Сон в летний день

Андрей Можаев
СОН В ЛЕТНИЙ ДЕНЬ
(вставка к повести «СТЕЗЯ»)

Это случилось в предлетье девяностого года прошлого века. С утра выпал жаркий солнечный день, но потом натянуло высокую и довольно плотную дымку облаков. Стало вдобавок душно. Я был дома, один, читал какую-то книгу. Около двух часов пополудни глаза сами стали закрываться. Я заснул. И привиделась мне совсем неожиданная картина.

Я стою среди большой толпы народу на какой-то площади. Люди плотно обступили её по периметру. Их одежды и внешности я не различаю, но твердо знаю, что это всё – православные. А освещено всё пространство передо мной не солнцем, а каким-то довольно холодным и разреженным белесо-голубоватым светом. В этом свете в центре площади стоят три фигуры. Я взглянул и сразу узнал митрополитов Питирима (Нечаева) и Владимира (Сабодана). Они – в полном архиерейском облачении, как на службе. А третьего, стоящего между ними, узнать было невозможно. Архиерейские одежды угадывались, но саму внешность закрывал темный морок. И вдруг я понимаю: не могу сказать, что слышал голос, но в мысли это как бы само проникло, - идут выборы патриарха. Вот темная фигура поднимает руки для благословения. Масса народа сдвигается к ней со всех сторон.

Вдруг свет становится темней и гуще. На площади плотной коркой лежит сухой снег. Питирим остаётся рядом с темной фигурой, а Владимир уходит с площади. На голове его – митра, но сам он в тулупе и валенках. Мы, человек пять-шесть, подходим к нему под благословение Богородичной панагией. Перед нами – беломраморная, с изящной балюстрадой дворцовая лестница, ведущая в холодное небо. Мы начинаем подниматься, тоже одетые в тулупы и валенки. Владимир уходит от нас, а мы поодиночке, тяжело и трудно поднимаемся на её первый пролёт. И нарастает холод.

От этого холода я проснулся. Прислушался к себе. Наоборот, было жарко, но на душе – тревожно. И эта тревога не отпускала. Я не так давно прочитал тогда в книжке Нилуса письмо батюшки Амвросия Оптинского о сновидениях. Для меня ясно было, что сон-зрение. Недаром, я, спустя почти тридцать лет, помню его, будто увидел только что… Я встал, умылся холодной водой, включил радио, чтобы услышать прогноз погоды. И вот в трехчасовом выпуске новостей сообщают, что скончался святейший патриарх Пимен! Это было первое ошеломляющее подтверждение…

  Из Флоров вернулся на несколько дней отец Сергий. Я тут же поехал к нему домой и передал увиденное. Он выслушал молча, сосредоточенно. Высказал: « Что ж, подождём. Время всё покажет». И время, действительно, показало. На выборах предстоятеля МП конкурентами Алексию (Ридигеру) оказались именно Питирим и Владимир, получивший почти столько же голосов.  Потом он стал управляющим ХОЗУ – вторая должность тогда в аппарате МП. Он жил в Свято-Даниловом монастыре и встал поперёк горла либерало-экуменичествующим архиереям, монахам и причту. Но его, митрополита Ростовского и Новочеркасского, искренне любили «белые платочки» и весь простой церковный народ. Затем развернулась история с Филаретом Денисенкой и попыткой отделения от МП южнорусских приходов. Синод поставил Владимира экзархом и он покинул Москву, уехал в Киев, в Печоры, этот третий земной жребий Пресвятой Богородицы.

Благодаря именно его тяжелейшим трудам и молитвам, стоянию против бесконечных провокаций и предательств до сих пор ещё существует не просто УПЦ МП, а общерусское исповедание Христа!.. Помню, с какой злорадной радостью проводили Владимира из Москвы «прогрессивноверущие» должностные лица «церковной вертикали» от самого верха и донизу.  Так будет понятней, почему Алексий не любил посещать Киевский экзархат и всячески уклонялся от поездок.
Но сон, его смысл и содержание, далеко ещё не исчерпались -  мы, всё больше поодиночке, продолжаем пытаться подниматься и оберегать Веру с большим трудом и печалями. Господи Иисусе Христе, не остави нас!..

Я написал об этом сне с одной целью: ярче оттенить то чувство отца Сергия, когда он увидел выведенных Алексием на Красную площадь священников с поддержкой «реформаторских сил». И – тот его поклон с благодарением Богу за то, что Он вывел батюшку оттуда. Именно в этом проявилась его исповедническая позиция.