6 Сказка о непотерянном времени

Аркадий Кузнецов 2
Путешествие шестое
Сказка о непотерянном времени

– Здравствуйте, Сергей Сергеевич! С наступающим вас Но-
вым годом! – сказали ребята, как только к ним вошел препо-
даватель истории.
– И вас так же! Ну, сегодня у нас будет совсем необычное
путешествие, прямо подстать предновогодним дням. Ведь Но-
вый год – как вы думаете, это праздник чего?
– Как это – чего? Новый год и есть Новый год, – не поняли
ученики.
– Я хотел спросить: какая из исторических наук занимается
Новым годом как праздником?
– Дедморозоведение, – пошутила Даша.
– Нет, елковедение! – завелся Алеша.
– На самом деле сменой лет занимается наука хронология. И
отправимся мы на косу времени, занимающую особое положе-
ние в Стране исторических источников. Ведь нельзя говорить о
каком-либо историческом событии, не определив его время – год
или хотя бы век. «Хронология» по-гречески означает «наука о
времени». Вы узнаете, как определяли в прошлом время и как
возник современный календарь, по которому мы через несколь-
ко дней отметим Новый год. Но предупреждаю: под Новый год
может произойти все, что угодно, какие угодно чудеса! Ведь
люди в глубокой древности считали, что при смене одного года
другим мир, как без начальника, плохо подчиняется обычным
законам, и именно в это время получают полною свободу всякая
магия и колдовство. И прошу взять на всякий случай с собой
теплую одежду – все-таки зима на дворе.
– Ой, здорово! Мы к Деду Морозу, наверное, отправимся! –
воскликнула Даша.
– Всему свое время.
Вещественные и письменные,
Устные, изобразительные –
Откройтесь нам, таинственные
Источники удивительные!
И очутились ребята и Сергей Сергеевич на длинной, уходя-
щей куда-то вдаль косе – Косе времени.
– Наш путь вон туда, – показал преподаватель в сторону вы-
сокой башни с куполом.
Над косой проходила какая-то смутно улавливаемая в тума-
не линия, упиравшаяся в верхнюю часть башни. Ребята по-
дошли ко входу, над которым виднелась надпись: «Башня Хра-
нителя времени».
– Хранитель времени? Это не Дед Мороз? – разочарованно
протянул Алеша.
– А когда будет Дед Мороз? – спросила Даша Сергея Сергее-
вича, но... его не было рядом.
– Куда делся Сергей Сергеевич? Ау, Сергей Сергеевич! – ста-
ли звать ученики.
– Как будто растворился в тумане, – заметил Ваня.
– Это начались предновогодние чудеса, – отозвалась На-
стя. – Что ж, пойдемте наверх, познакомимся с Хранителем.
Пришлось долго карабкаться наверх по винтовой лестнице,
вдоль которой на стенах при тусклом свете свечей можно было
различить какие-то формулы. На круглой площадке под купо-
лом, куда ребята приоткрыли дверь, добравшись до верха лест-
ницы, на вращающемся, как у музыканта, стуле сидел стари-
чок в длинном колпаке и мантии. Он смотрел в длинную трубу,
направленную в окошко.
– Добро пожаловать! – сказал он детям гулким голосом. –
Солнце вступило в знак Козерога, пройдя точку зимнего солн-
цестояния. Это значит, что миновал самый короткий день.
Уходи, Корочун! Солнце на лето, зима на мороз!
– Это о том, что начинает прибывать день, – стал объяснять
Ваня таинственные заклинания.
– Да, вы уже поняли, что я Хранитель времени. Вы пришли
меня поздравить с наступающим Новым годом?
– Мы вас поздравляем, но мы хотим еще узнать о науке хро-
нологии, – ответила за всех Даша.
– Вон там, – показал Хранитель в сторону, – в окне виден
дворец Хронологии. В нем 12 углов – по числу месяцев,
52 окна – по числу полных недель в году и 365 ступенек на всех
лестницах – по числу дней в году. Я же посылаю во дворец дан-
ные о небесных явлениях. Ведь именно они определяют наш
календарь.
– А у первобытных людей был календарь? Ведь что-то вроде
денег у них уже появлялось, а время они считали? – спросила
Даша.
– Все началось гораздо раньше денег – уже тогда, когда пер-
вобытные люди стали жить в странах с холодным климатом.
Вот сейчас в Северном полушарии зима. Зима была в те дале-
кие времена порой, когда людей спасал только запас пищи.
И надо было рассчитать его до весны, а для этого определяли
срок ее наступления. Проще всего было уследить за солнцем:
день начинал прибывать после дня зимнего солнцестояния –
22 декабря, день указывал на постепенное приближение вес-
ны. Но настоящий календарь сложился, когда ряд племен на-
чал выращивать растения и разводить животных.
– Это, наверное, потому, что людям надо сеять хлеб весной,
а убирать его к осени? – сказал Ваня.
– Конечно, и выгонять скот на пастбище надо тоже весной,
когда взойдет молодая трава. А вот как скоро это будет? Тут
уже стали считать число дней в году. У северных народов год
начинался с зимнего солнцестояния, когда солнце на лето по-
ворачивает. Это время – вот в эти дни, в конце декабря, когда
замечали, что день стал хоть и на воробьиный носок, но боль-
ше, – отмечали особо. Славяне в древности провожали Корочу-
на, самый короткий день, вывозили его чучело подальше в лес
и зажигали праздничные огни. Знали, через сколько дней по-
сле этого наступит весна, через сколько дней наступят лето,
осень и вновь зима.
– А как было в тех странах, где нет снега и холодов? – спро-
сила Даша.
– Все равно надо было знать, когда что сеять, когда уби-
рать – ведь там то сухо, то дожди. И новый год в теплых стра-
нах считали то с весеннего равноденствия, когда день равен
ночи и обычно начинали посевные работы, то с летнего солнце-
стояния – самого длинного дня, то с осеннего равноденствия.
Летом, например, отмечали Новый год греки. А египтяне от-
мечали его тогда, когда начинала разливаться великая река
Нил.
– А как все это помнили? Просто в голове держали древние
люди? – недоверчиво отозвалась Настя.
– Зачем же только в голове? – усмехнулся Хранитель време-
ни. – Уже в те времена можно было посмотреть в календарь.
Только он был не на стенке, а воткнут в землю у входа в жили-
ще. – И он показал на длинный деревянный шест, стоящий у
стены.
– Какой же это календарь?! – выразил недоумение Леша. –
Это что: на него надо взобраться, чтобы лучше наблюдать за
солнцем?
– А вы присмотритесь к этому шесту. Что вы на нем види-
те?
– Так тут же зарубки! – приглядевшись, сказали ребята. –
Одни маленькие, а некоторые побольше, и какие-то значки –
крестики, кружочки...
– А, так я такое видел в фильме про Робинзона Крузо! – об-
радованно воскликнул Ваня. – Там Робинзон, оказавшись на
необитаемом острове, стал каждый день делать зарубки на ше-
сте, чтобы знать, сколько дней он живет один. И в древности,
наверное, делали так же!
– Такие шесты были в некоторых деревнях на русском Севе-
ре еще сто лет назад, – заметил Хранитель. – Значки показы-
вают разные памятные дни или какие-нибудь события, а за-
рубки подлиннее – праздники и выходные дни.
– А часы, минуты, когда научились считать? – поинтересо-
валась Даша.
– Сутки долгое время делили на светлое и темное время, а
их обычно делили на 12 частей – часов. Чтобы знать, когда
пройдет час, стали использовать песочные часы. Вот такие! –
хранитель показал на песок, сыпавшийся из чаши через отвер-
стие внизу. – Высыпался весь песок – прошел час.
– Песочные часы до сих пор бывают в поликлинике, – заме-
тил Ваня. – Только теперь песок высыпается из одного сте-
клянного отделения в другое.
– Едва ли не более древние, чем песочные, солнечные часы, –
продолжал хозяин башни. – По ним можно было видеть, сколь-
ко прошло часов в течение дня. Смотрите: вот такой шест от-
брасывает тень, и она перемещается от одного деления к
другому. После первого светового часа тень – на делении с циф-
рой «один», после второго – на цифре «два»...
– А как же ночью измерять часы? – спросила Настя. – А ког-
да на небе тучи?
– Да, человек видел, что солнечные часы не могут работать
постоянно. И вот уже во времена расцвета Древней Греции
были изобретены водяные часы. В них вместо песка из чаши в
чашу переливалась вода. Уровень воды отмечался делениями –
вода в нижней чаше прибывала, и время как бы росло снизу
вверх.
– Но ведь вода, как и песок, вся перельется – как же часы
будут работать без перерыва? – не понял Ваня.
– Смотрите: вода ровно через сутки сдвигает поршень-
поплавок. Он открывает отверстие, через которое вода вылива-
ется и особым механизмом поднимается по трубе в верхнюю
чашу. И все начинается сначала!
– Вот это система! – восхищенно сказал Леша. – Да, такие
часы лучше, чем заводные, со стрелками, они никогда не оста-
новятся!
– Только я иногда подливаю воду в верхнюю чашу: вода ведь
испаряется! – заметил Хранитель. – А в Китае изобрели огнен-
ные часы. Смотрите: я зажигаю свечку с делениями, и она тает,
а огонь доходит при этом до делений, обозначающих часы. Кон-
чились сутки – тут же ставят и зажигают новую свечку.
– Китайцы много чего изобрели, – отозвался Ваня. – А где,
когда и зачем изобрели привычные для нас механические часы
со стрелками, с циферблатом?
– Это было в Италии примерно 700 лет назад. Такие часы
поначалу показывали время лишь на башнях и церковных ко-
локольнях. Вскоре появились и куранты – каждый час приво-
дились в действие колокола, склянки, а, например, на Старо-
местской ратуше в столице Чехии Праге каждый час рядом с
часами двигаются фигурки. Постойте, я заговорился с вами, а
ведь прошел очередной час – сейчас вы услышите куранты на
различных часах!
И точно: стрелки многочисленных часов на стенах указали
на римские и арабские цифры «двенадцать». Тут же забили ку-
ранты, закуковали облезлые от времени кукушки, заиграли
колокольчики. На некоторых часах внизу открылись дверцы,
выдвинулись маленькие сцены, на которых заплясали паяцы
и балерины. Пробили в барабаны крохотные музыканты, от-
кланялись фарфоровые болванчики...
– Ух ты! – восторгу ребят не было конца.
– А сейчас с часами неинтересно, – заметила Настя. – Они
почти везде электронные, без боя и без кукушек. Даже не тика-
ют!
– Что поделаешь – часы стали уже обычной вещью каждого
человека. Время сообщают по радио, телевидению, – не то, что
взглянуть куда-то наверх, где о времени возвещают куранты, –
вздохнул Хранитель времени.
– Но остались и Кремлевские куранты в Москве, и куранты
в Лондоне на башне Бигбен, – заметил Ваня.
– Как неповторимые достопримечательности, как символ
истории, по которому вся страна сверяет время. Но я хотел бы
обратить ваше внимание вон на те большие напольные часы.
Среди других они все-таки занимают особое место.
Ребята посмотрели, куда указывает Хранитель времени
Страны исторических источников, и увидели массивный ко-
мод со множеством часовых циферблатов. В центре было 24 ци-
ферблата средней величины, а по углам на циферблатах были
какие-то таинственные надписи и четырехзначные цифры.
– Перед вами часы, изготовленные в конце ХIХ века в Пари-
же. Они показывают время во всех 24-часовых поясах Земли.
– Это мы знаем, – откликнулась Настя. – Когда в Москве
полдень, в Америке полночь, ведь Земля вращается вокруг
своей оси, и не везде в одно время солнце и день.
– Ваши познания похвальны! – улыбнулся Хранитель. – Но
вот что показывают стрелки по углам, вы вряд ли так просто
объясните. А это различные календари! Вот здесь – всемирная
христианская эра: 2001 год, декабрь. А рядом – другие эры: от
сотворения мира, еврейская, мусульманская...
– Как это – другие эры? – спросил Алеша.
– То, что называется нашей эрой, появилось не в такие уж и
древние времена. В древности же люди сначала считали годы
по правлению царей, например египетских фараонов. Напри-
мер, пятый год правления Рамзеса Второго. Как вы думаете,
почему такой счет времени был не очень удобным?
– Наверное, потому, что фараон умирал, и годы начинали
считать с начала по новому фараону, – ответил Ваня.
– Именно так. У греков счет лет был уже удобнее: по четы-
рехлетиям между Олимпийскими играми. Так и говорили: это
было во второй год пятидесятой Олимпиады, то есть через 198
лет после первой Олимпиады. А римляне вели счет лет от осно-
вания Рима. Христиане сперва считали годы от сотворения
мира. Но они вычисляли сотворение мира по-разному: кто –
семь с половиной тысяч лет назад, кто – менее семи.
– Всего семь тысяч? Ведь Земля возникла четыре миллиар-
да лет назад! Вот глупые были люди! – хихикнул Алеша.
– Они были не глупые, молодой человек, а просто не вели
еще раскопок и тем более не определяли возраст земных пород
с помощью современных физических приборов! – строго ска-
зал Хранитель. – Вот им и казалось, что миру столько лет,
сколько они могли представить. Но в конце концов появилась
эра от «Рождества Христова». Ее предложил ввести греческий
ученый Дионисий почти полторы тысячи лет назад. Он высчи-
тал, когда родился Иисус Христос, но, как полагают, ошибся
на три года.
– Что ж он так? – заметила Настя.
– Но это не очень важно, так как эра от Рождества Христова,
или, как во многих языках, «эра Господа», была постепенно
введена во всей Европе и Америке.
– А в России – при Петре Первом, – продолжил Ваня. – Как
всегда.
– Все правильно, – подтвердил Хранитель. – Таким обра-
зом, в России при Петре после 7208 года от сотворения мира
наступил 1700 год от Рождества Христова. И более того, было
решено праздновать Новый год 1 января, а не 1 сентября, как
было в России в предыдущее время. В указе царя говорилось:
«Велено торжествовати Новый год с первого числа генваря ме-
сяца». Генваря – то есть января.
– А зачем у вас здесь подзорная труба, бинокли и карта
звездного неба? – поинтересовалась Даша, рассматривая стол
Хранителя.
– Как же, наблюдения за звездным небом всегда были осно-
вой для составления календарей. Сперва широкое распростра-
нение имел лунный календарь, основанный на лунных меся-
цах – времени между двумя новолуниями, когда на небе
появляется, а затем исчезает как бы новая луна. В Китае так и
стали говорить: «в первой луне», «в третьей луне». Да и по-
русски слово «месяц» напоминает...
– О Луне! – догадался Ваня.
– Лунными в наши дни остались мусульманский календарь
и во многом – китайский и еврейский. Уже позднее получили
распространение солнечные календари, основанные на годо-
вом сроке обращения Земли вокруг Солнца. И за звездами тоже
с глубокой древности велись полезные для людей наблюдения:
с восходом Сириуса перед Солнцем в Древнем Египте связыва-
ли начало разлива Нила, с восходом созвездия Девы в Греции
начинали жатву и изображали это созвездие как девушку со
снопом колосьев и серпом.
Тем временем Леша всматривался в линию, проходящую че-
рез окна башни прямо под потолком.
– А интересно, что это за линия? – спросил он у Хранителя.
– Это линия времени. Давайте я ее включу.
И разговорчивый хозяин башни повернул какой-то рычаг.
72 п у т еше с т в и е ше с т о е
Линия тут же осветилась. На ней обозначились деления с
различными цифрами.
– В одну сторону от башни идет прошедшее время, в дру-
гую – будущее. Рядом с нами вы видите отметку – 2000 лет.
Нашей эры, конечно.
– А вон там, через окно, я вижу: 1000 лет, начало нашей эры,
а еще дальше – почему-то опять 1000 лет, – вгляделся в деле-
ния Ваня.
– До нашей эры идет отсчет лет в обратную сторону. До ты-
сячного года до нашей эры были и двухтысячный, и трехты-
сячный... Сейчас очень легко узнать, сколько прошло лет до
нашей эры, если знаешь, сколько лет назад это было. Надо
лишь прибавить 2000 лет. Например, египетские пирамиды
построили более двух с половиной тысяч лет до нашей эры.
Сколько это лет назад?
– Может быть, более четырех с половиной? – сказала Даша.
– Я очень рад, юные гости, что вы так хорошо соображаете!
А я ведь немного волшебник – мне подвластно время. По слу-
чаю Нового года я могу отправить вас на время в любой год, в
какой вы пожелаете. Стоит только подняться по лесенке и сту-
пить на линию времени.
– А это не страшно – ступать на эту линию? – нерешительно
проговорила Настя.
– Поверьте мне, вы будете на ней совершенно уверенно сто-
ять! Ну, так куда вы хотели бы заглянуть?
– Может быть, отправимся снова к рыцарям, в их времена? –
предложила Даша.
– Лучше куда-нибудь в Древнюю Грецию, – заметил Ваня.
– Решайте быстрее, времени у вас не так уж много, – сказал
Хранитель.
И тут Алеша взбежал на лесенку, ступил ногой на линию и
выпалил:
– Хочу, чтобы мы отправились в нулевой год!
Какая-то неведомая сила подхватила всех четырех путеше-
ственников. Раздался странный треск, и ребята оказались...
Впрочем, трудно описать, где они оказались. Вокруг них не
было... ничего. Они беспомощно барахтались, не ощущая опо-
ры под ногами.
– Куда это мы попали? – задал безответный вопрос Алеша. –
Вот это – нулевой год?
– В никуда – нулевой год, – как будто раздалось эхо.
– Ой, где же это мы? – вскрикнула Настя.
– Нигде, – отозвалось то же эхо.
– Нигде? – воскликнула Настя и запричитала: – Как же мы
выберемся отсюда?
– Никак! – вновь послышалось ребятам.
– А как же Сергей Сергеевич? А как же наши родители? Они
нас будут ждать! А Новый год?
– В Пространстве потерянного времени Нового года не быва-
ет, – услышали ребята.
– Нет Нового года? Потрясно! – протянул Алеша.
– И это все устроил ты! – закричала Алеше Настя. – Вечно у
тебя в голове не то, что надо! Мы больше никогда тебя не возь-
мем в путешествие!
– Никогда, никуда, ниоткуда... – словно бы смеялось эхо.
– В нулевой год ему захотелось! – продолжала наседать на
Алешу Настя. – Сам ты нуль!
– Но как же так? Я же не хотел! – бормотал оправдания
Леша. – Я же не знал, что здесь такая чепуха! Если бы знал,
в жизни бы не попросил отправить в нулевой год! – Он сам уже
готов был заплакать.
– Не возьмем тебя никуда! – повторяла Настя. Она хотела
стукнуть Алешу, но рука плохо слушалась в таком подвешен-
ном состоянии.
– Сначала надо вернуться в реальный мир, а потом уже ре-
шать насчет Лешки, – задумчиво произнес Ваня.
И тут ребята заметили неподалеку от себя кого-то в длин-
ном одеянии, склонившегося над счетами с костяшками и про-
износящего слова на непонятном языке.
– Вон там какой-то древний человек, – обрадовалась Даша.
– Он нам поможет.
– Рано обрадовались! Может, это какой-нибудь оборотень! –
заметил Алеша.
– Я не оборотень, – сказал вдруг странный незнакомец. –
Меня зовут Мерцедоний. Я тринадцатый месяц римского ка-
лендаря.
– Тринадцатый месяц не существует! – удивились дети.
– Вот видите! Я же говорил – он не настоящий! – тихо доба-
вил Алеша.
– А я и есть давно не существующий месяц. Мое время
потеряно
с тех пор, как меня отменили при императоре Юлии
Цезаре.
– А почему отменили? – спросил Ваня.
– Меня вводили в те времена, когда неточно знали продол-
жительность года и видели, что 12 месяцев отстают от года,
проходящего в природе. Месяцы были тогда лунными, более
короткими, по 29 или 30 дней. За столько времени на небе ме-
няется полная луна.
– А сейчас месяцы – это 30 или 31 день. Кроме февраля – он
короче, – заметила Даша.
– Когда римляне удлинили месяцы, меня исключили из ка-
лендаря, и я попал сюда – в Пространство потерянного време-
ни. А вы как здесь оказались?
Настя начала:
– Вот этому дуралею, – она показала на Лешу, – захотелось
в нулевой год. И вот мы попали не знаем куда.
– Нулевого года нет, – сказал Мерцедоний. – После первого
года до нашей эры идет первый год нашей эры.
– А почему? – спросила Даша.
– До нашей эры время убывает до нуля, а в нашей эре воз-
растает. Первый год нашей эры идет до того, как в нашей эре
проходит год, а первый до нашей эры, наоборот, когда до нее
остается меньше года.
– А между ними ничего нет, я понял! – сказал Ваня.
– Если вы поняли свою ошибку, вы имеете возможность по-
пытаться вернуться в мир реального времени. И вы не очень-то
сердитесь на своего товарища – такую ошибку при счете лет,
как представление о том, что был нулевой год, допускают мно-
гие – те, кто празднует разные круглые даты вроде юбилеев го-
рода Рима, журналисты...
– Вот бы их сюда, как и нас! – предложила Даша.
– А как мы можем отсюда выбраться? – спросил Алеша. –
Надо найти волшебника, который опять выполнит ваше жела-
ние.
– А вы не волшебник? – с надеждой произнес Алеша.
– Нет, я всего лишь месяц-неудачник, настоящий тринадца-
тый месяц, никому теперь не нужный, – вздохнул Мерцедо-
ний.
– Что же делать? И я не волшебник, хотя кое-что знаю о ка-
лендаре, – сказал Ваня.
– «Я только учусь», – передразнила его Настя. – Что будем
делать-то, люди? Лично мне здесь уже надоело.
– Может быть, вам поможет одно существо, – вдруг сообра-
зил Мерцедоний. – Эй! Вруцелето! Где ты?
– Вруцелето? Это еще что за зверь такой? – удивилась На-
стя.
Вдали что-то зашевелилось. Перед ребятами возникло
странное существо в лохматой шубе. Существо поминутно за-
гибало пальцы.
– Я не зверь, я двоюродный брат Старика-Годовика Вруцеле-
то. Вот мои руки, на них я считаю дни по костяшкам пальцев.
Поэтому древние славяне так меня и прозвали «вруце», то есть
в руке, «лето», то есть год, – зашамкал чудной старичок.
– А почему лето? – не понял Алеша. – Ведь сейчас зима!
– Летом в стародавние времена называли год. Для земле-
дельца год – это было прежде всего лето. Вы и сейчас говорите:
«Мне столько-то лет», – имея в виду «Мне столько-то годов».
– Да, точно! – вспомнила Даша. – Еще есть слово «летопись»,
то есть описание годов, то есть лет...
– Когда-то не было писаных календарей, и люди считали
время так, как я. По пальцам с буквами, обозначающими дни
недели, можно было, например, знать, в какой день недели
начнется будущий год. Ведь каждый последующий год начи-
нается на день недели, следующий за тем, с которого начался
предыдущий год. Это знали с того времени, как точно опреде-
лили число дней в году – 365.
– Ну, посчитать по пальцам дни недели легко, – отозвался
Алеша. – А можете вы нас как-нибудь перенести отсюда в это...
ну, в реальное время? А то в честь чего мы тут будем болтать-
ся?
– Я не могу, у меня слишком небольшой календарный охват.
А вот мой двоюродный брат, я думаю, может. Только надо
сосчитать,
с какого дня начнется Новый год. Это, я надеюсь,
поможете мне сделать вы, и мой родственник сразу же здесь
появится.
– Так, – начала считать Даша. – Сегодня суббота...
– Здесь нет сегодня! – послышалось вокруг.
– Сегодня суббота! – решительно повторила Даша. – Значит,
так, неделя и три дня – получается, что во вторник.
– Вторник... Воскресенье. понедельник, вторник – загибаю
третий палец, – отозвался Вруцелето. И тут же рядом появил-
ся человек с длинной бородой и в широкополом плаще – ну
почти Дед Мороз.
– Кто звал меня, Старика-Годовика? – спросил он. – Ты,
Вруцелето? Зачем? Я вполне обойдусь без тебя, отсчитывая
срок Нового года...
– Нет, ты нужен не мне, а вот им, – Вруцелето показал на
ребят.
– Мы по ошибке попали в нулевой год, – стал объяснять
Ваня. – Мы хотим вернуться в настоящее время.
– И как вас так угораздило? – удивился Годовик.
– Это все он, – Настя показала на Алешу.
– Да перестань, – сказал ей Ваня. – Можно подумать, что ты
знала, что нулевого года не было. И я не знал.
– По крайней мере, прямо сейчас я могу вернуть вас в реаль-
ное время на ту точку, которую вы отсчитали. Меньше нуля лет
не нулевой год, а первый год до нашей эры. – Годовик распу-
стил во все стороны свой плащ.
Ребят вновь что-то подхватило, и... они буквально шлепну-
лись на твердую землю.
Путешественники во времени оказались в просторном зале с
невысокими колоннами. В его центре плескался маленький
бассейн. За массивной дубовой дверью кто-то произносил на-
распев непонятные слова, похожие на заклинания.
– И вы с нами? – сказал Ваня Годовику. – А там, за дверью,
тоже какой-то волшебник?
– Да, в некотором роде. Волшебник слова – поэт Публий
Овидий Назон.
– Как, как – Вазон? – переспросил Алеша.
– Тише! А то прибегут слуги-рабы, и вам придется объяс-
нять, как вы попали в дом великого поэта Овидия в Риме.
– Ах да, мы же в первом году до нашей эры, тогда был Древ-
ний Рим, – шепотом произнес Алеша, уже ничему не удивля-
ясь. – А можно посмотреть в щелку?
– Только тише, – предупредил Годовик.
По небольшому кабинету расхаживал взад-вперед немоло-
дой человек в длинном одеянии. Временами он произносил
ритмические строчки и записывал их на свитке цветистым пе-
ром. Дети хорошо различили слово «януариус» и еще «кален-
ди».
– Он пишет стихи о январе? – шепнула Годовику Даша.
– Он пишет поэму «Фасты». Фасты – это календарные запи-
си в Древнем Риме. Поэма пишется по заданию императора
Октавиана Августа.
– Это в честь которого назван август? – догадалась Настя.
– Именно так. Он утвердил для одного из моих детей имя
Август, так же как до этого Июль был назван именем Юлия Це-
заря, что вполне заслуженно – ведь при Цезаре с помощью еги-
петского ученого Созигена был введен високосный год и упо-
рядочено число дней в месяцах.
– Високосный – это когда в феврале 29 дней, – сказала
Даша.
– Такой год с лишним днем стал вводиться раз в четыре года
для того, чтобы соблюдать достаточно точную продолжитель-
ность года, подсчитанную Созигеном, – 365 дней и 6 часов.
Ведь за четыре года набегает лишний день! А Октавиан Август
получил месяц своего имени просто для того, чтобы считаться
не хуже Цезаря. Однако он во всем любил порядок и заказал
Овидию поэму о том, как надо отсчитывать месяцы и дни в
году и какие праздники отмечать. Поэтому я как бы незримо
присутствую в его доме и помогаю ему.
– Слышите, он опять произносит вслух свои стихи, – вслу-
шался Алеша.
– Я могу прочитать их в переводе на русский язык.
Янус двуглавый, ты год начинаешь, безмерно скользящий.
Ты лишь один из богов видишь все сзади себя.
Будь благосклонен к вождям, трудами которых блюдется
Мир на обширной земле, мир на просторе морском.
– А что такое календы? – спросил Ваня.
– Календы – первые дни каждого месяца в Риме. Именно от
этого слова произошло понятие «календарь».
– Скажите, – поинтересовалась Настя, посмотрев вокруг, –
а почему весь дом украшен всякими лентами? Почти как наши
новогодние гирлянды!
– Древние римляне справляли в конце декабря торжествен-
ный и веселый праздник – Сатурналии в честь бога времени
Сатурна. Даже рабы пировали в эти дни вместе с господами.
Люди прощали друг другу обиды, нанесенные в прошедшем
году, и желали всего наилучшего в наступающем.
– Почти как у нас на Новый год! – Настя вздохнула.
– А в восточных провинциях империи в это время отмечал-
ся праздник Непобедимого Солнца – день начала увеличения
светового дня. Очень многие традиции этого праздника переш-
ли затем на Рождество Христово, которое тоже стали отмечать
в конце декабря – 25-го числа.
– Но ведь у нас Рождество после Нового года, седьмого янва-
ря, – возразила Даша.
– Это потому, что Русская Православная церковь живет по
старому стилю, по которому все даты на 13 дней позже.
– Да, объясните нам, пожалуйста, что такое «старый» и «но-
вый» стиль, – попросил Годовика Ваня.
– Через много времени после установления продолжитель-
ности года при Цезаре, в XVI веке, в Западной Европе папа
римский Григорий Тринадцатый добавил к текущим числам
лишних 10 дней. Дело в том, что продолжительность года на
самом деле чуть меньше, чем 365 дней и 6 часов, и за прошед-
шее время и календарь отстал от фактического времени на 10
дней.
– Вот так-так! – протянул Леша.
– И с тех пор по новому, григорианскому, календарю каж-
дые три века из четырех – в 1700-м, 1800-м, 1900-м годах, кото-
рые должны были быть високосными, убирали 29 день февра-
ля, чтобы соблюдать реальную продолжительность года.
Постепенно на новый стиль перешли все христианские страны,
но православная церковь в России и еще нескольких странах
до сих пор пользуется старым стилем.
– Зато мы можем дважды отмечать Рождество и дважды –
Новый год, первого и 14 января! – заявил Ваня.
– Ну если вы, Старик-Годовик, такой волшебник, то вернете
нас в наше время? Мы ведь тоже хотим встретить Новый год! –
взмолилась Настя.
– Как же я забыл! – вдруг огорчился Годовик. – Я бы смог
сделать это с помощью волшебного посоха, но его временно
взял у меня мой друг.
– А кто ваш друг? – спросила Даша.
– Дед Мороз! Но вы не огорчайтесь, попробую вам помочь.
Вот вам волшебное кольцо с моего пальца. С его помощью вы
попадете в царство моих 12 сыновей. У них, по некоторым све-
дениям, может находиться Дед Мороз. А мне пора по делам –
надо хорошо закончить год!
И Годовик исчез, оставив у ребят кольцо.
– Только как им пользоваться? Что-то, наверное, надо ска-
зать, – задумался Ваня.
– А я знаю что! – вдруг шепнула Настя.
– Ты что у нас, самая умная? – отрезал Алеша.
– Эх, ты! Книжки нужно читать, сказочные. – И Настя бро-
сила кольцо вниз и произнесла:
Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
К новогоднему костру!
И все четверо вдруг оказались в заснеженном лесу. Кругом
стояли вековые деревья, покрытые белыми шапками.
– Вот чудеса так чудеса! – воскликнул Леша. – Смотрите:
на нас наши куртки, шарфы, шапки, которые мы оставили в
башне!
– Хотя бы не замерзнем! Но куда нам идти? – произнес
Ваня.
– Как куда? Вот за деревьями горит костер! Это 12 месяцев! –
воскликнула Настя.
Ребята зашагали по сугробам туда, где к небу пробивался
сквозь ветки столб огня и дыма...
– Добрый день! Ну, гости дорогие, зачем пожаловали? –
спросил ребят один из собравшихся у костра месяцев, весь
в белом.
– Брат Декабрь, да они, наверное, за подснежниками! – за-
смеялся юноша со звонким голосом.
– Вы, наверное, Апрель? – обрадовалась Настя.
– Конечно, Апрель, я еще жду своей очереди. А главный
у нас сейчас Декабрь.
– Я знаю. Но мы не за цветами и не за грибами. Мы Деда
Мороза ищем.
– Только он может нас вернуть в наш класс, чтобы мы вовре-
мя встретили Новый год, – добавил Ваня.
– Вы немного опоздали, – сказал Декабрь. – Дед Мороз уже
побывал у нас и получил от нас много подарков: от Июня – зем-
ляничное варенье, от Августа – грибные соленья, от Сентя-
бря – мешок изюма...
– А от вас, от Декабря, есть подарки? – спросил Леша.
– Елочные игрушки – лесные зверушки, огоньки-снежинки
да стеклянные льдинки. Да еще в порядке исключения елочку,
что мы здесь вырастили, для школы – елки-то теперь все боль-
ше искусственные.
– Да, еще в первобытные времена люди елке в лесу честь от-
давали, – заметил сидящий рядом Январь. – Поклонялись ей,
как духу жизни, который сохраняет зелень даже зимой.
– Вот откуда елка на Рождество и Новый год! – отозвалась
Даша. – Об этом нам когда-то сам Дед Мороз на елке рассказы-
вал, когда мы были поменьше. Как же нам его теперь найти?
– Давайте, братья месяцы, поможем им, мы ведь всегда лю-
дям помогаем! – обратился к братьям Январь. – Пусть их пом-
чит вслед за Дедом Морозом тройка быстролетных коней! Пусть
весенние месяцы выведут коней на дорогу и снарядят, летние –
сеном покормят, осенние – почистят и похолят, а мы, зимние,
впряжем их в сани! – распорядился Декабрь.
И тут же закипела работа! Кони оказались белые, с серебри-
стыми гривами.
– А у вас, месяцев, названия тоже римские, как и весь наш
календарь? – спросил Ваня у Января.
– Римские. Вот, например, я – Январь, месяц бога Януса –
бога начала. Год с 1 января утвердил Юлий Цезарь, а до этого
римляне с марта год считали. Поэтому «сентябрь» означает
«седьмой», а «декабрь» – «десятый». А я вообще – удивитель-
ный месяц. Разные народы и по новому, и по старому стилю
отмечают в январе очень много праздников. У меня не случай-
но на шапке – свеча. Это Неугасимая лампада в честь праздни-
ка Крещения. В Сибири ее до сих пор зажигают в основании
ледяного креста у проруби, в которой купаются люди. Как я
морозами ни трещу, а люди говорят: «Трещи, не трещи – мину-
ли водокрещи!» А еще святочные недели, коляда-моляда – вот
я здесь уже чучело подготовил такое с козлиной головой. У
язычников это было божество изобилия! А святочные гадания!
А детский карнавал в Италии! – продолжал рассказывать Ян-
варь, укладывая подстилку в санях.
– А мы, Апрель да Май, – отозвались весенние месяцы, выво-
дя за поводья коней, – бросаем пряничные кресты, что испече-
ны на Крещение, коням, которых выводят вспахивать поле. Это
было с давних времен в весенний день Святого Георгия.
– Постойте, постойте, а ведь вы все напоминаете о разных
праздниках! – обратилась к месяцам Настя. – Вот у Июня ве-
нок на голове – это как в праздник Ивана Купалы, а у Марта на
кафтане жаворонки вышиты – это весну встречают и пекут жа-
воронков из теста.
– А почему вон тот мужчина с черепом на палке, да еще
с разрисованным каким-то? – спросил Алеша. – Прямо стра-
шилка какая-то!
– Да я никого не страшу! – отозвался упомянутый месяц. –
Я – Ноябрь, во многих странах начинаюсь с дней памяти пред-
ков. А череп, ярко разрисованный, – это символ вечной жизни.
– Что хмуришься, Февраль? – спросил Январь, беря в руки
дугу. – Все переживаешь, что у тебя дней мало?
– Конечно, – присвистнув, отозвался Февраль. – Все-таки
почему у меня обычно 28 дней?
– Но ведь ты, братец Февраль, был когда-то последним меся-
цем года, а я первым! – сказал ему Март. – Что поделаешь!
– Да еще император Октавиан своему месяцу Августу один
мой день дал!
– Нет уж, пусть лучше Февраль так и будет покороче, чтобы
весна быстрее наступала! А у Августа – лишний день, чтобы
лето подольше продолжалось! – вмешалась Настя.
– И то правда! – засмеялись месяцы.
– Ну снаряжена троечка! – сказал наконец Декабрь. – Сади-
тесь в сани, парни да девчата, да нашим подарком угоститесь!
А то, поди, замерзли и проголодались? Дай-ка, Май, молодых
зеленых стебельков да листьев щавеля, Июнь – ревеня сладко-
го да лепестков шиповника, а Июль – медку! А Январь да Фев-
раль сбитеньку горячего заварят по старинному рецепту! По-
вкуснее чая да кофе будет!
– А я, самый щедрый месяц, Август, даю вам яблок да оре-
хов, кушать их будете и нас не забудете! – обратился к ребятам
летний месяц в соломенной шляпе, с корзинками в руках.
Ребята поблагодарили братьев месяцев и сели в сани.
– Летите, кони, сами, везите быстрее ветра сани! – вос-
кликнул Декабрь. – За Дедом Морозом летите, его быстрее до-
гоните! С наступающим годом, с новолетием вас, гости! Про-
щайте!
Не успели дети попрощаться, как тройка взвилась и понесла
сани по проселочной дороге в лесу.
Звенел колокольчик, летели по сторонам мохнатые елки да
сосны... Впереди показался маленький опрятный домик. Трой-
ка сама встала у его крыльца.
– Что это за домик? Может, Дед Мороз там? – предположила
Даша.
На пороге показался человечек в колпаке с длинной боро-
дой.
– Нет, это не Дед Мороз, хоть и с бородой, – буркнул Леша.
– Я дежурный гном Суббота! Приветствую вас!
– Так это домик гномов из сказки о Белоснежке! – радостно
сказала Настя. – Здравствуй, гном! А Дедушка Мороз здесь не
проходил?
– Нет еще! Может быть, вы имеете в виду Санта-Клауса? Так
он был еще несколько дней назад, приезжал к нам на оленях. А
недавно были Пер Ноэль, Кербаба и наш собрат, гном Йолу-
пукки.
– Нет, нам нужен наш российский Дед Мороз, – сказал
Ваня.
– А все те, кто у нас был, тоже Деды Морозы – только из
Франции, Средней Азии и Финляндии. А ваш Дед Мороз
почему-то задержался. Мы, гномы, всем даем сейчас наши по-
дарки – игрушки, дудочки, сувениры, что мы мастерим из де-
рева. Зайдите к нам в домик – с нами и подождите.
В домике Суббота представил своих шестерых братьев.
– У меня, Субботы, – сказал он затем, – самое древнее и уди-
вительное имя. Когда-то на Древнем Востоке, когда только
придумали семидневную неделю – четвертую часть лунного
месяца, я был последним днем – днем отдыха. Так и называл-
ся: Шаббат, Шабад, Шааба – что означает «отдых». А по-русски
говорят «шабаш» – кончай работу.
– А я – Воскресенье, – сказал гном в ярко-красном колпаке.
– Я стал основным выходным днем у христиан и называюсь по-
русски в честь Воскресения Христова. А еще назывался в ста-
рину «Неделя» – день, когда ничего не делают. Да и в наши дни
по-украински я – Недиля, по-белорусски – Нядзиля, по-чешски
– Недел.
– А всю неделю так стали по воскресенью называть? – спро-
сила Даша.
– Конечно! – довольно ответил гном.
– Это как календарь по календам, – заметил Ваня.
– А имена остальных гномов нам понятны, – заявила
Даша. – Вторник – второй, среда – средний день в неделе, чет-
верг – четвертый, пятница – пятый! Разве что понедельник...
– Понедельник – после Недели, Воскресенья то есть, – от-
ветил строгий гном Понедельник. – Но не все так просто. Во
многих странах дни недели посвящались светилам на небе и
древним богам. Вот, например, у французов, испанцев, ита-
льянцев – Вторник – день Марса, Среда – Меркурия, Четверг –
Иова, то есть Юпитера, а Пятница – Венеры. У немцев и англи-
чан Пятница – день богини Фрейи, Четверг – бога Тора.
– Я знаю! – сказала Даша. – По-английски четверг –
Thursday, вторник – Tuesday, пятница – Friday. А вот вы, По-
недельник – Monday, день Луны, а Воскресенье – Sunday, день
Солнца!
– Но я, Понедельник, и у других народов день Луны – Люни,
Лунес.
– Эх, гномики-денечки, вы очень симпатичные, но где же
Дед Мороз? – вздохнула Настя.
– Я здесь! – На пороге домика стоял Дед Мороз с большим
мешком за плечами, а главное – с волшебным посохом в руке!
– Долго же я искал вас, ребята!
– Дедушка Мороз, это мы вас искали! – воскликнула Даша.
– Сейчас я возвращу вас в класс, но сначала приму гостин-
цы от гномов, – сказал Дед Мороз, и его голос показался ребя-
там знакомым.
Гномы притащили коробку с различными деревянными по-
делками.
– А вот это часы, самые точные! – показал Суббота.
– Прекрасный подарок из области Хронологии, – сказал Дед
Мороз. – Ну, спасибо вам, гномы, впереди две недели детских
елок и утренников... Что же, ребята, все ваши новогодние при-
ключения в Стране исторических источников благополучно
окончились. А то я так за вас волновался, особенно когда вы
попали в никуда...
– Откуда вы это знаете? – лукаво спросила Настя.
– Я же волшебник – Дед Мороз! А теперь закройте глаза.
Вещественные и письменные,
Устные, изобразительные –
Мы встретим еще вас, таинственные
Источники удивительные!
– Наконец-то мы вернулись в наш класс! – обрадованно про-
тянул Леша. – А где Сергей Сергеевич?
– И почему Дед Мороз произносит его заклинание? – отозва-
лась Настя.
Дед Мороз почему-то тоже оказался в классе вместе с ребя-
тами. Он показал на мешок и спросил:
– Ну что же, вы теперь хорошо знаете про нашу и не нашу
эру?
– Да! – ответили ребята.
– И про Новый год? И про месяцы и неделю?
– Мы столько узнали! – сказала Даша.
– Тогда получайте от меня подарки! Вы их безусловно заслу-
жили!
– Большое спасибо! Ой, здесь и книги! Можно, я возьму
сказки? – спросила Настя. – Ой, смотрите! – вдруг закричала
она.
Дед Мороз снял шапку, скинул шубу, отстегнул белую гу-
стую бороду.
– Сергей Сергеевич! – закричали ребята.
– А я знала, а я знала, что вы поддельный Дед Мороз! – за-
плясала перед преподавателем Настя.
Тут в класс заглянули родители.
– Сергей Сергеевич, вы занимаетесь уже лишних 10 ми-
нут! – сказала Дашина мама. – Пора заканчивать.
– Как так? Только лишних 10 минут? – опешил Леша.
– А нам казалось – мы путешествовали целую вечность! –
поддержал его Ваня.
– А вы еще сомневаетесь в чудесах! – улыбаясь, сказал Сер-
гей Сергеевич. – Время специально замедлило для вас свой
ход.
– Как в сказке такой – «Сказке о потерянном времени»? –
спросила Настя.
– Нет, это получилась сказка о непотерянном времени! Вы
же не потеряли его зря! До встречи в Новом году!