7 В глубь времён

Аркадий Кузнецов 2
Путешествие седьмое
В глубь времен

– Сергей Сергеевич! Мы хорошо отдохнули в каникулы и го-
товы очень серьезно путешествовать! – сообщила педагогу На-
стя в самом начале первого в новой учебной четверти занятия
по введению в историю. – Какие там еще остались области в
Стране исторических источников?
– Сергей Сергеевич, а когда у нас будут раскопки? – задал,
со своей стороны, вопрос Ваня.
– Именно сейчас и будут раскопки! Потому что, если вы хо-
тите серьезно путешествовать, мы отправляемся во владения
Археологии в области вещественных источников. Эта область
еще не очень освоена вами, а Археология занимает в ней самое
видное место.
– Нам не взять лопаты? – деловито вставил Алеша.
–Нет, все необходимое ждет вас на месте! Произношу закли-
нание...
Вещественные и письменные,
Устные, изобразительные,
Откройтесь нам, таинственные
Источники удивительные!
Первое, что увидели ребята и Сергей Сергеевич, был гигант-
ский раскоп, пропастью уходивший вниз.
– Осторожно! – воскликнула Даша. – Тут все спускается
ступеньками!
– Эти ступеньки называют культурными слоями, – пояснил
Сергей Сергеевич. – Чем ниже слой, тем он более древний.
– А чем выше, тем новее, – догадался Алеша.
– Это ты точно сказал, – похвалил его педагог. – А вот и мо-
лодой специалист по раскопкам!
К путешественникам подошел длинноногий и длиннорукий
человек в рабочей одежде с лопатой в руках.
– Давайте знакомиться! Я Копа, практикант на Большом
раскопе при дворце Археологии.
– А мы ученики, а это Сергей Сергеевич, наш преподава-
тель, – сообщила Даша. – А чем вы здесь занимаетесь? Вы тут
копаете, да?
– Сейчас я определяю границы культурных слоев.
– А что это за слои? – спросила Настя.
– Постараюсь популярно объяснить. Вы знаете, зачем вооб-
ще проводятся раскопки?
– Конечно! В земле находят остатки прежней жизни людей –
камни, изделия... – ответил Ваня. – Они покрылись от време-
ни |землей, поросли травой...
– Давайте, Копа, я покороче объясню ребятам, что такое
культурный слой, – вмешался Сергей Сергеевич. – Видели ли
вы когда-нибудь, как копают землю в городе там, где залит ас-
фальт? Все эти ямы-канавы, куда укладывают водопроводные
и газопроводные трубы?
– Конечно! – сказали дети.
– Тогда вспомните: под верхним слоем асфальта в месте про-
ведения земляных работ оказывается еще один – почему?
– Потому что его заливали раньше – это же всем понятно! –
отозвалась Настя.
– А еще ниже – еще более давний асфальт, еще ниже может
быть булыжная мостовая, которая была еще до асфальта. В дет-
стве я еще застал время, когда асфальт клали прямо на старый
булыжник.
– Но вы сказали, – перебил Алеша, – что это слои асфальта.
А что же культурные слои – это, значит, насыпали когда-то
культуру, потом на нее еще культуру, а потом – современную
культуру?
Сергей Сергеевич и Копа дружно расхохотались.
– Нет, не совсем так, – наконец сказал Копа. – За сто-двести
лет на поверхности земли накапливаются предметы опреде-
ленного времени. Потом они постепенно уходят под землю, и
над ними оказываются уже памятники новой культуры.
– А как археологи находят место, где под землей осталась
старая культура? – спросила Даша.
– Пусть Копа вам расскажет, – предложил Сергей Сергее-
вич.
Копа немного смутился, шмыгнув носом.
– Я вообще-то закончил только первый курс землекопатель-
ного факультета нашей Академии археологии и изучил еще не
так много. Но попробую рассказать. Во-первых, на помощь
приходят письменные источники...
– А разве мы в области письменных источников? – удивился
Леша.
– Нет, но в Стране исторических источников все области
приходят на помощь друг другу – это один из ее законов. Кни-
ги и документы в самом деле могут многое подсказать – напри-
мер, где проходили оживленные торговые пути, на которых
могли быть исчезнувшие города. Еще нужно как следует изу-
чить природу. Где могли в древности селиться люди? В морской
бухте, на удобном берегу реки, на холме. Там можно начинать
раскопки.
Из-за каменного уступа послышался голос:
– Копа, что ты разводишь канитель? Достаточно упомянуть,
что есть правило трех «П», которым пользуются все археологи.
Ребята оглянулись и увидели девушку, такую же худоща-
вую, как и Копа, сидящую на корточках и что-то перебираю-
щую.
– Добро пожаловать на раскопки, – сказала она. – Меня
зовут
Капа. Я тоже прохожу практику. Только Копа роет рас-
коп, а я очищаю, сортирую и, если можно, восстанавливаю
находки.
– А какое это правило трех «П»? – спросил Капу Ваня.
– Археологи ищут три «П»: пожары, помойки, погребения.
Если найдется что-нибудь из этого, то, можно сказать, к нам
пришла удача.
– Вот еще – пожары, помойки... Какая тут может быть уда-
ча? – засмеялся Алеша.
– А ты напрасно смеешься, – сказал Сергей Сергеевич. –
Именно в таких местах остается много свидетельств жизни лю-
дей: спасаясь от пожара, люди бросали все нажитое, на помой-
ку, естественно, все выбрасывали...
– А погребения? Неужели так интересно находить кости
тех, кто похоронен? – фыркнула Настя.
– Во-первых, – вмешался Копа, – и кости нужны для науки:
по ним можно восстановить облик умершего. Этим заведует
младшая сестра Археологии – Антропология.
– Антропология – тоже целая наука, – пояснил Сергей Сер-
геевич. – Представьте себе, что по черепу можно нарисовать
портрет и вылепить бюст. Например, наш выдающийся антро-
полог Герасимов воссоздал по останкам портреты Ярослава
Мудрого, Андрея Боголюбского, Ивана Грозного и других лю-
дей, чьи изображения были неточными или не сохранились.
– Ничего себе! – воскликнул Алеша.
– А теперь представьте себе, – продолжил Копа, – древние
языческие времена, когда люди верили в то, что положенные в
могилу вещи или сделанные там изображения оживут в за-
гробной жизни. Если археологам попался, скажем, надгроб-
ный курган вождя кочевого племени, то они найдут, кроме
украшений покойного и остатков его одежды, оружие, конскую
упряжь, посуду...
– Копа, расскажи им про Египет, – предложила Капа.
– Ну, конечно, Египет – это просто страна чудес, где люди
помещали в гробницы знатных людей все, что угодно, и еще
оставляли множество изображений. Правда, многие гробницы
правителей – фараонов – в Долине царей были разграблены, и
лишь однажды, в 1924 году, английский археолог Говард Кар-
тер совершил великое открытие. Он, можно сказать, наткнулся
на нетронутую гробницу Тутанхамона.
– Я знаю, что там было четыре саркофага – это так называ-
ют гроб в Древнем Египте, – сказал Ваня.
– Не только саркофаги – все, что было найдено в гробнице,
занимает теперь целый этаж Национального музея в Каире!
Маски фараона, оружие, медицинские инструменты, сосуды...
И многое – из чистого золота!
– А чем занимается Капа? – спросила Настя, украдкой на-
блюдая за тем, как Капа складывает и склеивает черепки.
– Это называется восстановление древнего сосуда из глины
по фрагментам, которые нашел Копа, – ответила Капа, не пе-
реставая подбирать черепки, сходящиеся краями.
– Как у вас красиво получается! – отметила Настя.
– Это как в детской игре, где надо из кусочков выложить
целое изображение, – заметил Копа. – Да еще надо все черепки
пометить номерами...
– Посмотрите, а вот там что-то откопали! – Ваня всматри-
вался вдаль, где на склоне раскопа копошились еще несколько
археологов – видимо, тоже практиканты.
– Вот это и есть гробница. Посмотрим, что там нашли, – и
Копа повел путешественников к месту раскопок.
– А почему археологи работают тут не с лопатами, а с совка-
ми? Я уже давно с совком не играю, а они – как маленькие
дети! – не поняла Настя.
– А вы сами подумайте. Если бы здесь копали лопатами, то
они могли бы разрушить стенки и крышу погребального соору-
жения или поцарапать их. Вот и копают осторожно, не вруба-
ясь в землю, а черпая ее совками или рабочими лопатками. Ви-
дите – постепенно открывается древняя каменная кладка.
– Здорово... – произнесла Даша. – А чья это гробница?
– Знаете что? – предложил Сергей Сергеевич. – Попробуйте
определить это сами. Посмотрите – в стороне лежит то, что уже
выкопали изнутри.
– Так... – начал изучать Леша. – Какая-то плетеная верев-
ка, лоскутки... Ого! Шлем. Значит, это солдат... то есть воин.
– Это не простой воин, это, наверное, начальник – смотри,
тут бляшки с пояса, – поправил Ваня и спросил Сергея Сергее-
вича: – Они золотые или бронзовые?
– Как видно, золотые. Но точно определить материал можно
лишь по химическому анализу, который проведут в специаль-
ной лаборатории.
– Глядите, а рядом – конское снаряжение – уздечки, сед-
ла, – обратил внимание Ваня.
– Там, дальше, – указал Копа, – и останки коней, которых
похоронили вместе с покойным.
– Значит, это, наверное, вождь кочевников, – сделал вывод
Ваня. – Они так были привязаны к лошадям, что закалывали
их после смерти хозяина и хоронили вместе с ним.
– Ну вот и вполне обоснованное мнение, – одобрил Сергей
Сергеевич.
– А бывало так, что раскапывали целый город, о котором
раньше ничего не знали? – задала вопрос Копе Даша.
– Бывало, и много раз. Город первых земледельцев на терри-
тории современной Турции – у селения Чатал-Гуюк, могуще-
ственный город Эбла в Сирии, – он существовал более четырех
тысяч лет назад.
– А Троя? Легендарный Илион! – воскликнул Сергей Сер-
геевич.
– Да, конечно! Это было еще в девятнадцатом веке, – стал
рассказывать Копа. – Немецкий предприниматель Генрих
Шлиман всю жизнь хотел найти город, за который велась са-
мая знаменитая в древней истории война – Троянская. Он
увлекся этой идеей еще в детстве, когда прочитал детскую кни-
гу по греческим мифам. А в те времена почти никто не верил,
что в мифах есть какая-то правда. Самые крупные ученые счи-
тали, что Троянская война – это выдумки. И вот, накопив сред-
ства, Шлиман купил участок земли на холме Гиссарлык –
в том месте, где, по описаниям в поэмах Гомера, должна была
быть Троя. Экспедиция долго копала и наконец раскопала
остатки стен и золотые сокровища!
– Что ты так восторженно распространяешься о Шлима-
не? – с досадой в голосе сказала Капа. – Это же был не профес-
сиональный археолог, а чистейший воды авантюрист! Увлечен-
но, как ты говоришь, копая Трою, он мимоходом уничтожил
следы того города, который и погиб в ту знаменитую войну! То,
что он нашел, – гораздо более древнее поселение. Серьезные
ученые до сих пор не могут ему это простить.
– Но ведь то, что нашел в Трое Шлиман, действительно бес-
ценно! – возразил Копа. – Это показывает, что высокая культура92
в том районе была еще за тысячу лет до Троянской войны. А най-
денные им сокровища микенских царей в Греции? Весь мир зна-
ет о Шлимане, а греки считают его почти национальным геро-
ем! В конце концов, археологией должны заниматься именно
такие увлеченные люди. Они и делают большие открытия!
– Да, можно вспомнить еще испанца Марселино Саутуолу, –
заметил Сергей Сергеевич. – В конце девятнадцатого века он,
будучи владельцем земельного участка в горах и проводя рас-
копки как любитель, обнаружил знаменитую теперь живопись
первобытных людей на стенах пещеры Альтамира. А маститые
ученые в это время считали, что в такие далекие времена живо-
писи не было...
– А кто такой профессиональный археолог? – спросил
Леша. – Что он должен знать? Я-то думал, что археологу доста-
точно взять лопату и где-нибудь копать.
– Вот посмотрите на эти наши тетради, – показала на кипу
исписанных тетрадей Капа. – Настоящий археолог должен
подробно описывать по слоям все, что он находит в земле, ве-
сти учет находок. Если он снимает верхний слой и открывает
более нижний, то надо зарисовать или сфотографировать пер-
воначальный вид.
– Это чтобы все видели, что здесь было в разное время, – до-
гадалась Настя.
– Да! – вдруг спохватился Алеша и обратился к Копе. – А где
у вас тут клады?
– У нас есть большое кладохранилище. Прямо рядом с рас-
копом.
– Зайдемте! – сказала Настя. – Очень хочется посмотреть,
кто и как оставлял клады.
...В кладохранилище Сергей Сергеевич подвел ребят к боль-
шой витрине, где были выставлены кувшины, кубышки, ящич-
ки с монетами и драгоценностями.
– Конечно, археологам очень везет, если они находят клад, –
начал объяснять преподаватель. – Клад может о многом рас-
сказать и многое подсказать.
– Что же он может подсказать? А я думал, подсказывают,
где искать клад, – заявил Алеша.
– Ну, где искать клады, представить себе довольно просто.
– Клады могут быть в подвале, на чердаке дома, в тайни-
ке, – добавил Ваня.
– Все правильно. Но главное – понять, кто и зачем оставил
клад.
– Конечно, богатые люди. Еще пираты... – задумался Алеша.
– Ну, посмотрим этот клад, – Сергей Сергеевич указал на
шкатулку, наполненную до краев серебряными рублями. – Его
действительно оставил богатый человек. Как вы думаете, по-
чему?
Ваня получше рассмотрел монеты и сказал:
– Они одинаковые – все сделанные в одном, 1800 году. Зна-
чит, у хозяина этих монет их было много в одно время. И шка-
тулка говорит о том, что она принадлежала богатому человеку,
– она красиво отделана.
– Ты прав, Ваня. И еще интересно предположить, зачем
оставлен клад. Этот, очевидно, был сделан на всякий случай,
на черный день. А что вы скажете об этой находке?
Рядом со шкатулкой стоял глиняный кувшин. Из него были
высыпаны мелкие затертые монеты.
– Ну, это, конечно, небогатый человек, – сделала вывод
Даша. – Даже очень небогатый – такой простой кувшин, а мо-
неты – это же копейки...
– Правда, лет сто пятьдесят назад, когда был оставлен этот
клад, на копейку можно было купить ломоть хлеба, а на десять
копеек, или, как их еще называли, гривенник, – лубочных
картинок. Но все равно, конечно, эти сбережения оставил бед-
ный горожанин – какой-нибудь подмастерье. И собирал он их
долго – тут монеты разных годов выпуска...
– А зачем он их собирал – ведь у него и так было мало де-
нег? – удивилась Даша.
– Может быть, оставил для своих детей или копил годами на
какую-то важную покупку. Клады оставляли в годы войн, пря-
ча драгоценности от врагов. Обычно это бывает понятно по да-
там выпуска монет, например перед 1812 годом.
– Вот бы самому найти какой-нибудь клад! – размечтался
Алеша.
– Только учтите: найденное нужно сдать государственным
органам, а вам останется четверть стоимости клада.
– А я без всяких кладов стал монеты коллекционировать по-
сле того, как мы побывали в области Нумизматики, – сообщил
Ваня. – У меня уже есть две копейки девятнадцатого века, а
еще английские пенсы и немецкие пфенинги.
Тут в книгохранилище зашла Капа.
– Идите попейте с нами чаю с мятой, – пригласила она путе-
шественников.
Ребята и Сергей Сергеевич с удовольствием вернулись к рас-
копу и заняли места у пузатого чайника.
– Интересно, – спросил Алеша, отхлебывая глоток аромат-
ного напитка, – археологи находят следы прошлого только под
землей?
– Нет, конечно, – ответил Копа. – Есть подводная археоло-
гия, есть пещерная...
– Это что: археолог в акваланге отправляется на дно моря
или реки? – удивилась Настя.
– А что тут удивительного? Ты по телевизору не смотрела
путешествия команды Кусто? Они под водой какие-то стены
нашли, – заметил Ваня.
– Как же стены оказались под водой, а не под землей?
– Дело вот в чем, – стал объяснять Сергей Сергеевич, – здесь
уже кончается история и начинается география. Уровень воды
в море с течением веков и тысячелетий может меняться. Неко-
торые поселения людей – города, крепости, когда-то стоявшие
на берегу, оказываются со временем затоплены водой. Напри-
мер, был на Черном море город Тмутаракань. Он процветал бо-
лее тысячи лет назад, а теперь его остатки оказались букваль-
но на дне морском.
– А слово «Тмутаракань» теперь означает что-то, находяще-
еся невесть где, – поделился знаниями Ваня.
– Еще археологи ищут под водой затонувшие корабли, – до-
бавил Копа. – Они выкапывают со дна древние сосуды, нахо-
дившиеся в трюме, и их содержимое.
– А есть еще пещерная археология, – вставила Капа. – Это
должно быть понятно: в древности люди жили в пещерах и
оставили там много своих «следов».
– Тут уж нужен не акваланг, – заметил Ваня, – а фонарь,
чтобы пробираться в глубь пещеры и освещать свои находки.
– В пещерах нашли первобытную живопись, места поклоне-
ния духам. В Крыму, Грузии, на западе Китая есть целые пе-
щерные города, где жили монахи-отшельники или местные
жители скрывались от полчищ врагов, – пояснил Сергей Сер-
геевич. – Ну что, ребята, вкусный чай?
– Спасибо, вкусный, – отозвались ученики.
– Такой чай восстанавливает силы археологов. Я думаю, что
наши новые знакомые – практиканты сейчас будут оформлять
документы о своих находках. А мы вернемся в класс.
– До свиданья, археологи! Успехов вам! – попрощалась за
всех Даша.
– Вещественные и письменные,
Устные, изобразительные –
Мы встретим еще вас, таинственные
Источники удивительные! –
произнес Сергей Сергеевич, и раскоп исчез. Ребята вновь были
в своем классе.
– Хочу быть археологом! – заявил Алеша. – Как там классно
все у них! И я бы так копал...
– Копал, копал и выкопал бы банку от кока-колы, – не удер-
жалась от издевки Настя.
– Да что она все задирается, Сергей Сергеевич! – восклик-
нул Леша.
– Чтобы стать археологом, надо еще многому выучиться.
А пока вам будет такое домашнее задание: нарисуйте инстру-
менты, которыми пользуется археолог, и раскоп, где в правиль-
ной последовательности сверху вниз расположены слои, остав-
шиеся от четырнадцатого, пятнадцатого, шестнадцатого веков.
Ваши рисунки я потом подарю Копе и Капе.