Объяснение в любви

Юрий Субботницкий
 
                Мне в самом начале моей юности самым удивительным образом повезло дважды, хотя  и пришлось приложить для свершения этих грандиозных задач  невероятные усилия, смекалку и... находчивость!... 
                Я, и родился в Одессе, и поступил в Одесское Высшее Инженерное Морское Училище (ОВИМУ) - на местном одесском курсантском сленге - "Бурсу", голубую и розовую мечту всех мальчишек Советского Союза!!!
                И уже будучи курсантом четвёртого курса получил письмо - приглашение, и даже два, на свадьбу старшего брата Лилечки Амарфий -  Владимира.
                Первое было от самого Вовы, второе о том же, но от Лилиной мамы, Марии Ефимовны - тёти Мани.
                Владимир  после окончания кораблестроительного института жил и работал в Николаеве.
                И поэтому, именно туда меня и приглашали.
                Более того, в Николаев  меня приглашали и для осуществления хитроумно разработанного плана...
                Лилечка к тому времени уже поступила и училась в Москве во ВГИТИСе.
                Мария Ефимовна назвала дату свадьбы сына и сообщила еще одну приятнейшую новость: Лиля из Москвы тоже обязательно прилетит на свадьбу к брату.               
                И более того Мария Ефимовна, зная мои самые светлые мальчишеские возвышенные чувства, которые я с самого раннего детства питал к Лиле, порадовала  меня, употребив воистину магическую фразу:
                - Думаю, что возможно на фоне свадьбы Вовы, у тебя появится дополнительный романтический счастливый шанс серьёзно переговорить с Лилей и... дай-то Бог(!!!), сделать ей наконец-то предложение своей руки и сердца...
                Я-то прекрасно помню, как ты весь светился, переливался  каким-то внутренним светом, когда находился рядом с моей "фыцкой" - (девчонка подросток, "сорви-голова", неуёмная непоседа, шалунья - на идиш) или смотрел на неё.
                А с дочкой я дополнительно, предварительно переговорю.
                Здесь надо отметить и честно. без всякого лукавства признаться... я тёте Мане нравился, как Лилин кавалер гораздо больше, чем самой Лиле, к моему горькому бесконечному сожалению.               
                На лёгких крыльях личного счастья я немедленно устремился в приёмную начальника электромеханического факультета - Кима Павловича Котрикова и, применив все свои дипломатические  способности и ухищрения, всё же смог убедить его, что мне срочно и,  более того, даже очень-очень срочно, по жизненно важным причинам и обстоятельствам необходим на 10 суток отпуск.
                - Что, так "приспичело", что ли?!, - как-то по особому внимательно и с лукавой хитринкой, он оценивающе  взглянул на меня.
                Ты только на четвёртом курсе.
                Рановато ещё, вроде бы!
                Обычно эта эпидемия у курсантов начинается на пятом...
                А невеста, что - согласна?
                - Ким Павлович, она ещё ничего не знает и даже не подозревает, что она... невеста.
                - Как?! Невеста не знает, что она невеста!!!
                - Да, вроде бы так.
                И я ему откровенно поведал о наших совместных с тётей Маней и братом Лилечки - Владимиром тактических и стратегических планах на моё ближайшее будущее.
                - Ну ты даёшь!               
                А знаешь... мне кажется... в этом что-то есть такое, залихватски, по курсантски бесшабашно - безоглядно  лихое.
                Она, наверно похожа на принцессу и очень красива?!
                Ах, как же эта магически, неотвратимо  влекущая красота юных девушек "пудрит" нам мужикам глаза и "дурманит" головы!
                Загораются глаза, разгорается пламя, воспламеняется костёр любви...
                Естественно, желательно чтобы избранный объект  воздыхания, не был похож на "зелёного крокодила"... 
                Но ведь пора бы и осознать, что юная девичья красота, увы, не вечна...
                Да и не так уж внешняя красота и важна.
                Хочется, конечно хочется, чтобы девушка была прелестна!
                Почему нет?!
                Но... но всё же, надо признаться, гораздо важнее внутреннее содержание и взаимная готовность обоих... по-настоящему понять друг друга и дружно идти рядом по жизни.
                Внешняя красота  даётся на весьма короткий промежуток времени.
                Яркий феерический праздник постепенно заканчивается.
                А потом, а потом наступают будни.
                Обычные житейские будни со множеством обычных житейских бытовых проблем.
                И вот тут-то вперёд на аван-сцену выходит, не эта броская внешняя красота, а внутреннее глубинное содержание и сердечная привязаность.
                И наконец, в  свои реальные права вступает реальная семейная жизнь, которая порой бывает так сложна и так трудна!...
                А без взаимного уважения и взаимного понимания - семейная жизнь, не возможна.
                Недаром существует устойчивое, проверенное многими поколениями, выражение -
                ...Красота увянет, сорвана годами,
                Сердце не обманет, посудите сами...
                - Ким  Павлович!
                Я понимаю и принимаю вашу шутку и ваш скептицизм, но для меня она действительно принцесса и она действительна очень хороша собой!
                И она очень талантлива...
                -Талантлива?! Талантлива в чём и чем?!
                Она прекрасно поёт, у неё дивный голос.
                Лилечка, и актриса, и певица.
                Учится в Москве, во ВГИТИСе...
                У неё большое, грандиозное театральное будущее!
                - Даааа... Любопытно - Одесса и Москва, моряк и актриса...
                Какое сложное сочетание ты себе выбрал...
                Ох, какой это сложный вариант!...
                Ты ведь себе ещё этого даже и не представляешь!
                Неужели у нас в Одессе нельзя было подобрать себе подходящую пару, подходящую партию!
                Ты же видишь - на каждом курсантском вечере отдыха в училище - море, море невест на любой вкус.
                К вам на танцы приходят девушки из всех самых престижных институтов Одессы...
                И не только...
                Их столько, этих невест, что места для танцев всем не хватает...
                Давка, прямо как на толчке или Привозе.
                Девчонки приезжают даже из других городов - Кишинёва, Тирасполя, Бендер, Николаева, Херсона, Очакова, Каховки!
                Вы, курсанты ОВИМУ, сами себя не до оцениваете, что ли!
                У вас прекрасные перспективы, престижная, хорошо оплачиваемая работа, дальние плавания во все морские страны мира.
                Вы после окончания училища будете работать в крупнейших пароходствах страны!
                Вы на редкость завидные и желанные женихи!
                Признаюсь... не совсем тебя понимаю!
                - Ким Павлович!
                Мне нужна... только  ОНА!...
                Ну раз так обстоят твои личные дела,  в таком случае приглашай свою ненаглядную красавицу на светлый тур вальса жизни!
                Искренне  хочу пожелать вам обоим простого  и настоящего человеческого счастья, причём желательно... на всю оставшуюся... жизнь!               
                У нас в училище не принято и никогда такого не было, чтобы начальник факультета "гулял" на свадьбе курсанта!!!               
                Но ты меня "зацепил за сердце"               
                Ведь были когда-то и мы рысаками!               
                Приглашай на свою свадьбу - обязательно постараюсь быть.               
                Уж очень хочется посмотреть на твою Ассоль, на вас обоих и что из этого всего получиться!...               
                Получив в училище такое, по-отечески нужное и желанное "Добро!", я немедленно отбыл на дизель-поезде «Одесса-Кишинев» в Оргеев.               
                Вечером того же дня встретился с Лилиной мамой и мы договорились, что утром вместе выезжаем в Николаев.
                К тому времени я уже был "бывалым моряком" -  совершил свой первый заграничный рейс, на учебно - производственном  судне «Горизонт».
                Побывал в Стамбуле, Пирее, Венеции и на Мальте, в порту Ла-Валетта.
                И уже смог самостоятельно заработать кое-какие "морские" деньги на необходимые "карманные" расходы.
                В данном судьбоносном случае я решил, не скупится и блеснуть всей широтой одесской морской души.
                Утром я подогнал новенькую блестящую лаком "Волгу" - такси к дому Лилиной мамы и позвонил в заветную калитку.
                Тетя Маня внимательно,  одобрительно и оценивающе посмотрела на меня:               
                - Молодец, моя школа!
                Я теперь ещё раз смогла убедиться - ты хороший ученик и, может быть, из тебя все же еще кое-что путное, да и получиться...               
                Прибыли мы в Николаев с шиком.
                На следующий день я помчался в аэропорт, причем сознательно один.
                Морская курсантская форма, тщательно подогнанная, отутюженная и блестевшая как солнце золотом якорей, внушала мне твердую и необходимую уверенность в будущем планируемом успехе.   
                Всё, абсолютно всё до тончайших мелочей соответствовало канонам, правилам и требованиям, проверенных десятилетиями и поколениями социума, объединённого общей фанатичной любовью к морю и морской тельняшкой, то есть соответствовало ситуации для молодого джентльмена , отправляющегося на свидание с Прекрасной дамой.               
                Отполированная пряжка брючного ремня (простите – «бляха») с рельефным силуэтом звезды, пылающей бритвенно-острыми гранями на фоне морского якоря, соперничала с хищным блеском глаз пикирующего сокола сапсана.
                В результате длительных и сложнейших дипломатических (и не очень) переговоров с охраной Николаевского аэропорта, подкрепленных щедрой дружеской раздачей заморских сувениров в виде повсеместно вожделенных на территории СССР венецианских зажигалок,  я получил право на нарушение множества служебных инструкций, в том числе и доступ прямо на взлетное поле.
                Как отважный капитан я, стоя на верхней площадке трапа, пришвартовался к борту прибывшего московского самолета.   
                Отутюженные до кинжальной остроты складки брюк, синий с тремя белыми полосками гюйс – воротник белоснежной морской рубашки-голландки, бодро трепетал под порывами южного ветерка, как добрые, заботливые крылья ангела-хранителя.
                Все эти морские курсантские атрибуты, надо сказать, придавали мне твёрдую уверенность в успехе моего предприятия.   
               ...Итак я стоял на трапе с огромным букетом роз, пылающих как моё сердце.
                Люк самолета наконец-то распахнулся и я в таком роскошном виде предстал перед изумленными глазами стюардесс, которые очень быстро сориентировались в ситуации и заулыбались мне.
                Пассажиры стали выходить.
                Появилась в проеме выходного люка и Лиля...
                Увидев меня, она ахнула:               
               - Господи! Юра! Как ты здесь?!
              - Да, вот встречаю тебя на нашей гостеприимной николаевской земле...
             ...Свадьба удалась.
                Было весело, непринужденно, вкусно и пьяно.
                Очень пьяно...
                Много пели и танцевали.               
                На следующий день мы выбрались с Лилей погулять по Николаеву.
                Прошлись по удивительно красивой центральной улице Николаева - Проспекту Корабелов.               
                Затем зашли в кофейню.
                И Лиля, и я очень любили кофе.
                Я сделал заказ.
                От пирожных Лиля, глубоко вздохнув, отказалась, с тоской вспомнив о необходимости  "соблюдения" такой весьма не маловажной для театральной сцены вещи, как фигура, но попросила принести несколько тонко нарезанных долек лимона, посыпанных сахаром.                Если я скажу, что я немного нервничал, то это будет значить, что я ничего не сказал...
                Я нервничал и... очень!
                Лиля, очевидно, тоже - ложечка в её руках как-то, уж очень тревожно позванивая, билась о фарфор.
                Лиля внимательно, как-то оценивающе - вопросительно поглядывала на меня.               
                Я, как гладиатор перед боем, "зажав нервы в кулак",   наконец-то собрался с духом и с покидающими меня силёнками,  а также вспомнив их традиционный боевой клич:
              -  Ave Caesar! (в моем случае – "Ave Liliya!")
                Morituri te salutant!
               "Слава Цезарю!
               (Слава Лилии!)".
                Идущие на смерть приветствуют тебя!" -               
                глубоко вздохнув  заплетающимся языком начал, наверно, самые важные, как мне казалось, переговоры в своей жизни.
               Однако мне удалось произнести только одно слово:
             - Лилечка!...
               Лиля, тут же, стремительно положила свою руку на мою.               
             - Юра! Подожди!
               Я прекрасно понимаю, что ты мне хочешь сказать.
               Но давай чуть-чуть хорошенько подумаем и все обсудим.
               Ты всегда мечтал стать моряком, наверное, чуть ли не с самого раннего детства.
                Юра, мы оба с тобой, к сожалению, фанатично, до предела преданы своим детским мечтам, надеждам и планам юности о своем будущем, о своей дальнейшей жизни и судьбе.
               Так уж было суждено, так сложились обстоятельства.
               Ты в Одессе, я в Москве.
                А эти города, к сожалению, находятся на большом расстоянии друг от друга и мы стали далеки друг от друга, как географически, так и душевно. 
                Уже ничего изменить нельзя, и уже, откровенно говоря, ничего менять не хочется.
                Помнишь, когда-то ты прочитал мне прекраснейшее стихотворение Эдуарда Багрицкого.
                Хочешь, сейчас я его прочитаю для тебя:

…Кто услышал раковины пенье,
Бросит берег и уйдет в туман,
Принесет ему покой и вдохновенье,
Прокалённый солнцем океан,
Кто увидел дым голубоватый,
Поднимающийся над водой,
Тот пойдет дорогою проклятой,
Звонкою дорогою морской...»

                - Ты видишь...
                Море для тебя всё!
                Море и дальние морские плавания - это осуществление твоей, и детской, и юношеской мечты!
                Море для тебя всё и сама Жизнь тоже...
                Пойми!
                Сцена - это тоже, моя Жизнь!
                Только со сценой я связываю своё будущее,  свою жизнь!!!
                Надо сказать, я был просто изумлен!...
                Да, действительно, около 8 лет назад я прочитал это стихотворение для Лилии.
                Но даже и представить себе не мог, что она смогла  тогда мгновенно его запомнить.
                Как великолепно поёт Лиля я знал, но, что она с таким чувством, с таким глубоким пониманием смысла стихотворения на этот раз и в такой ситуации прочитает его для меня…
                Я был просто поражен.               
                - И пойми меня, - продолжала она, - я актриса, певица.
                Я мечтаю и хочу работать на большой московской сцене.    
                На высокой сцене...
                Без театра я свою дальнейшую жизнь не представляю, не мыслю.
                И об этом я тоже с детства мечтала, как и ты!
                Думаю что это мой жизненный выбор, моё кредо ещё  с детского садика.
                И ты сам, прекрасно знаешь и прекрасно понимаешь, что в этом плане Москва и Одесса, ну  никоим образом... не совместимы.
                Ты хороший, умный, добрый, красивый...
                Ты  прекрасный друг.
                Но, пойми - только друг... только друг,  к моему великому  и горькому сожалению.
                Ну постарайся...
                Ну постарайся понять меня и прости!...               
                Наверно со стороны в этот момент, я представлял собой жалкое, невероятно убогое зрелище.
                В николаевском кафе, на Проспекте Кораблестроителей, на стуле напротив Лилии сидело нечто аморфное, бесконечно никчемное, ненужное, безликое, бесформенное, раздавленное горечью отвергнутого признания...
                И  это НЕЧТО было очень похоже на выброшенную морской волной на прибрежный песок медузу, бесследно растекающуюся под беспощадными лучами жаркого южного солнца.               
               - Юра! Юрочка!
                У тебя сейчас такие глаза, такие глаза, что мне завыть хочется от горя и слезы вот-вот польются из моих глаз.
                Пойми, я не героиня твоего романа, а ты, соответственно, не герой моего.
               - Я еще раз хочу тебе повторить, что я хочу сделать все от меня зависящие, чтобы добиться  сценического и театрального успеха!   
                Сцена – моя жизнь.
                Мое призвание!
                Я не мыслю своей дальнейшей жизни, своей судьбы без театра!
                Я – актриса, по крайней мере, я так думаю.               
               ...На что я рассчитывал?!
                Как теперь бы сказали - "Дельфин и русалка - не пара, не пара, не пара"...
                Я, положа руку на сердце, и сам все отлично понимал...   
                Да! Я безусловно прекрасно понимал всю утопичность моих иллюзий!...
                А одесситы в такой ситуации выразились бы более определенно:   
                - Шановный (уважаемый), в этом направлении вам абсолютно ничего не светит и Вы элементарно пролетаете, как фанера над Парижем!
                Так-то так... 
                Но мне ведь тогда еще было всего 23 года.
                И я любил, я надеялся…               
                Да! Надо честно признаться, что моя ответственнейшая миссия в Николаев с треском провалилась.
                И как мы с тетей Маней с шиком приехали в Николаев, с таким же шиком и гордо поднятой головой и "окаменевшим" лицом на, котором я усилием воли не позволял проявиться бушевавшей внутри меня адской бури, отбыли восвояси в Оргеев...               
                Насколько же точно и красиво выразил мои чувства и моё состояние одесский поэт Леонид Пермилов - точно в "десятку":
                ...Любовь, ты  ангел или дьявол?...
                Тебя боятся все и ждут,
                Твои загадочные грёзы,
                Бальзамом сладким сердце жгут...

                ...А Киму Павловичу, начальнику электромеханического факультета Одесского Высшего Инженерного Морского Училища, моему куратору и руководителю моего дипломного проекта... так и не довелось "погулять" на свадьбе курсанта - Субботницкого Юрия Дмитриевича...