с 31 августа на 1 сентября 1986 года затонул пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов». Погибли сотни людей.
Что это было: трагическое стечение обстоятельств, преступная халатность или запланированная диверсия?
Сейчас уже трудно однозначно ответить на этот вопрос. Ниже приведены малоизвестные подробности гибели злополучного лайнера, и пусть читатель сам делает свои выводы о причинах этой загадочной катастрофы.

… В конце августа 1986 года мы с братом  отдыхали на Южном  берегу Крыма, в Мисхоре. Наш пансионат располагался в живописном, но весьма специфическом месте: с одной стороны он граничил с Юсуповским дворцом, который во время Ялтинской конференции был резиденцией И.В.Сталина (так называемая «Дача Сталина»), и где в послевоенные годы поправляли свое здоровье находившиеся на нелегальном положении видные представители международных коммунистических движений.  А с другой – с домом отдыха ЦК КПСС «Красное Знамя», на территории которого находился знаменитый замок «Дюльбер», очень почитаемый окружением Л.И. Брежнева. С каждым высокопоставленным «отдыхающим» сюда приезжали и многочисленные сопровождающие сотрудники, которых иногда на день-два временно прикрепляли для питания в столовую нашего пансионата.
На пляже случайно встретились и разговорились с одним из таких сотрудников, нашим бывшим соседом по столу, который предложил съездить  в Ялту – посмотреть на зашедший в порт пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов». Вначале это предложение не вызвало у нас особого энтузиазма. Однако после того, как наш бывший сосед (в компетентности которого мы, естественно, не сомневались), рассказал, что это последний рейс старого лайнера, что вскоре, мол, он снимется в каком-то фильме о Титанике, где как бы утонет, а затем будет разрезан на металлолом, – мы согласились.

"АДМИРАЛ НАХИМОВ" И "САМАНТА СМИТ": ВСТРЕЧА, КОТОРУЮ НЕ ЗАБЫТЬ...
Прямо на пляже сели на прогулочный теплоход и через час уже были в Ялтинском порту. У соседнего с «Нахимовым» причала стоял небольшой современный прогулочный теплоход, как я потом узнал, ожидавший пионеров из лагеря «Артек» после экскурсии по городу. Проплывая мимо, прочитал его название: «Саманта Смит».  Как-то сразу стало тревожно на душе – это было имя американской девочки, дружившей с Ю. Андроповым и нашей страной, и за год до описываемых событий погибшей в авиакатастрофе вместе с отцом. Вот краткое содержание этой необычной истории: В самый разгар холодной войны десятилетняя американская девочка по собственной инициативе написала письмо тогдашнему советскому лидеру Юрию Андропову:

Уважаемый мистер Андропов,
Меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю Вас с Вашей новой работой. Я очень беспокоюсь, не начнётся ли ядерная война между Россией и Соединёнными Штатами. Вы собираетесь проголосовать за начало войны или нет? Если Вы против войны, скажите, пожалуйста, как Вы собираетесь помочь предотвратить войну? Вы, конечно, не обязаны отвечать на мой вопрос, но я хотела бы знать, почему Вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну. Бог создал Землю, чтобы мы все вместе жили в мире и не воевали...
Письмо было опубликовано в газете «Правда», а через три месяца Саманта получила ответ от самого Юрия Владимировича Андропова, в котором было приглашение посетить СССР и своими глазами увидеть, как живут советские люди.

В июле 1983 года семья Смит провела две недели в Советском Союзе, за которые Саманта посетила Москву, Ленинград и главный пионерский лагерь страны «Артек» в Крыму. По возвращении в Америку Саманта написала книгу о своей поездке в СССР, в которой очень тепло отзывалась о советских людях. 25 августа 1985 года Саманта Смит погибла в авиакатастрофе. Гибель знаменитой девочки многие в США связывали с деятельностью КГБ, а в СССР - наоборот, с ЦРУ. Однако никаких признаков участия в катастрофе спецслужб найдено не было. В память о Саманте, её именем в Крыму был назван новейший прогулочный теплоход, построенный 31 мая 1986 года, т.е. ровно за три месяца до гибели Адмирала Нахимова...
Я достал бывший всегда при мне в те годы  миниатюрный фотоаппарат (фотография – мое старое хобби) и снял стоявшую у причала «Саманту Смит» вместе с «Адмиралом Нахимовым».
 
У лайнера «Адмирал Нахимов» была уникальная и в значительной степени трагическая судьба: ранее он уже два раза побывал на морском дне. Мне была известна история  злополучного корабля, и на память о его последнем рейсе я не только снял сам  лайнер, но и  несколько раз сфотографировался в порту на его фоне.
Мало кто знает, что это комфортабельное, бывшее самым крупным  на Черном море восьмипалубное пассажирское судно водоизмещением 23500 тонн, на самом деле – бывший немецкий лайнер-трансатлантик «Берлин», построенный еще в 1925 году и многие годы перевозивший пассажиров между портами Германии и Нью-Йорком. Пароход имел внушительные размеры (длина – 174, ширина – 21, высота борта – 14 метров) и  высокие мореходные качества. Для повышения непотопляемости его корпус при постройке был разделен мощными поперечными переборками на 13 водонепроницаемых отсеков (не на 12 или 14, а  именно  на 13! Какое-то роковое предзнаменование!).

В первый раз лайнер «Берлин» затонул в Балтийском море, получив торпедные пробоины и подорвавшись на минах весной 1945 года в самом конце Второй мировой войны.  После окончания войны  судно перешло в собственность Советского Союза, и в 1946 году начались работы по его подъему силами Аварийно-спасательной службы Балтийского флота. В короткий срок под водой были загерметизированы все отсеки  и начата откачка воды. Однако лайнер был немцами заминирован, и когда в ходе подъема в новогоднюю ночь 1947 года его носовая часть появилась над поверхностью воды, произошел сильный взрыв. Корабль затонул уже во второй раз, придавив водолаза Тимофея Старченко, спустившегося под его днище для заделки течи в одном из кормовых отсеков. Водолаза вдавило в ил, но его спас твердый медный шлем. Благодаря проведенной уникальной спасательной операции водолаза удалось вытащить живым через специально проделанный под днищем парохода туннель (вызволение водолаза из под днища лайнера в ледяной воде заняло 9 часов!). Пробоины в корпусе были заделаны, корабль снова поднят на поверхность, отремонтирован и под названием «Адмирал Нахимов» многие годы плавал по Черному морю. Во время Карибского кризиса в начале 60-х годов «Нахимов» привлекался для  перевозки наших военнослужащих на Кубу, а в конце 70-х годов перевозил кубинских военных в Африку…

Отведав в ближайшем кафе кофе с мороженным и не дожидаясь выхода лайнера в море, мы ближайшим катером вернулись в Мисхор и даже успели к прощальному ужину в пансионате. Отплывая из Ялты, я на память о последнем рейсе «Нахимова» еще раз сфотографировался на его фоне. Отпуск закончился. В Ростов мы вернулись поездом. Дома включил телевизор, чтобы посмотреть последние новости. Вдруг  диктор сделал паузу и  с трагической интонацией в голосе сообщил, что в ночь на 1 сентября, при выходе из Новороссийского порта, в 23 часа 14 минут пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» столкнулся с сухогрузом «Петр Васёв» и через несколько минут затонул. Погибли сотни людей. Я достал из карманчика рубашки фотоаппарат, быстро проявил пленку и отпечатал эти фотографии. Рейс старого лайнера действительно оказался последним…

До сих пор различные пересуды вызывает тот факт, что именно в этом последнем рейсе «Адмирала Нахимова» на его борту оказался начальник управления КГБ по Одесской области генерал-майор Алексей Григорьевич Крикунов. Появление генерала КГБ на борту лайнера было неожиданным и, якобы, именно из-за его опоздания выход «Нахимова» из Новороссийского порта был задержан. По одной версии он с женой, дочерью и внуком последним из пассажиров поднялся по трапу на лайнер с причала морского вокзала. По другой – был доставлен на борт парохода катером уже после отхода «Нахимова» из Новороссийска. Однако остается фактом, что генерал Крикунов появился на борту злополучного лайнера всего за час до своей трагической гибели вместе со всей семьей…

А в 1991 году в АРГУМЕНТАХ и ФАКТАХ была опубликована совместная статья бывшего начальника 3-го отдела УКГБ по Одесской области, полковника запаса А. Довженко и бывшего прокурора Одесской области В. Зимарина, которая позволяет по новому взглянуть на возможную связь гибели «Адмирала Нахимова» с нахождением на его борту генерала Крикунова. Согласно материалам статьи, Крикунов располагал документальными данными особой важности о крупномасштабной коррупции среди партийного руководства Украины и Москвы, включая имена высокопоставленных взяточников из числа республиканского и союзного партийного руководства, причастных к рассматривавшемуся на момент гибели "Нахимова" уголовному делу начальника ОБХСС г. Одессы Малышева.    После гибели Крикунова из его служебного сейфа исчезли многие важные документы, а некоторые были и вовсе уничтожены. В день отплытия "Нахимова" Крикунов позвонил из Москвы, где он находился на докладе у высшего руководства, и попросил своего заместителя, начальника службы УКГБ по транспорту В. Кондратова, во что бы то ни стало организовать каюту на этом пароходе. Для семьи Крикунова это его решение явилось полной неожиданностью.
Еще одна немаловажная деталь, которую озвучил А. Довженко в этой статье: перед самым отходом "Нахимова" Крикунов пригласил его и майора КГБ Ю. Бобовского и сказал: «Я вызову вас через несколько дней к месту моего отдыха. Я узнал о "подводных камнях", с которыми мы столкнулись, о чем даже не подозревали. Будьте осторожны". По неофициальным данным, Прокуратура СССР собиралась по вновь открывшимся обстоятельствам вернуться к пересмотру дела о гибели "Адмирала Нахимова". Однако вскоре развалился Советский Союз, и всем стало не до гибели Нахимова…


ЦЕПЬ ТРАГИЧЕСКИХ ПРОИСШЕСТВИЙ ВОКРУГ «АДМИРАЛА НАХИМОВА» НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ И ПОСЛЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ
На начальном этапе спасательных работ кем-то было принято дикое решение – собирать утонувших пассажиров со дна моря вокруг затонувшего лайнера с помощью рыболовецких тралов!!! Такое мог предложить только чиновник, совершенно незнакомый с работами на дне. Во-первых, погибших обычно течением сносит в углубления на дне, трал до которых не достанет а, во-вторых, если бы тралы и зацепляли погибших то, неизбежно, сильно бы их уродовали!  После нескольких попыток от этой бесчеловечной затеи отказались по причине сильного замутнения воды скребущими донный ил тралами. Черноморское морское пароходство срочно направило к месту катастрофы все свои спасательные силы и средства. С Северного и Балтийского флотов доставили самолетом еще две группы водолазов.

К сожалению, цепь трагических происшествий вокруг «Адмирала Нахимова» не закончилась и после кораблекрушения. Уже находясь на дне, он продолжал  забирать жизни. Так, при обследовании кают и эвакуации останков пассажиров погибли два водолаза. Вот как это случилось.

На помощь водолазам Черноморского морского пароходства к месту трагедии  «Адмирала Нахимова» уже через 10 часов прибыло большое специализированное спасательное судно СС-21 с военными водолазами, которое после многомесячного похода только что возвратилось в Севастополь из Средиземного моря. (Водоизмещение 3230 тонн. Экипаж 135 человек. Было оснащено водолазными и спасательными колоколами для работы на глубинах до 200 м. В его барокамерах могли одновременно проходить декомпрессию до 48 человек). К выполнению спасательных работ были также срочно привлечены и водолазы-разведчики 17-й бригады спецназа Черноморского флота, которые базировались в Очакове на острове Первомайский. Из Очакова на борт СС-21 уже в первых числах сентября прибыла группа водолазов-спецназовцев численностью порядка двадцати человек под командованием заместителя командира 17-й бригады по водолазной подготовке капитана второго ранга Овечко. Почти все члены группы были офицерами или мичманами. С медицинской стороны спуски спецназовцев обеспечивал военврач Виктор Петрович Кацюба.
 
Обследование показало, что «Нахимов» лежит на дне, на правом борту с большим креном. К сожалению, водолазы через иллюминаторы увидели в каютах только тела погибших. Корпус парохода оказался настолько трухлявым, что не смог удержать сколько-нибудь значительные объемы воздуха. Для возможности доступа во внутренние помещения водолазы в левом борту лайнера, имевшем толщину порядка 2-х см проделали 12 отверстий размером 70х75 см. Сложнейшую задачу по резке этих окон-лазов в борту лайнера выполнил лучший в ту пору на флоте мастер подводной резки водолаз-сварщик, старший инструктор-водолаз, мичман Валентин Задорожный. До этого, еще в августе 1983 года ему также пришлось вырезать окно-лаз в днище 4-го отсека затонувшей у берегов Камчатки атомной подлодки К-429 для эвакуации тел 14 погибших подводников, которых затопило в этом отсеке через систему вентиляции, и для проникновения внутрь лодки с целью подготовки ее подъема на поверхность.

С первых же дней водолазам была поставлена задача в приоритетном порядке обследовать каюту № 9 генерала КГБ Крикунова на предмет опознания погибших и изъятия всех документов, т.к. было предположение, что среди них могли остаться особо важные бумаги. Флотские водолазы СС-21 сразу же включились в работы по обследованию затонувшего лайнера. Еще теплилась надежда на спасение в воздушных подушках хотя бы нескольких человек из внутренних помещений парохода. Водолазы-спецназовцы провели разведку корабля, и при обнаружении через иллюминаторы кают с пассажирами (к сожалению, уже погибшими), помечали такие каюты на плане корабля. Затем для доступа в эти каюты и внутрь корабля пробивали отверстия в его борту при помощи взрыва мин. Первоначально была подорвана магнитная мина УПМ (Удлиненная Прилипающая Мина), содержащая 7 кг взрывчатого вещества), предназначенная специально для подрыва кораблей. После ее взрыва в борту «Нахимова» образовалась огромная трехметровая дыра, на СС-21 вышли из строя почти все манометры, а от каюты парохода, в которую надо было проникнуть вообще ничего не осталось! Тогда стали использовать менее мощные мины СПМ (Средняя Прилипающая Мина), которые содержали порядка 1 кг взрывчатого вещества и дистанционно подрывались по проводам с борта СС-21. Взрывами таких мин выбивали закрытые двери кают и проделывали проходы, через которые можно было поднять тела на поверхность. Мины старались устанавливать на петли в районе дверей, которые взрывом выбивало внутрь судна. После того, как муть, поднятая взрывом, оседала, для эвакуации погибших пассажиров лайнера под воду вместо спецназовцев спускались флотские водолазы.

Взрывные работы на корабле проводились только ночью, чтобы  муть успела успокоиться, и днем могли работать водолазные поисковые группы. Проводившие на борту Нахимова взрывные работы водолазы-спецназовцы работали под водой в изолирующих дыхательных аппаратах ИДА-71, которые до сих пор применяются в подразделениях боевых пловцов и водолазов-разведчиков. Этот аппарат представляет собой регенеративный дыхательный аппарат, в котором углекислый газ, выделяющийся в процессе дыхания, поглощается особой химической смесью, а  потребление кислорода водолазом компенсируется за счет выделения кислорода регенеративным веществом. До 15-20 метров водолаз в ИДА-71 дышит кислородом, а на больших глубинах аппарат переключается на подачу из баллона особой азотно-кислородной смеси для дыхания, т.к. глубже 15-20 метров чистый кислород уже становится сильным ядом, вследствие чего наступает смертельное кислородное отравление. Использование специальных дыхательных смесей при производстве подводных работ на Нахимове позволило водолазам-спецназовцам осуществлять погружения до 40 метров и работать на этой глубине до 30 минут без проведения режима декомпрессии. Однако при превышении этих параметров декомпрессия становилась обязательной.

Вся палуба и внутренние помещения корабля были сильно загромождены, что сделало обследование внутренних помещений чрезвычайно опасным занятием.  Несмотря на это, работы под водой продолжались круглосуточно. В тупике у 15-го причала Новороссийского порта поставили несколько сцепок по пять вагонов-рефрижераторов, в которые свозили поднятые на поверхность тела погибших. Для опознания тела складывали один к одному: мужчины отдельно, женщины отдельно. Дубовые двери внутренних помещений «Нахимова» сильно разбухли от воды, вследствие чего их часто приходилось подрывать зарядами взрывчатки. Для большей безопасности водолазы внутри корабля работали парами. Обычно под воду уходило четыре или пять пар. Каждая пара делала по два боевых спуска. Так продолжалось несколько дней.

В пол-третьего ночи 10 сентября 1986 года для выбивания очередной двери на корабль в сопровождении страхующего «тяжелого» водолаза (водолаза одетого в тяжелый водолазный костюм «трёхболтовка», вес которого может доходить до 110 кг, в среднем – порядка 70 кг, и с подачей дыхательной смеси по шлангу с обеспечивающего спуск корабля) на водолазной беседке спустилась пара водолазов-спецназовцев в составе капитан-лейтенанта Игоря Викторовича Ивлева и мичмана Юрия Полищука. Они давно и хорошо знали друг друга: Юрий сначала служил под началом Игоря Ивлева простым матросом, позже стал старшиной, а затем выучился и на мичмана. Во время катастрофы Ивлев был в Ленинграде в отпуске, но его срочно отозвали в Очаков. Игорь Ивлев вошел в группу спецназовцев простым водолазом, хотя и был в звании капитан-лейтенанта. Цепляясь за иллюминаторы, водолазы дошли до нужной  двери и установили мины. Проверили друг у друга давление в аппаратах, которое показывало, что дыхательной смеси вполне достаточно для безопасного возвращения на поверхность. Убедившись, что все в порядке, они стали возвращаться обратно. И тут им сильно не повезло! Страховочные концы обоих водолазов зацепились за какие-то выступы корабля. Потратив время и силы на освобождение страховочных концов (которые пришлось обрезать) водолазы капитан-лейтенант Игорь Ивлев и мичман Юрий Полищук израсходовали почти весь оставшийся запас дыхательной смеси.  Помогая товарищу, Полищук от недостатка воздуха потерял сознание, вследствие чего при подъеме на поверхность выпал из водолазной беседки на дно.

Игорь Ивлев тут же опять спустился на дно,  сделал пару кругов вокруг беседки, но Юрия так и не обнаружил. При очередном приближении к беседке Ивлев был принудительно усажен на нее «тяжелым» водолазом и поднят на поверхность. Видимо, «тяжелый» водолаз получил по телефону с поверхности приказ поднять живым хотя бы одного водолаза-спецназовца.  Все находившиеся на борту СС-21 «тяжелые» водолазы были срочно спущены на дно. Одним из первых на поиски Юрия спустился мичман Сергей Шердаков. Кто мог знать, что всего через несколько дней именно он станет вторым, погибшим на «Адмирале Нахимове» водолазом. Сильно рискуя, работая практически без декомпрессии,  «тяжелые» водолазы только через 2 часа смогли найти Юрия под килем парохода и поднять его на поверхность. Юрия немедленно тут же поместили в барокамеру, однако врачам спасти его так и не удалось. В 9 часов утра 10 сентября 1986 года мичман Юрий Владимирович Полищук, командир взвода водолазов-разведчиков бригады спецназа Черноморского флота скончался, не приходя в сознание.

По факту гибели водолаза на капитан-лейтенанта Игоря Викторовича Ивлева  завели уголовное дело, которое через 2 месяца было закрыто. Дело в том, что приведшее к гибели падение Полищука с водолазной беседки, скорее всего, было вызвано  кислородным наркотическим отравлением вследствие особенностей работы дыхательного аппарата ИДА-71. Если бы Юрий не выпал из беседки, то хоть и в бессознательном состоянии, он был бы достаточно быстро доставлен на поверхность, где была возможность оказания квалифицированной медицинской помощи. Расследование показало, что когда уже начался подъем на поверхность, аппарат ИДА-71  из-за полного израсходования водолазом дыхательной смеси в баллоне снова переключился на кислород. А так как это случилось на большой глубине, где кислородом дышать еще нельзя, произошло сопровождаемое судорогами кислородное наркотическое отравление, что и привело к падению Юрия Полищука с водолазной беседки на дно. За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, мичман Юрий Владимирович Полищук был посмертно награжден орденом Красной Звезды.

После этого случая стали чаще использовать «тяжелое» трехболтовое водолазное снаряжение с традиционной подачей дыхательной смеси по кабелю-шлангу с обеспечивающего спуск  корабля. На затонувшего «Адмирала Нахимова» флотские водолазы с СС-21 спускались с помощью водолазного колокола. Погодные условия на месте катастрофы ухудшились. Пароход лежал на боку, вследствие чего по длинным коридорам «Адмирала Нахимова» водолазы могли передвигаться только ползком, так как многие коридоры были всего метровой ширины, которая теперь стала их «высотой». Под воздействием воды на головы водолазов обрушивались целые секции внутренней деревянной обшивки помещений. Работать в отсеках парохода становилось все более опасно.

 19 сентября 1986 года вышеупомянутый ранее флотский водолаз мичман Сергей Александрович Шардаков получил задание проникнуть в 41-ю каюту, в которой, по словам очевидцев, остались запертыми дети. С ним в паре на Нахимова, в роли страхующего опустился молодой, тоже флотский водолаз старшина 2-й статьи Сергей Кобзев. Командовал спуском капитан 3-го ранга Владимир Стукалов. С медицинской стороны спуск обеспечивал лейтенант медслужбы Александр Гац. Пытаясь открыть дверь ломиком, Шардаков запутался в собственных кабелях и шлангах, не смог вовремя провентилировать скафандр и  потерял сознание. На помощь Шардакову пошел страхующий водолаз, который, перебирая в руках шланг-кабель застрявшего командира спустился в кромешную темень коридора-колодца (светильник остался у Шардакова), на ощупь, преодолевая повороты и спуски добрался до сидящего в нише винтового трапа Шардакова и провентилировал его снаряжение.

Существуют две немного различающиеся версии дальнейшего развития событий. Так, согласно воспоминаниям бывшего подводника, журналиста и писателя Николая Черкашина, который все это время находился в командном посту водолазных спусков СС-21, старшине Кобзеву удалось все-таки вытащить потерявшего сознание командира из-под придавившей двери, подтянуть его к шахте коридора и провентилировать его снаряжение. К сожалению, кабель-шланг мичмана снова за что-то зацепился. Пытаясь распутать шланг и вытащить Шардакова, Кобзев выбился из сил, вследствие чего командовавший спуском Владимир Стукалов приказал ему возвращаться к висевшему над опрокинутым бортом «Адмирала Нахимова» водолазному колоколу. Теперь на помощь Шардакову пошел  главстаршина Алексей Черкашин. Черкашину удалось снова провентилировать аппарат Шардакова, распутать кабель-шланг и доставить мичмана в колокол. Колокол поднимали долго – с остановками для физиологических выдержек. Однако Шардакову все это уже было бесполезно, т.к. к этому времени он, не приходя в сознание, скончался.

Несколько иную версию развития событий озвучил в своих воспоминаниях «тяжелый» водолаз Николай Велитченко, который именно в это же время работал на Нахимове как раз над местом, где завалило Шардакова. По его версии, когда стало известно о ЧП с Шардаковым, он по телефону предложил вырезать дыру в полу, пронырнуть в нее и спасти мичмана. Велитченко ждал команды над местом ЧП почти 4 часа, всё необходимое оборудование у него имелось, но на проведение операции по спасению Шардакова разрешения он так и не получил! По его версии Шардаков в бессознательном состоянии так сильно вцепился в поручни, что молодой страхующий водолаз просто не смог разжать его пальцы в толстых резиновых перчатках. Более опытному водолазу удалось это сделать и доставить Шардакова  в водолазный колокол, но было уже поздно, т.к. посылка второго водолаза-спасателя заняла слишком много времени, которого Шардакову уже не хватило.

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, мичман Сергей Александрович Шардаков, также как и мичман, Юрий Владимирович Полищук, был посмертно награжден орденом Красной Звезды. А в родном городе героя Верещагино (Пермский край) появилась красивая тихая улица, носящая имя мичмана Шардакова.
После гибели второго водолаза, а также вследствие завершения обследования большей части помещений, производство подводных работ на затонувшем лайнере было прекращено.  В некоторые каюты водолазам так и не удалось проникнуть.

ПРИЧИНЫ ТРАГЕДИИ
Почему при отличной видимости «Петр Васев» все же протаранил «Адмирала Нахимова»?  Ведь суда были оборудованы самыми современными системами  навигации и связи! Расположенная на корме «Нахимова» большая антенна спутниковой связи хорошо видна на фотографиях  его последнего рейса! (См., например, снимок «Автор около «Нахимова»).
Ситуация развивалась следующим образом. После получения по радиотелефону информации об «Адмирале Нахимове» и для безопасного с ним расхождения капитан сухогруза Виктор Иванович Ткаченко воспользовался системой автоматизированной радиолокационной прокладки курса (САРП). Это была новейшая по тому времени компьютерная система зарубежного производства. Став у компьютера, Ткаченко перестал визуально контролировать развивающуюся обстановку и далее уже не предпринимал никаких мер, чтобы заблаговременно уступить дорогу пассажирскому лайнеру. В своих показаниях после катастрофы он утверждал, что полностью доверял показаниям САРПа, данные с экрана компьютера, на котором высвечивались выдаваемые САРПом варианты и схемы расхождения судов, анализировал лично он сам, и что САРП указывал на безопасное расхождение с «Адмиралом Нахимовым».

Почему же суда все-таки столкнулись? Мог ли САРП давать неверные показания и если мог, то почему? Причин может быть много. Например, в печати была озвучена информация, что при постройке «Петра Васева» решили сэкономить, оснастив его лагом (устройство, измеряющее скорость судна) советского производства, стыковочные параметры которого не полностью совпадали с японским компьютером САРПа.  Вследствие этого измеренную лагом скорость судна  приходилось в прибор вводить вручную, что при переменной скорости маневрирования могло привести к значительной ошибке в определении САРПом действительного местоположения кораблей!
Достаточно правдоподобной выглядит и версия, согласно которой причиной неверных показаний САРПа могло быть неудачное расположение на балкере «Петр Васев» мостика со штурманской рубкой. Балкер – это грузовое судно с одной-единственной надстройкой на корме, в которой находятся все помещения, в том числе и рубка с приборами для судовождения. От мостика до носа балкера расстояние более сотни метров. Если эта поправка на длину судна не была своевременно  введена в программу работы САРПа,  то именно  этого расстояния и не хватило «Петру Васёву» для уклонения от столкновения.

Насколько известно, рассматривалась и версия о причастности к катастрофе иностранных спецслужб. Согласно этой версии, с помощью переданного через спутник закодированного сигнала мог быть осуществлен преднамеренный сбой в работе компьютера САРПа. Несмотря на кажущуюся абсурдность, техническая осуществимость такой террористической акции достаточно реальна. Во время описываемых событий я как раз руководил лабораторией акустико-эмиссионной диагностики в Ростовском госуниверситете, среди направлений работы которой была и разработка новых методов диагностики прочности плиток теплозащиты первого отечественного космического самолета (100-тонного орбитального многоразового космического корабля «Буран»). Так вот, после гибели Адмирала Нахимова нам категорически запретили использовать в аппаратуре для Бурана любые иностранные комплектующие!
Дело в том, что в процессе коммерческой реализации новейших достижений в области «высоких технологий», в них часто закладываются и «дополнительные возможности», о существовании которых разработчики широкую публику предпочитают особо подробно не информировать.
Например, любая система сотовой связи позволяет отслеживать местонахождение абонента (даже при выключенной трубке!), что стало известно широкой публике только после того, как в Америке с помощью этой «дополнительной функции» было отловлено достаточное количество мафиози. Настороженность вызывают и постоянно выявляемые новые «дыры» в компьютерных операционных системах, через которые хакерам удается проникать в компьютерные сети. Используя эти «дыры», можно не только получить доступ к конфиденциальной информации, но и одновременно вывести из строя тысячи компьютеров. Многие специалисты в области компьютерной безопасности полагают, что часть этих «дыр» делается разработчиками преднамеренно.

Так все-таки, почему же пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» так быстро, всего за 7-8 минут, утонул? Ведь при проектировании любого корабля конструкторы, согласно существующим нормам безопасности, обязательно делят его на водонепроницаемые отсеки с таким расчетом, чтобы при затоплении одного из отсеков (на грузовом), либо двух (на «пассажирском лайнере») судно должно оставаться на плаву. Расследование показало, что в результате столкновения «Адмирал Нахимов» получил гигантскую пробоину размером порядка 80-90 квадратных метров в районе  двух наиболее важных отсеков: дизель-генераторного и машинного отделения. В этих отсеках расположены почти все системы жизнеобеспечения корабля, быстрое затопление которых и привело к столь быстрому катастрофическому развитию ситуации.

Как это ни странно, в оценке действительной степени непотопляемости «Адмирала Нахимова» до сих пор существует много заблуждений. Например, в статье Эллы Максимовой, написанной для газеты «Известия» через 15 лет после катастрофы, сообщалось, что якобы: «…у «Нахимова» была двухотсечная непотопляемость – при огромной пробоине и залитых водой двух отсеках он мог еще долго держаться на плаву…». Эх! Если бы это было так, и у «Нахимова» на самом деле была бы двухотсечная непотопляемость! К сожалению, в те далекие двадцатые годы, когда проектировался «Адмирал Нахимов», вышеупомянутых жестких норм еще не было, и злополучный пароход на самом деле был построен по нормам всего одноотсечной непотопляемости, о чем имеется запись в Регистровой книге судов за 1980-1981 гг. Вероятно, именно по этой причине в зарубежные рейсы в 80-е годы его уже не выпускали: в первом же иностранном порту он мог быть задержан за несоблюдение норм Конвенции по безопасности мореплавания.

Согласно информации, опубликованной в 2010 году на портале Пограничник.ру: «…В операции “Поиск” участвовало 206 водолазов и 16 кораблей. Из 515 помещений “Aдмирaлa Нaxимoвa” былo осмотрено 386, произведено 2886 спусков под воду, 6 водолазов пoлучили тяжелые травмы, 4 попали в психбольницу, двoe пoгибли». Двое погибли - это точно, а вот, что шестеро получили тяжелые травмы и четверо попали в психбольницу подтверждения в открытых источниках мне получить не удалось. При кораблекрушении на борту «Нахимова» находились 1234 человека. Погибли 423 человека, включая генерала КГБ Крикунова с женой, дочерью и внуком, 65 тел до сих пор так и остаются на дне внутри корабля. Для возможности хотя бы символического захоронения родственникам пропавших без вести выдали мешочки с грунтом со дна места трагедии.  Версий столкновения было много, но комиссию по расследованию его причин очень торопили, и дело было быстро передано в суд. В марте 1987 года капитаны обоих судов: Вадим Георгиевич Марков – капитан «Адмирала Нахимова» и Виктор Иванович Ткаченко – капитан «Петра Васёва» были признаны одинаково виновными в кораблекрушении,  гибели людей  и приговорены к 15 годам лишения свободы каждый.

Года через два нахождения на дне крен "Адмирала Нахимова" уменьшился, вследствие чего его мачты стали представлять опасность для судоходства. Для решения этой проблемы взрывами были удалены три мачты и дымовая труба. На месте гибели парохода были установлены навигационные огни, а на картах обозначена закрытая для плавания полумильная зона.

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Оба капитана были досрочно освобождены осенью 1992 года. После освобождения В.Г. Марков работал капитаном-наставником в Черноморском пароходстве и жил в городе Одессе (где и умер в 2007 году). В.И. Ткаченко сразу же после освобождения уехал за рубеж, и при не выясненных до конца обстоятельствах погиб в сентябре 2003 года при крушение яхты вблизи побережья Канады. Еще при жизни Саманты Смит, в Америке вышла её прекрасно иллюстрированная книга, на обложке которой изображена  цветная фотография Саманты во время ее пребывания в Артеке.
За последние годы мне несколько раз довелось побывать в Мисхоре. Юсуповский дворец (бывшая «Дача Сталина») теперь открыт для коллективного посещения отдыхающими. Дом отдыха ЦК КПСС «Красное Знамя» стал элитным санаторием «Дюльбер», и только местные старожилы помнят о его прошлом особом статусе.
Злополучный сухогруз «Петр Васёв» после ремонта был переименован в «Подольск», затем продан за рубеж, где сменил несколько названий и в 2012 году разрезан на металл.
Прогулочный теплоход «Саманта Смит» все эти годы исправно перевозил отдыхающих вдоль крымского побережья. Последний раз я его увидел и сфотографировал в августе 2014 года на траверзе мыса Ай-Тодор у Ласточкиного гнезда. Но прошел еще один год, и теплоход, носивший имя Саманты Смит загорелся прямо в порту города Ялты! В результате пожара были полностью уничтожены передний пассажирский салон и верхняя надстройка на площади 60 квадратных метров.
Спасательное судно СС-21 в 1992 году было списано, продано частной фирме как буксир-спасатель и переименовано в "Подводник Маринеско". В ноябре 1993 года он доставил на буксире в Севастополь для ремонта последнего чемпиона Голубой ленты Атлантики легендарный американский лайнер трансатлантик «Юнайтед Стейтс» водоизмещением 53322 тонны! В 1995 году "Подводник Маринеско" был продан за рубеж и переименован в "Pan Gulf". В 1997 году разделан на металл.
А лайнер «Адмирал Нахимов», мешая судоходству, по-прежнему покоится на дне Цемесской бухты под Новороссийском на глубине 48 метров в двух милях от берега. Вопрос о его третьем подъеме на поверхность до сих пор так и не решен.


Сокращенные варианты очерка публиковались в журнале Родина, газетах: Вечерний Ростов, Известия, Российской газете. 
Фото автора.
2001, 2017 гг.