Итак, она звалась Татьяной

Елена Смирнова-Облонская
    Итак, она звалась Татьяной...

Рассказы учителки. Рассказ 2-й

       Вспоминая свои первые годы в школе и уроки, которые она готовила всегда с таким наслаждением, Татьяна Сергеевна незаметно заснула и когда, разбуженная  трелью  звонка с мобильника, она проснулась,  то уже знала, как начнет сегодняшний урок, посвящённый поэме " Евгений Онегин". И знала также, что это будут последние уроки, который она проведет.

       Учеников своих она любила всегда и  они отвечали ей тем же. Её предмет позволял узнавать детей лучше, чем какой-либо другой. Волшебная сила слова высокой литературы сближала их . И слушая ответы своих ребят, она прекрасно понимала, кто из них вырастет, и всеми силами своей души старалась сделать их духовно богаче и интереснее.

        Годы шли и она видела, как изменялись ребята, особенно  за последние годы. Как много стало в  их жизни практицизма, как дух мещанства, который стал называться элегантно "вещизмом" , а  потом "гламурность", отсутствие всякого интереса к наукам, культуре - все это опустошало их, убивало духовность. А тут еще поднявшая  голову в последние  годы религиозность, упорно насаждаемая и навязываемая  церковью. Это путь в никуда, путь в Средневековье, когда невежество становится приоритетом всех ценностей . Да ещё когда главный священнослужитель говорит своей пастве с экрана телевизора о том, что "знания могут быть губительны". И, конечно, теперь  не скоро люди вернутся к той высокой духовности, искренности в отношениях и сердечной доброте ,  которые так были присущи предшествующим поколениям.

       "Но не будем о грустном", - как любит говорить  любимая университетская подруга. Сейчас у Татьяны Сергеевны была одна задача, как донести до ребят понятие чистоты в отношениях между молодыми людьми, как помочь им отличить чувство влюблённости от буйства гормонов. Задача невероятно сложная и она понимала это, и она, вобщем-то,  не бралось за это,  она ведь не психолог и не родитель этих детей. Но как-то  надо постараться пробудить в них понимание, что любовь - это такое большое счастье, это награда,  и  приходит она далеко не ко всем. - " Да поможет мне Александр Сергеевич и его божественная лира!  Представляю, как посмеялись бы ребята,  услышав этот мой внутренний монолог."


         И предчувствия, в общем-то, не обманули её . Войдя в класс, она услышала, как групка девчонок громко обсуждает  подробности личной жизни очередной супермодели, по существу ничем в этом не отличаясь от тех старух, которые "перемалывают"  события в жизни своих соседей, сидя на лавочке перед домом.

         Проведя  традиционный опрос учеников, она сказала, что сегодня у них по программе "Евгений Онегин" и увидела, как несколько девчонок скорчили рожицы. И ее "понесло":

         - Но вначале я расскажу вам историю из своей студенческой юности, историю своей первой влюблённости (ага! загорелись глаза! ведь это еще  одна очередная сплетня; будет, что обсудить!). Он учился курсом старше меня . Я почти сразу обратила на него внимание, так как никогда прежде я не видела ни у кого таких лучистых глаз. Когда он с кем-то разговаривал,  какое-то сияние исходило из них . Нас никто не знакомил, только каждый раз, встречаясь в коридоре  или в библиотеке, мы всегда переглядывались, с каким-то с особым вниманием друг к другу, казалось, между нами протянулась некая ниточка. Время шло и я  поняла, что  влюбилась.

       Однажды мне приснился сон . Я иду на свидание к нему, и вот мы уже подошли близко друг к другу и вдруг, как на сцене,  луч света выхватил нас. Мы остановились в этом круге света, а откуда-то зазвучала тема любви   из увертюры Чайковского "Ромео и Джульетта".

        Татьяна Сергеевна перевела дух и,  видя устремленные на неё глаза ребят в полной тишине класса,  тихо включила запись музыкального фрагмен- та из увертюры и продолжила свой рассказ:

         -  И вот мы уже протянули руки друг к другу . Счастье переполняет моё сердце, я понимаю , я чувствую, что  я люблю, и что я любима . И тут ... внезапно свет меркнет. Всё исчезло . Я проснулась и поняла, что надо как-то самой решать, что есть ли какие-то чувства между нами. Оставаться, как говорят, в счастливом неведении я уже не могла. У нас в холле университетского корпуса , около входной двери висел большой ящик с полочками, на каждой из которых были написаны буквы алфавита от А до Я.  А так как было много студентов, приехавших из других мест, то именно туда складывали приходящую на их имена почту, туда же бросали и любовные записочки. И я села писать ему письмо.

        Тут  Татьяна Сергеевна сделала паузу, глубоко вздохнула, а музыка продолжала звучать.  И она   подумала про себя:"Простите меня, Александр Сергеевич, за такой внезапный переход, столь неожиданный даже для меня самой'' и продолжила:

        - Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле ...

        Она уже намерно пропускала фрагменты, где упоминались деревня или глушь селения . Главное было не в этом. Ей было важно, чтобы они услышали, ЧТО поэт писал для нас:

Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!...

    ...    Ты в сновидениях мне являлся,
 Незримый, ты мне был уж мил,
 Твой чудный взгляд меня манил,
 В душе твой голос раздавался...

       Прозвенел звонок, но в классе все ещё стояла тишина. И только тут Татьяна Сергеевна поняла,  как вся эта рассказанная ею история, которая была действительно  в ее  жизни и этот , вовсе не придуманный сон с музыкой Чайковского, так  удивительно легли на  великое творение поэта.