Люди в степи

Стас Тимофеев
Назовите мне город, в котором не обитают бомжи? Они есть в любом городе мира. Если их нет, по утренней росе вяло бредущих цепочкой к пищевым бачкам или не сидят они в зной у магазинов с поставленной баночкой для грошей, а по ночам не устраивают семейно-клановый ночлег под кустами или в тепловом колодце, то это не город, а безлюдный никем не населённый пункт. В нём на улицах не встретишь прохожего, а в опустевших зданиях не увидишь живого человека. Такой сюрреализм получается. В городе может не быть памятника Дзержинскому, улицы Мира и даже свободной прессы, но бомжи, если это настоящий город, должны обитать. Хотя они и не украшают городской пейзаж, но куда деться от того естественного приобретения, как если бы один глаз у вас был синий, а второй карий. Не сомневаюсь, что со временем и глаза начнут перекрашивать в один цвет, как волосы, но все равно бомжи останутся, как бельмо на глазу после неудачной перекраски. Бомжей презирает общество. На них спускают всех собак за маргинальность и беззаботное существование. Между тем бомжи несут полезную информацию. Социологические опросы могут безудержно врать и приукрашивать нашу жизнь, потому как, их составляют и пишут люди, которые хотят получать приличные зарплаты, иметь гарантии своего беззаботного существования. Тогда как количество бомжей верный показатель процветания или упадка города и безошибочно определяют, какое финансовое состояние у его граждан. Бомжи самые избирательные люди, потому как не будут промышлять там, где не пахнет пищевыми отходами. Выбор их места обитания весьма разумен: чем богаче жители города, тем больше бомжей. Они настолько прикипают к благодатным местам, что куда бы их не вывозили, в какую бы даль не ссылали, они как кошки, возвращаются назад.  На севере России есть таежный город Когалым. Небольшой, уютный, я бы даже сказал, по-европейски вышколенный и стильный. Преступники лишь пьяные ханты или манси. Живут в нем газовики и нефтяники. Зарабатывают приличные деньги, чтобы накопить на остаток безбедной жизни на материке. Среди достопримечательностей, таких как парк, с бронетехникой, гусеничными машинами, осваивавшими эти суровые края, есть даже пассажирский самолет Ту-154. Он прилетел в Когалым,  г-н Алекперов, его выкупил, и там открыли кафе и кинотеатр. По истине шикарный спортивный комплекс, не говоря уже о великолепном концертном зале, где выступают лучшие звезды России. Кстати в этом городке в деревянном двухэтажном бараке не далеко от аэропорта родилась певица Алсу. Но и там, в таком благословенном месте, среди топей и озёр, бурных рек и холодной тайги, живет- поживает местная ватага бомжей. Местные власти время от времени скучающим от безделья полицейским отдавали приказ: «Выловить и увезти на большую землю людей без определенного места жительства…».   
Их сажали в поезд и отвозили на юг Тюменской области. Но не проходило и месяца, как когалымские бомжи возвращались на родину – суровую и сытную.
Заплутавшие дети планета Земля. Они не забирают у вас последний кусок хлеба, они выгребают его заскорузлыми пальцами со дна бачков, покусанные ломтики облитые кетчупом или с тёмными следами недоеденной икры, а если повезёт, то бережно извлекают полбатона заплесневевшей колбасы. Бродячие отряды бомжей подвижны, несмотря на то, что  люди с чёрно-красными, раздутыми, как пузыри, рано постаревшими лицами, плетутся, шаркая еле передвигая ноги по разбитым тротуарам. Их жизнь  - дорога ухабистая и разбитая. Потому что деньги на их быть может, сносную жизнь разворовали те, кто расплачивается за свои преступления объедками со своего стола.  А ведь богатые и бомжи одного поля ягодки. Богатые не могут не воровать и не обманывать, бомжи не могут устроить жизнь и работать, спать на простынях, принимать душ, рожать и растить детей. Но и те и другие не могут расстаться с тем, что составляет смысл их жизни. (Хотя какой «смысл» в бродяжничестве? - спросите вы. – Ходи по городу, побирайся, живи на свалке и в ус не дуй. Тогда как, деньги воровать из казны - это, тот еще СМЫСЛ!) Но смею вас заверить, что когда вы слышите о миллиардном внешнем долге своей страны, то знайте, что деньги ушли в карман чиновников, и не вы, а они обязаны расплачиваться за него. Но кто-нибудь из них расплатился, возвратил деньги, лежащие у них на депозитах или переведенные в оффшорные компании?
Я бы не сказал, что бомжи сплошь и рядом, люди безобидные, такие затюканные святоши, которые расплачиваются своим образом жизни за прегрешения всего рода людского. И они совершают преступления. Однако если дело не доходит до смертоубийства, то по сравнению с теми злодеяниями что творят добропорядочные граждане, от которых пахнет дорогим дезодорантом и духами, то наносимый ими ущерб государству – лишь песчинка в непрекращающейся буре преступлений. Не говоря уже о том, что лгать, изворачиваться, перекладывать вину на всё что угодно и на тех кто «ниже тебя ростом», только не брать на себя  любимых и неприкасаемых стало хорошим моветоном.
Астана – новая столица Казахстана, но здесь нашли прописку еще целиноградские и акмолинские бомжи. В этом городе у людей самая высокая средняя зарплата по стране. Поэтому бездомные могут здесь жить припеваючи. Однако не угодили властям Астаны столичные бомжи. Портят лицо Астаны. И за несколько дней до открытия международной выставки «Экспо-2017»  самых элитных бомжей страны отправили этапом в соседние города. А затем  в социальных сетях появилось видео, где в степи перед автобусом стоит группа бомжей и два полицейских. И комментарий возмущенного пользователя: «Вот вроде то о чем говорилось вчера! Этих людей вывезли и оставили за пределами Астаны, может в Костанайской области. Среди них я вижу даже инвалида с костылем! Вот так они с людьми обращаются как с ненужным мусором!».
В ДВД города Астана прокомментировали информацию о вывезенных из городов и брошенных в степи бомжах: « На самолете или на каком либо транспорте не вывозили бомжей. Их доставляли в центр адаптации, устанавливали и передавали родственникам. Если выявляли болезни например открытой формы туберкулеза, то на лечение направляли. У кого не было документов, то для установления личности в приемник распределитель…».
На просьбу прокомментировать видео ролик на котором засняты бомжи и полицейские на дороге в степи, пресс-служба ответила коротко: «Обратитесь в регионы, не можем комментировать по регионам...».
На видео снятое вблизи от поселков Есиль в Акмолинской области и Айдарлы в Костанайской области отреагировало ДВД Акмолинской области, поспешив открестится:«По факту распространения видео- и аудиоматериалов посредством мессенджера WhatsApp о вывозе лиц без определенного места жительства на территорию Кокшетау и Акмолинской области ДВД области проведена проверка. По результатам проверки установлено, что фактов ввоза лиц данной категории на территорию Акмолинского региона не выявлено. В распространяемом видеоматериале представлены кадры, отснятые не на территории Акмолинской области», —
Между тем мужчина на аудиозаписи называет точное место встречи со степными кочевниками: «Еду на Есиль, и неподалеку от Айдарлы взлетел «кукурузник». Потом через километра два-три я увидел группы людей, человек 15. Они были как зомби, какие-то грязные, корявые, косые, непонятные. Затем еще и еще толпы таких людей. В общей сложности человек 40-45 шли по трассе».
Обратились к правоведам. Юрист Жангельды Сулейманов сказал: «К сожалению, не могу исключить полностью, что оно настоящее. Тем более, что «чистка» города от нежелательных элементов все-таки была. Насколько я знаю, министр внутренних дел говорил, они ловили проституток, и скорее всего не только их. Любое государство старается таких лиц не показывать иностранным гостям. Особенно в преддверии каких-то значимых событий — от ЭКСПО до Олимпиады. Но кроме этого принципа есть еще и законность. Поэтому просто проигнорировать видео уже не получится….  Я много путешествую и могу сказать, что наличие таких людей характерно почти для любого общества. Однако есть существенная разница. Во-первых, в относительном количестве таковых — сколько бомжей на тысячу человек, чтобы было понятнее. Во-вторых, в отношении общества к таким лицам, и в-третьих, в отношении к ним закона. К сожалению, насколько я знаю, в Казахстане почему-то нет общественных и гражданских институтов, которые бы занимались помощью таким людям. Само явление уничтожить вообще невозможно, реально только минимизировать масштабы. Есть такие индивиды, которые просто не хотят вообще ничего делать — такому человеку лучше бомжевать, и это уже не изменить. Но есть и те, кто хочет, но не может вернуться в нормальную жизнь — вот им требуется помощь не только государства, но и самого общества, которое вообще-то к этой категории относится достаточно негативно.  Государство, наоборот, должно больше помогать слабым, чем сильным — в этом его суть. Например, увеличивать финансирование специализированных приемников для таких бродяг, прикладывать больше усилий к их адаптации, обучать каким-то востребованным профессиям, может быть оказывать материальную помощь. Если для лучшей помощи понадобятся новые законы — принимать их».
Другой известный казахстанский юрист Сергей Уткин: «Вывезти пусть даже не в степь, а просто за город в любом случае полицейские не имеют права. Они могут делать только то, что прямо предусмотрено законом, а таких действий там не прописано. По крайней мере, я таких законов не знаю. За какие-то конкретные правонарушения привлекут к административной ответственности или даже к уголовной. А такая самодеятельность не допускаются. Обязательно нужно разбираться, и если окажется, что бомжей действительно куда-то вывезли и выбросили —это крайне незаконно и даже преступно. Уменьшить количество бомжей на улицах — это абсолютно нормальное желание государства.Только вопрос в методах.  Если просто убрать с иностранных глаз долой — решению проблемы это не поможет. Берем отдельного человека и пытаемся сделать так, чтобы он больше не ночевал в парках и не побирался. Чтобы у него были документы, чтобы получал пенсию, если достиг соответствующего возраста. Если у него есть родственники, чтобы от них помощь получал. Если есть возможность предъявить иск тем же родственникам, но сам не в состоянии, должна подключаться прокуратура, предоставляться бесплатная юридическая помощь. Если родственники близкие, они, между прочим, по закону обязаны помогать. Значит, нужно искать таковых. Возможно, кто-то откажется от какой-либо помощи вообще. Если этот человек полностью дееспособный и не совершает никаких правонарушений, тут уже ничего не сделаешь — его просто нужно оставить в покое. Если он не хочет жить нормально, но закон не преступает, полиция бессильна… ».