Дневник - что это?

Оксана Студецкая
Оксана Студецкая
                ДНЕВНИК-что это?
     Писателя из меня не вышло, несмотря на то, что стремление писать появилось с пятнадцати лет. Первое, что было сделано в пробах пера – это ведение дневника в юные годы.  Потом проба написать повесть об одноклассниках  не получилась, остались одни эпизодические зарисовки. Много раз делались  попытки написать роман, который так и не доводился до конца, оставляя героев на произвол судьбы, потому что закончить такой труд, оказалось делом очень серьезным и тяжелым испытанием. А потом снова и снова  - периодическое обращение к дневнику.
   
  «Прошло десять лет» - писала я спустя годы, - читая строки своего детства, былой юности, я обращаюсь к читателю     прочесть тоже, говоря: « Взгляни, мой друг, вслушайся в этот детский лепет и, может, ты услышишь мелодию души, ритм сердца,  только набирающие звуки, рождающие мотив песни о жизни. Вглядись в этот чистый разум,  и ты увидишь там цельность души, без пороков,  без ран, это еще только восходящее солнце, желающее гореть, ибо ему пришла пора. И кто бы ты ни был, и сколько лет бы тебе не было, вспомни и себя в свои ранние годы, вспомни все вспышки и своего сердца. Были ли они сильнее когда-либо, чем в ту пору? Были ли они выше, ярче и светлее, чем мог ты это видеть? А если ты еще сам очень юн, то не пугайся этих возгораний души, не бойся их, раскрывай шире грудь для их воспламенения. Все порывы такой юной души – это пробудившиеся из недр сейсмические волны, это начинающееся землетрясение, это рождение вулкана, которому суждено пылать и освещать ту пядь земли, где ты рожден и,  по которой пройдешь свой жизненный путь.
   Не оставляй только в своей душе все, что вдруг поразило твой мозг, не накапливай все,  что только может впитать твой ум, не наслаивай одно на другое в душе, чтобы не образовать в ней пороховой бочки. А бери, бери за руку друга и иди с ним, захлебываясь от россыпей на твоих устах. Пусть будут перенасыщены речи, пусть выкристаллизуются кристаллы, но природной чистоты. Но помни и другое: все, что ты расскажешь сегодня другу, завтра может стать против тебя врагом. Потому бери чистый лист бумаги и пиши, пиши параллельно все, что чувствуешь, все, что знаешь и сумел узнать. Это никогда тебя не подведет, никогда не состарится, никогда не обернется против тебя, а останется твоей юностью и молодостью до конца дней твоих».
    Если утро вечера мудреней, то почему утро нашей жизни так глупо и  слепо, против вечернего ее заката?  Юность можно легко оскорбить, не понять, а ощутить ее независимо от возраста, куда труднее.
    Спустя еще десять лет писала вновь:   Возникло решение снова писать дневник и к нему эпиграф: « Не давай душе лениться, заставляй ее трудиться день и ночь, день и ночь». 
     Будучи пятнадцатилетним, потребность излить свои первые духовные переживания и мысли естественны, как естественно и то, что человек в пятнадцать лет впервые стал познавать самого себя, впервые ощущает и познает в себе  неизвестные ему чувства.
    Но, когда тебе уже тридцать пять, когда уже прожито половина жизни, пройден этап самопознания и определения, изведано и испытано много чувств, а ты все равно не перестаешь думать  о жизни, о себе,  о других, не перестаешь рассуждать, оценивать, переоценивать, принимать или отвергать те или иные события своей и общественной жизни, то может, снова писать дневник не просто решение, а возникшая потребность?. Это необходимая необходимость.
  Для чего?    Самое первое – для других  молодых поколений, для  своих детей, оставив им свой опыт эмоциональной, духовной и практической жизни. А дневник – это зеркальное отображение самого себя, твоей души, это история жизни личной и того общества в котором ты живешь
  Второе – для самого себя, чтобы мог посмотреть на себя со стороны, что человеку бывает очень трудно. Описывая события своей жизни, события отношений с другими людьми, со своими детьми, ты можешь сделать оценку с внешней стороны и увидеть свои ошибки в поведении или мышлении и поступках.
- 2 -
 
    В третьих – каждый человек настолько индивидуален, что в мире не
повторим, а дневник может запечатлеть эту индивидуальность. Познание самого себя, как и вообще человека, настолько трудно и продолжается  всю жизнь, оно требует неустанного и постоянного до конца дней своих, самого глубокого мышления. И чем больше и глубже человек сумеет познавать себя, тем совершеннее будет он сам и весь его образ жизни.  И все же никто не может знать тебя лучше, чем ты сам себя.  Оставить себя такого своим детям со всеми чувствами и мышлениями.
     В четвертых – мы не знаем других людей, даже если они нам самые близкие родственники – мать, отец, дети, братья сестры и  другие -   кровные и не кровные лица. Почему? Потому что в каждом из нас существует двойственность. Да, да, человек двойственен был и будет всегда. Опять же – почему? Потому, что он не один в этом мире. Вокруг него среда из таких же людей, и в силу этого у него есть свое внутреннее «я» , которое продиктовано его природой, и «я» для других, которые между собой неустанно борются.  Меня могут  обвинить в дуалистическом мировоззрении, но этот дуализм заложен природой, и с этим ничего не поделаешь. Зачастую мы видим в другом человеке не его самого и даже не борьбу его двух «Я», а уже результат этой борьбы. Внутренняя сущность человека не может видеться сама по себе, она может быть отображена только в сравнении с другими людьми. И его  внутреннее и внешнее «Я» проявляется только,   как результат борьбы двух «Я»  в его поступках и желаниях, в отношении к другим людям.   
   Последнее – все же дневник приносит человеку самое приятное из чувств – чувство полнейшей свободы, когда ты можешь выразить все свои чувства и мысли,   не думая о цензуре или осуждении себя другими. Дневник – это еще исповедь, однако эту исповедь считаю еще и судом над самим собой.
    Пока мы живы, ощущая окружающий нас мир, ощущая себя, мы до последнего вздоха боремся за то лучшее, что мы желаем, пройдя при этом все   терновики  жизненного пути.

               
   
    Побуждение писать книгу жизни вызывается тоже самой жизнью, поэтому автор стремится воссоздать ее правдивой, не скрывая ничего, что только может сотворить на земле человек. 
    Что же касается судеб человеческих, то судьба каждого человека,  в каких бы моральных и социальных условиях он не жил бы, все же большей частью творится им самим, в зависимости от его природной сущности – характера и ума. Среда, условия моральные и социальные, природные, в которых выпала участь  родиться тому или иному человеку, есть уже существующий факт, и во взаимосвязи  природы самого человека и его окружающей среды строится его жизненный путь. Я не верю в судьбу, как что-то случайное, ибо от большей развитости ума, мы могли бы предвидеть и случай, как  научились предвидеть  случайности,  познав законы природы.  Даже, где нам родиться, зависит от развитости ума  наших предков, и жертвы социальной среды тоже предопределены нами же или нашими предками. Жизнь каждого из нас строится еще и нами самими, в том числе наше здоровье. Поэтому человек пусть не сетует на судьбу, а сетует больше  на самого  себя. 
    Человек все в большей  мере должен познавать себя не только психологически,  но и физически,  заботясь о своем здоровье  -  это поможет ему направлять и строить свой жизненный путь по его силам и здоровью,  а жизнь каждого из нас определяет жизнь всего человечества.
    Вот в руки мне попадается книга литовского писателя Ахто Леви (Леви Ахтович Липпу)  «Бежать от тени своей», в которой есть его высказывание:
«Почему, собственно, нужно отмечать произведение, каким-то определяющим  его направление  знаком:  здесь – любовь, здесь – приключения, здесь – про войну, здесь – про колхозы, а здесь – фантазия и т.д.  Можно же просто рассказать о жизни и о своих размышлениях о ней…»
   Этим он натолкнул меня на мысль, собрать все свои рукописи, в которых периодически именно рассказывала о жизни и своих размышлениях о ней, что и составило бы дневник, который можно передать своим детям и тем, кого они будут  интересовать.

1985 г.