Весенний концерт

Галина Кузина
                рассказ из книги "Максимка, Толик и друзья"

В этом году я приехал в деревню к бабушке не летом, а раньше, в начале мая, и мой друг Толик приехал тогда же. Я дружу с Толиком столько, сколько помню себя. Дома наших бабушек стоят рядом, то есть мы - ближайшие соседи.
Наша деревня состоит из одной улицы небольших деревянных домов с невысокими заборами. С одной стороны вдоль всей нашей единственной улицы и недалеко от домов тянется озеро, где мы с Толиком ловим рыбу, в основном бычков почему-то. Здесь, на берегу озера, мы читаем книжки, которые нам задали на лето по литературе, здесь играем в блинчики - подбрасываем камешки на воде, и здесь мы пускаем на воду корабли, вырезанные из коры деревьев. В общем, много времени мы проводим на озере, которое находится рядом с нашими домами, так что моя бабушка и бабушка Толика нас видят, если, конечно, мы не уходим далеко. С другой стороны улицы, за домами, начинается поле, а дальше - большой лес, где на опушках мы собираем землянику и грибы.
Мы с Толиком одногодки, учимся во втором классе и зимой живём в Москве, Толик на юге, я на севере, и моя мама говорит, что мы живём на разных полюсах - один на Южном, а другой на Северном полюсе. Мы с Толиком как братья, и бабушки нас так и называют "два брата акробата", не знаю почему акробаты, наверное, просто в рифму.

На майские праздники в этом году было не жарко, а свежо и приятно.
Пышно цвела черёмуха, и вовсю пели соловьи. Постепенно к пению соловьёв стал присоединяться хор лягушек, и порой трудно было сказать, кто поёт громче - соловьи или лягушки. К вечеру пение соловьёв и лягушек становилось таким громким и разнообразным, что невозможно было делать что-либо, и тогда я и Толик сидели на крыльце и слушали этот весенний концерт.
Если идти минут двадцать вдоль берега озера направо от наших домов, то можно придти к мелкому и заболоченному заливу. Здесь много камышей, осоки, другой прибрежной травы, и дно залива вязкое, илистое, и никто тут не купается. Но именно здесь находится царство лягушек, здесь они и устраивают свои ежегодные гастроли, свои концерты.
- Максимка, пойдём на залив, посмотрим, как поют лягушки, и поймаем одну, - однажды сказал мне Толик.
- Зачем нам лягушка? - удивился я.
Толик замялся, сказал что-то невнятное вроде "поглядим вблизи, интересно" и замолчал.

На следующий день мы с Толиком сидели на большом, согретом солнцем за долгий весенний день, камне и наблюдали за лягушками. Я не думал, что это так интересно.
Лягушки квакали, крякали, бурчали, ухали, ахали, их голоса были совершенно разные, одни высокие, долгие и тянущиеся, другие низкие, бурчащие, но всегда это были солисты. Ни разу мы не слышали слаженный хор, только отдельные голоса, сливающиеся тем не менее в разноголосый, но единый гул.
- Смотри, Максимка, вот эта лягушка у берега, на большом листе, умерла? Смотри, как она лапки расставила.
На листе кувшинки лежала большая, зелёная, с тёмными пятнами на спинке, лягушка. Её задние лапки находились под прямым углом к туловищу и были согнуты в коленях, а большие глаза глядели прямо на меня, и она была неподвижна.
- Умерла, - сказал я, взял с земли тонкую веточку и бросил в лягушку - никакой реакции.
- Умерла, - согласился Толик, подобрал веточку побольше, свернул её в несколько раз и тоже бросил в лягушку. Она тут же нырнула под воду.
- Видишь, жива! - обрадовался мой друг.

Только он это сказал, как лягушка, словно в подтверждении этих слов, вылезла из воды на тот же лист кувшинки и посмотрела на нас своими выпученными глазами так серьёзно, что мне даже неприятно стало. А потом она громко заквакала, ну просто громче всех на пруду, прямо-таки солист номер один в оркестре.
- Вот это да! - воскликнул Толик. - Как та лягушка в мультике про Дюймовочку!
Мы стали наблюдать за лягушкой.
Когда она квакала, у неё по бокам головы то раздувались, то спадали воздушные пузыри размером с горошину, очень похожие на мыльные.
- Ква-а-а, ква-а-а, ква-а, - слышалось далеко, далеко.
Вдруг рядом, на соседнем листе кувшинки появилась другая лягушка, значительно меньше и чуть светлее. Наш певец сразу нырнул под воду, потом быстро вынырнул и устроился рядом с ней, продолжая ква-ква-квакать.

И тут из воды появилась голова следующей лягушки. Наш певец замолчал и прыгнул на пришельца. То ли он его толкнул лапками, то ли укусил, я не знаю, но пришелец исчез, а наш солист уселся рядом с маленькой лягушкой. Некоторое время они сидели молча, не квакая, как будто задумавшись, а потом нырнули под воду, и больше мы их не видели.
- Как фильм смотрели, - сказал я.
- Давай поймаем лягушку! - неожиданно заявил Толик.
Не успел я спросить "зачем", как он уже залез в воду.
- Толик, а зачем тебе лягушка? - спохватился я.
- Подожди, потом.
Толик наклонился и вытащил из воды большущую лягушку, тёмно-зелёную, с бурыми пятнами и выпученными глазами, действительно похожую на ту, из мультика, которая сидела в озере на большом листе рядом с половинкой скорлупы от ореха, где спала крохотная Дюймовочка.

- Зачем? - повторил я свой вопрос.
- Максимка, ты не знаешь, а я хочу сделать опыт над лягушкой.
- Это какой же опыт?
- Помнишь, - объяснял мне Толик, - помнишь, я тебе говорил, что мой двоюродный брат поступил в медицинский институт?
- Ну да, помню.
- Он мне рассказывал про опыты, которые студенты делали с лягушками. Вот я и хочу попробовать...
- Как? - перебил я друга.
- Нужен ток, Максимка. Я дотронусь током до лапки лягушки, и она дёрнется.
- И всё?
- И всё.
- Толик, ну зачем мучить лягушку?! Дёрнется у неё лапка, не дёрнется, не надо мучить лягушку!
Но Толик не слушал меня. Он достал из кармана большой носовой платок, завернул в него бедную лягушку и зашагал домой. Я за ним.
Всю обратную дорогу я уговаривал друга: "Выпусти, выпусти!" Ни в какую!

Мы пришли к Толику домой.
Я сел на ступеньку крыльца и стал думать, как же выманить, как освободить бедняжку - ну прямо как царевну лягушку в сказке, честное слово! А Толик начал что-то искать в шкафу на веранде - выдвигал и задвигал ящики, а потом сердито спросил:
- Максимка, у тебя дома батарейки есть?
- Нет, - ответил я.
Толик постоял, постоял посреди веранды, а потом радостно воскликнул:
- Вспомнил! - и протянул мне лягушку. - Подержи пока.
Он пошёл в комнату, и я понял, что батарейка будет найдена.

Я развернул платок и увидел остроносую мордочку лягушки, глаза её были закрыты, и вся она была какая-то вялая и расслабленная.
"Ей без воды плохо", - подумал я.
Потом встал, спустился с крыльца, развернул платок и положил лягушку на грядку, где росла клубника, которую полили недавно, потому что земля и листья были ещё влажными. Лягушка, полежав чуть-чуть, ожила, дёрнула лапками и прыгнула в листья клубники, исчезнув тут же.
"Вот и хорошо, - обрадовался я, - освободил царевну лягушку!"
В это время откуда ни возьмись появилась моя Муська. Она уселась на ступеньку крыльца и стала лапкой умывать мордочку, мурлыча:
- Мур-рр, му-у-рр.
Тут появился Толик с батарейкой в руках.
- Максимка, где лягушка?
- А я, а мы... Вот видишь, Муська...
А Муська облизнулась, прижалась ко мне, вильнула хвостиком и улыбнулась.