Вещи-5

Сергей Романов 4
ГВОЗДЬ

Кто не знает гвоздя? Кто его не видел, не держал в руке, не пытался забивать по необходимости? Этот заостренный с одной стороны и сплющенный с другой стороны протяженный цилиндр безусловно был придуман чрезвычайно давно. При всем невообразимом разнообразии размеров и местоприменительностей сущность его всегда едина, проста и фундаментальна – трение.

Гвоздь – это трение, используемое по желанию в нужном месте и в нужное время. В этом причина его рождения и его гениальная функциональность.

Но многие ли задумываются о судьбе гвоздя?
Ведь он рождается только для того, чтобы в муках ударов, осыпающих «голову», пронзить, сдирая металлическую свою «кожу», мертвые древесные тела, а потом всю жизнь, с пережатым дыханием, держать на себе чужую дряхлеющую плоть.
Вплоть до собственной смерти во ржавии…



ШУРУП

Продвинутый, наверченый гвоздь-«танцор».
Взять хотя бы его головку, столь отличную от вульгарно-плоской, оладьеобразной шляпки старшего сородича. В одном случае это строгий конус, разделенный на два сектора поперечной «п»-образной по профилю прорезью – шлицем (у новомодных прорезь заменена на крестообразное углубление), в другом – полушар, также прорезанный шлицем. А если брать его слегка конусовидное рабочее тело, опоясанное острым спиральным ребром, то различие особенно разительно. И уж совсем отличен способ, каким он заступает на рабочее место. Нет и в помине соосно-продольных, беспощадных ударов по «голове», есть умеренно-равномерные крутящие усилия по часовой стрелке и пронзающее сольное фуэте до упора.

Однако же рабочая его функция, все равно та же самая, – трение. Так что, чтобы шуруп о себе ни мнил, как бы ни выставлял себя аристократом столярного мира, как бы ни крутился, – это просто разновидность гвоздя, его инобытие. Можно сказать, гвоздь-вьюн. Только и всего.