Итак, она звалась Татьяной...
Рассказы учителки. Рассказ 2-й
Вспоминая свои первые годы в школе и уроки, которые она готовила всегда с таким наслаждением, Татьяна Сергеевна незаметно заснула и когда, разбуженная трелью звонка с мобильника, она проснулась, то уже знала, как начнет сегодняшний урок, посвящённый поэме " Евгений Онегин". И знала также, что это будут последние уроки, который она проведет.
Учеников своих она любила всегда и они отвечали ей тем же. Её предмет позволял узнавать детей лучше, чем какой-либо другой. Волшебная сила слова высокой литературы сближала их . И слушая ответы своих ребят, она прекрасно понимала, кто из них вырастет, и всеми силами своей души старалась сделать их духовно богаче и интереснее.
Годы шли и она видела, как изменялись ребята, особенно за последние годы. Как много стало в их жизни практицизма, как дух мещанства, который стал называться элегантно "вещизмом" , а потом "гламурность", отсутствие всякого интереса к наукам, культуре - все это опустошало их, убивало духовность. А тут еще поднявшая голову в последние годы религиозность, упорно насаждаемая и навязываемая церковью. Это путь в никуда, путь в Средневековье, когда невежество становится приоритетом всех ценностей . Да ещё когда главный священнослужитель говорит своей пастве с экрана телевизора о том, что "знания могут быть губительны". И, конечно, теперь не скоро люди вернутся к той высокой духовности, искренности в отношениях и сердечной доброте , которые так были присущи предшествующим поколениям.
"Но не будем о грустном", - как любит говорить любимая университетская подруга. Сейчас у Татьяны Сергеевны была одна задача, как донести до ребят понятие чистоты в отношениях между молодыми людьми, как помочь им отличить чувство влюблённости от буйства гормонов. Задача невероятно сложная и она понимала это, и она, вобщем-то, не бралось за это, она ведь не психолог и не родитель этих детей. Но как-то надо постараться пробудить в них понимание, что любовь - это такое большое счастье, это награда, и приходит она далеко не ко всем. - " Да поможет мне Александр Сергеевич и его божественная лира! Представляю, как посмеялись бы ребята, услышав этот мой внутренний монолог."
И предчувствия, в общем-то, не обманули её . Войдя в класс, она услышала, как групка девчонок громко обсуждает подробности личной жизни очередной супермодели, по существу ничем в этом не отличаясь от тех старух, которые "перемалывают" события в жизни своих соседей, сидя на лавочке перед домом.
Проведя традиционный опрос учеников, она сказала, что сегодня у них по программе "Евгений Онегин" и увидела, как несколько девчонок скорчили рожицы. И ее "понесло":
- Но вначале я расскажу вам историю из своей студенческой юности, историю своей первой влюблённости (ага! загорелись глаза! ведь это еще одна очередная сплетня; будет, что обсудить!). Он учился курсом старше меня . Я почти сразу обратила на него внимание, так как никогда прежде я не видела ни у кого таких лучистых глаз. Когда он с кем-то разговаривал, какое-то сияние исходило из них . Нас никто не знакомил, только каждый раз, встречаясь в коридоре или в библиотеке, мы всегда переглядывались, с каким-то с особым вниманием друг к другу, казалось, между нами протянулась некая ниточка. Время шло и я поняла, что влюбилась.
Однажды мне приснился сон . Я иду на свидание к нему, и вот мы уже подошли близко друг к другу и вдруг, как на сцене, луч света выхватил нас. Мы остановились в этом круге света, а откуда-то зазвучала тема любви из увертюры Чайковского "Ромео и Джульетта".
Татьяна Сергеевна перевела дух и, видя устремленные на неё глаза ребят в полной тишине класса, тихо включила запись музыкального фрагмен- та из увертюры и продолжила свой рассказ:
- И вот мы уже протянули руки друг к другу . Счастье переполняет моё сердце, я понимаю , я чувствую, что я люблю, и что я любима . И тут ... внезапно свет меркнет. Всё исчезло . Я проснулась и поняла, что надо как-то самой решать, что есть ли какие-то чувства между нами. Оставаться, как говорят, в счастливом неведении я уже не могла. У нас в холле университетского корпуса , около входной двери висел большой ящик с полочками, на каждой из которых были написаны буквы алфавита от А до Я. А так как было много студентов, приехавших из других мест, то именно туда складывали приходящую на их имена почту, туда же бросали и любовные записочки. И я села писать ему письмо.
Тут Татьяна Сергеевна сделала паузу, глубоко вздохнула, а музыка продолжала звучать. И она подумала про себя:"Простите меня, Александр Сергеевич, за такой внезапный переход, столь неожиданный даже для меня самой'' и продолжила:
- Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле ...
Она уже намерно пропускала фрагменты, где упоминались деревня или глушь селения . Главное было не в этом. Ей было важно, чтобы они услышали, ЧТО поэт писал для нас:
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!...
... Ты в сновидениях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня манил,
В душе твой голос раздавался...
Прозвенел звонок, но в классе все ещё стояла тишина. И только тут Татьяна Сергеевна поняла, как вся эта рассказанная ею история, которая была действительно в ее жизни и этот , вовсе не придуманный сон с музыкой Чайковского, так удивительно легли на великое творение поэта.