Годы летят, боль остается

Арнольд Спиро
Вечерело. Я шел по аллеи маленького подмосковного
городка, где проводил отпуск в одном из
многочисленных домов отдыха на берегу Оки. Парило, 
и, как мне казалось, вот – вот  должен пойти теплый,
летний дождик. Скамейки были заняты молодыми
парочками, и подсаживаться "третьим лишним" мне не
хотелось. Я прошел метров сто и увидел старушку,
одиноко сидевшую на краю садовой скамейки. Она 
читала   какую– то толстую книгу и не обращала никакого
внимания на проходивших  мимо отдыхающих.
–  Это то что надо,–  подумал я.–  По крайней мере,  не
будет приставать с вопросами  откуда я и где  отдыхаю.
–  Здесь свободно?– спросил я тихо, как будто мы были в
читальном зале библиотеки. Она бросила на меня
 быстрый  взгляд и кивнула головой. Минут двадцать
 она не отрывалась от книги. Я тоже сделал вид, что дремлю.
 Вдали я заметил двух мужчин, шагавших почти
строевым шагом как на параде и что– то кричавших.
 Когда они приблизились, я четко  услышал:
          "Артиллеристы, Сталин дал приказ.
           Артиллеристы,  зовёт Отчизна нас.
           Из сотен тысяч батарей
           За слезы наших матерей,
           За нашу Родину огонь, огонь".   
 
 Моя соседка вдруг встрепенулась и долгим взглядом
проводила двух подвыпивших "артиллеристов". Она
аккуратно положила закладку на страницу, где читала.
Закрыла книгу и, сняв очки в роговой оправе, положила
их в красивый футляр. Книгу и очки она спрятала в
небольшой  пакет с надписью I love Russia. Она,
видно, собралась уходить. Встала и, повернувшись ко
мне махнула рукой в сторону уходящих "артиллеристов",
сказала:
–  Как вам нравятся такие песни? Последнее время я всё
чаще и чаще их слышу.
Она потопталась на месте, видно, решая уйти или
остаться. Посмотрела внимательно на меня и спросила:–
Сколько вам лет?
 –  Много, скоро на пенсию.
     Она присела на скамейку, придвинулась ко мне
ближе и продолжала:
–  Ну, тогда вы не жили в то время, о котором пели эти
артиллеристы. Я значительно старше вас и хорошо всё
помню. Годы не идут, а летят. И как тоже  поется в
известном  кинофильме "летят они как пули у
виска– мгновения, мгновения, мгновения". Вот из таких
мгновений и соткана вся наша жизнь. Не успеешь
оглянуться, а она уже прошла
Она замолкла. Мне показалась, что она как будто
волнуется и ей тяжело дышать.
–  Да вы не волнуйтесь, чего вас так задели эти мужики?
–  Они во мне, почему– то подняли целую волну
воспоминаний и  мгновенно перед моими глазами, прошла
вся моя жизнь.
–  Сейчас она начнет рассказывать о своей жизни,
голод,  войну,–  подумал и хотел попрощаться и уйти.
Но она как будто прочитала мои мысли.
–  Вы думаете, что я буду вам жаловаться на тяжелую
старость и на свою неприкаянную судьбу. Нет, это не
мой стиль жизни. Мне много лет и я думаю мой  возраст
позволяет мне оценить прожила ли я жизнь впустую или
наполнила её вполне конкретным содержанием.
  Для меня это прежде всего моя семья. У меня
 прекрасный любящий муж, мы вырастили очень добрых
 и порядочных двоих  сыновей. Старший унаследовал
мою специальность –  он врач, мой внук тоже врач. Даст бог
 –  увижу и правнуков. Всё хорошо, но много лет саднит
 душу боль. Особенно  обостряется она в Великий День
 – День Победы.
 В этот день я часто  вижу по телевизору колоны
 демонстрантов старых и не совсем  старых людей
с огромными портретами  генералиссимуса И.В. Сталина.
Не мне оценивать его роль в истории нашей страны и
его вклад в Победу. Но мне старому человеку почему– то
кажется, что есть ещё один герой, чей вклад в Победу
больше, чем вклад генералиссимуса. Это весь советский
народ. И это вождь сам признал в 1945 году на приеме
в Кремле в честь участников парада Победы в Кремле.
Но этот же народ для него и его соратников с одной
стороны были простым "быдлом", а с другой стороны  вся
несправедливость вершилось во имя и от имени  НАРОДА.
      Она остановилась, перевела дыхание и спросила
меня:
–  Вы, наверное, считаете меня слегка тронутой умом. С
незнакомым человеком вести на такую тему разговоры.–
Помолчала.
–  А скажите, чего мне бояться? Я вам честно скажу –  я
своё "отбоялась" за все эти многие годы.
–  Может вы правы насчет народа. – начал я. Она меня
перебила.
– Народ состоит  из людей и судьба каждого человека в
отдельности  вливается в судьбу всего народа. И не
надо быть гением, чтобы понять простую истину:
счастье всех вместе зависит от счастья каждого.
–  А горе, оно тоже у каждого свое и в то же время
может быть  общим?–  спросил я, чтобы изменить ход её
рассуждений.
Она вдруг оживилась.–  А как же! Вы, наверное, не
помните такие слова "враг народа"?
–  Конечно, помню!–  Больше я её не перебивал и привожу
её рассказ полностью.
–  Так вот я попала  под иезуитскую формулировку
"дочь врага  народа", превратившую меня в изгоя, в
человека второго сорта. И на самом деле, неужели те,
кто носят портреты,  не понимают, что вождь
трудящихся всех стран и лучший друг детей и
физкультурников придумал такой стиль жизни, при
котором  я  и тысячи таких, как я,  обязаны ему своим
горьким, сиротским, неприкаянным, полунищенским
детством.
–  Извините, я немного отвлеклась и вспомнила о вожде
мирового пролетариата, но как не он  разрабатывал,
создавал, "холил и лелеял" эту гигантскую мясорубку
ручку, от которой с успехом крутили наши славные
чекисты всех рангов во всех уголках нашей огромной
страны. Кстати, и они одни из первых становились сами
жертвами этой чудовищной машины.
       Вот в неё и угодил мой отец –  Романский Моисей
Романович, .1898 года рождения, уроженец Крыма. Семья
его жила в небольшом посёлке недалеко от Симферополя.
Как рассказывал отец, среди его друзей детства было
много  детей немецких колонистов и, общаясь с ними,
он хорошо овладел немецким языком, что впоследствии
сыграло свою горькую роль в судьбе отца. Окончив
начальную школу и будучи младшим, ещё было два брата
и две сестры, он тянулся за старшими и стал подрабатывать
у колонистов.
Когда в 1920 году  Красная  Армия освободила от
барона Врангеля Крым, он вступил добровольцем и
служил в артиллерийских частях береговой обороны. В
1922 году встретил мою маму и она, по её словам,
потеряла голову от этого бравого красавца
артиллериста и понятно, что через некоторое время
появилась на свет я –  дитя любви. Меня назвали в
честь бабушки  Лией.
И вот начали мы кочевать по весям и гарнизонам: 1922
год– Одесса, 1925– 1926– Москва (курсы
артиллеристов – зенитчиков), 1927– 1929 Крым, Новый 1930
год встречаем в Москве, папу перевели в полк
противовоздушной обороны. В 1932 году весь полк
переводят в Хабаровск. Обустройство полка идет с
нуля. Я помню, как радовалась мама нашей маленькой
комнатке на территории части, но после переезда мама
начала болеть и папа в 1936 году подал рапорт о
переводе его в Европейскую часть СССР. Рапорт был
удовлетворён. Папу  перевели в Смоленск.
И с этого момента над нашей семьей, впрочем,  как и
над тысячами других, занесен меч "пролетарского
правосудия". В 1937 году был осуждён и расстрелян
старший брат папы Лёва, арестованный как член
троцкистской организации –  вредителей. Он работал
инженером на заводе "Красный богатырь" в  Москве.  Но
у нас же "сын за отца не отвечает", а за брата брат
тем более и папу уволили из армии в звании майора  с
формулировкой  "сокрытие брата – врага народа"
 Одновременно с увольнением его исключают из
партии. Что делает преданный партии советский
человек? Он, конечно, пишет во все инстанции и просит
разобраться. Инстанции разобрались, и в ночь на 27
ноября 1937 года   к нам в дверь громко постучали.

        АРЕСТ.   Ввалилось несколько крепких мужчин,
показали ордер на обыск и деловито начали рыскать по
комнате и кухне. Папа, мама и я сидели на диване и
смотрели, как эти дяденьки ловко орудовали в нашем
шкафу с бельём и одеждой, на книжных полках, в
шкафчиках на кухне и даже высыпали содержимое
мусорного ведра на пол в кухне. Через некоторое время
высокий угрюмый мужчина, похоже, он был старший,
попросил нас встать с дивана. Два помоложе подняли
сиденье дивана, а третий с головой залез в ящик.
–  Ну, что? – спросил Угрюмый
–  Ничего, одна пыль –  ответила голова из– под дивана.
Стоящий возле книжного шкафа чекист  сказал:
–  Да вот этого уже хватит –  и протянул Угрюмому
какие– то бумаги. Угрюмый внимательно стал читать их.
–  Ваши –  спросил он.
 –  Вероятно –  ответил папа уклончиво, –  шкаф то  наш.
–  Моисей Романович, не будем шутить. Смотрите –  это
приёмопередаточная ведомость отдельного зенитного
дивизиона, которым вы командовали, а это карта
учебных стрельб вашего дивизиона. Кстати, нам
известно, что за эти стрельбы вы получили
благодарность от врага народа Блюхера, не так ли?"
Папа тихо ответил:
–  Это копия приёмопередаточной ведомости, мне её
дали как документ, подтверждающий,  что я полностью
отчитался за имущество дивизиона, а карта не имеет
никакой ценности, потому что все населенные пункты
вымышленные.
–  Ну, это нам судить, где правда, а что вымысел.
Собирайтесь  –  сказал Угрюмый. 
–  Да –  обратился он к чекисту: –  Внеси– ка в протокол
обыска  охотничье ружьё, которое висит над диваном.
Папа медленно стал одеваться, мама сунула ему теплый
свитер, шинель и буденовку. Угрюмый внимательно
следил за мамой. Папа оделся, и  я подошла к нему, он
поцеловал меня и тихо  сказал: "Береги маму ". Это
были его последние слова, и больше  никогда  его не
видела наяву. Он приходил ко мне только во сне и
всегда он был  в длиннополой шинели и остроконечной
буденовке.

       В ПОИСКАХ ПРАВДЫ. На следующий день мама
вместе со мной отправилась в городское отделение 
КВД  с твёрдым намерением выяснить эту "чудовищную"
ошибку. Мы вошли в подъезд, часовой спросил, по
какому вопросу и взял мамин паспорт, потом выписал
пропуск  и назвал номер комнаты и  фамилию
следователя.   Мы долго сидели  рядом с дверью. Потом
вышел военный.
–  Гражданка Романская, проходите, а вы подождите в
коридоре" –  сказал он , обращаясь ко мне. Мама зашла
Я стала её ждать. И вот тогда  я впервые в жизни
почувствовала жуткий, животный страх: " Вдруг маму
тоже заберут и посадят. Что я буду делать одна". За
дверью было тихо. Через несколько минут, которые мне
показались часами, мама вышла и первые её слова были: 
–  Представляешь, они мне сказали, что уверена ли я,
что папина фамилия Романский и что среди арестованных
Романский не значится. А вообще– то им известны факты,
когда арестованные носили не свои настоящие фамилии.
Был случай, когда под личиной портного Шнайдера
скрывался матёрый японский шпион Ямамото. И это 
очень часто..
Мы ушли не солоно хлебавши, и потом мама ещё
несколько раз ходила туда вместе со мной и каждый
раз, пока я её ждала, этот проклятый страх не оставлял
меня. Мы так и ничего не узнали. Прошло дней 
двадцать  и к нам заглянул сослуживец папин и он
рассказал, что он видел как на улице  рядом с
тротуаром остановился грузовик, спрыгнула охрана с
винтовками и окружили машину. В кузове стояли
арестованные, и вдруг он увидел папу, их взгляды
встретились, и он отдал ему честь. Папа тоже поднес
руку к буденовке. Это был последний в нашей жизни
человек, который видел папу живым.
Наступил новый 1938 год. Это был первый Новый год без
папы. Всегда, сколько я себя помню, я получала от
папы подарки.  С папой всегда было празднично, 
весело и уютно. Где– то в марте 1938 года маму вызвали
в НКВД. Я пошла с ней. Мама зашла к следователю и,
как мне показалось, довольно быстро вышла. Она была
вся в  слезах, она не могла говорить. Когда мы отошли
от подъезда, она остановилась, прижала меня к себе:
"Сначала следователь  сказал, что папы уже нет, что
его расстреляли как немецкого шпиона, ведь он хорошо
говорил по  немецкий, и вообще, что он враг народа. 
А потом заглянул в какую– то бумагу и сказал, что он
ошибся, папа жив, но только писать письма ему
запрещено. Но я ему не верю, я добьюсь правды". Вот
мама и добилась правды. Переехали к родственникам  в
Ростов на Дону, В город не прописали, поселились
рядом  в  Батайске. Сняли маленькую комнатку. С нами
стала жить мамина сестра. Маму на работу не брали,
как только узнавали о папе. Стали мы говорить, что он
умер. Не помогло, всё равно узнавали и приличную
работу получить маме не удавалось

       ВОЙНА  Пришел 1941 год .Июнь, я окончила
девятый класс  и впереди выпускной 10 класс . И 
друг  война. Начало учебного  года в Ростове, потом
эвакуация. Живём на берегу  живописного озера
Иссык– Куль. Мама с тетей работают в колхозе, и я им
после школы помогаю, как могу. Дело в том мама
хронически не выполняла норму – надо было раз в
неделю ходить в комендатуру отмечаться как жене врага
народа. Комендатура была в другом поселке, километров
десять от нашего. Да ещё ждать ей приходилось
подолгу. Уполномоченный НКВД был очень занят или
делал вид, что занят и этот "комендантский день"  был
"нерабочим"  днём для мамы. Помню до сих пор не
проходящее  чувство  голода и, если бы не доброта
соседей –  киргизов, которые "подкидывали" нам  со
своего скудного стола, всё бы обернулось куда
трагичнее, потому что у мамы появились голодные
обмороки. Я окончила  школу, и пошла работать вместе
с мамой. Работала до 1943 года, пока не освободили
Ростов. Мы  вернулись из эвакуации и почему– то
чекисты забыли про папу, а мы не напоминали и нас
прописали в Ростове. Я поступила в Ростовский
медицинский институт, естественно скрыв, что я дочь
врага народа.

РЕАБИЛИТАЦИЯ.      Окончив в 1949 году институт, я
взяла направление во Владивосток, боялась, что  в
один прекрасный день кто– нибудь узнает , что я дочь
врага народ. Но, слава богу, всё обошлось и  в 1951
году  мы с мамой вернулись. Я вышла замуж, сменила
фамилию, у меня родился первый сын и жизнь как будто
стала налаживаться и вдруг "дело врачей" и липкие
слухи о высылке евреев. Муж у меня русский и как
нормальный, честный, прошедший войну человек, сказал:
" Бывало похуже, а если что, то вместе мы не пропадём".
Март 1953 года. Вся страна в трауре –  умер Сталин.
Моя мама у приемника слушает и плачет: "Всё –  это
конец, наверное, переселят как крымских татар. Надо
быть готовым ко всему".  А после ХХ съезда мама уже
осмелела и вождя советского народа кроме как "эта
сволочь" не называла. Это было самое страшное
ругательство, которое я от  неё слышала за всю жизнь.
В 1957 году  мама  получила официальный документ, что
её муж, Романский М.Р. полностью реабилитирован. Даже
материальную компенсацию получили, кажется, в размере
800 рублей. Я в то время уже работала врачом и
получала 1400 рублей  в месяц.

          НАШИ ДНИ. Ниточка от тех далеких лет
тянется  и к нашим дням. Мы  давно пенсионеры, 
у нас своя квартира.  Дети и внуки живут отдельно,
 материально живем прилично, насколько
позволяют наши пенсии. Но почему– то я всё больше и
больше вспоминаю папу, маму с её искалеченной судьбой
–  она так и не устроила свою личную жизнь. Я
вспоминаю своё детство и юность и этот чудовищный,
страх, что также как папу в любой момент я могу
потерять маму и остаться, одна одинешенька в этой
жизни. И иногда приходят такие совсем невеселые
 мысли: неужели это может повториться, неужели
 народ, столько переживший, даст возможность опять
какому– нибудь прохиндею сесть  на шею, чтобы потом
 этот прохиндей мог определять судьбу людей по
своему усмотрению.
А года четыре тому  назад мой старший внук Илья
позвонил мне и сказал:
–  Бабуля, хочешь, я тебе кое– что прочту из интернета,
 –  и  он зачитал мне из книги Памяти: " Романский Моисей
 Романович осуждён тройкой НКВД  по статье 58– 10.
Расстрелян 27 января 1938 года".
– Вот и всё. Папа прожил после ареста ровно два
месяца. .Она замолчала, и я понял, что эта старая
женщина не жаловалась, не искала сочувствия. Она с
достоинством, присуще честному и открытому человеку,
не впадая в истерику, не обвиняя народ и страну в
своих несчастьях и бедах, по крайней мере,
 для себя, ответила на вопрос "Кто виноват?"