Катран

Юрий Юровский
        У приметного Крымского мыса Айя есть небольшая банка. То бишь, подводная отмель. Как поведал мне один старожил, на этой банке любят стоять катраны.
-  Стоять? Акула не может стоять. Она должна всё время двигаться. Так у неё дыхание устроено. Где-то я это читал. Правда, в популярной прессе.
-  Не знаю, что там в книжках. Они стоят. Сам видел. Не веришь? Сходи, посмотри.

       Через неделю, когда выдалось свободное время, мы подогнали катер к банке. Я и ещё один неверующий - Валентин пошли под воду. На двадцати метрах вошли в слой скачка. Паршивое это ощущение – лезть из воды с температурой плюс двадцать в восьмиградусную. Но полезли. Мои, когда то обмороженные пальцы, сразу заныли.

         Сунул руки подмышки и продолжал спускаться. Вот и дно. Глубина, правда, чуть больше тридцати, но видимость неплохая. Проплыли мы с Валентином метров сто и вдруг увидели. Катраны. Штук пятнадцать. Стоят неподвижно у самого дна. Вот и верь после этого прессе. Подплыли вплотную – не двигаются. Валентин достал водолазный нож и посмотрел на меня. Я сделал жест римского патриция, призывающего убить гладиатора. Но Валентин толкнул рукояткой катрана и тот лениво отплыл в сторону.

        К тому моменту я уже окончательно замёрз. Резко взмахнул ластами над самой стаей и это подействовало. Вся катранья компания проплыла мимо нас кильватерной колонной. Вот когда я ими залюбовался. Ну до чего же красивое создание! Совершенная гидродинамическая форма. Изящные движения. Благородная сине-голубая окраска. А как четко строй держат! Да, на это стоило посмотреть. Именно в их родной стихии. На суше они представляют жалкое зрелище.
Уже в катере я спросил у Валентина:

-  Почему не ударил ножом? Ведь мог.
-  Жалко. Такая красота! Заколол бы – чувствовал себя убийцей. Оно нам надо в аквалангах охотиться?

        Валентин знал, что я шучу. Не охотиться в аквалангах правило в моих экспедициях незыблемое. И теперь я лишний раз убедился насколько это справедливо. Нельзя убивать красоту. Пусть живёт наш катран, маленькая безобидная черноморская акула. Настоящее чудо природы!