Партизанские выкрутасы в керченской крепости

Странница Любовь
На второй день зарядил нудный, моросящий дождь… зато в первый день моего пребывания в Керчи радостно светило солнышко, я с удовольствие плескалась в Черном море и загорала на песчаном пляже бухты Керченского пролива, давая отдых своему организму,  после алуштинской вылазки в «Долину Приведений» на Демерджи. Были выходные, народ активно отдыхал в небольшой парковой зоне сохранившей еще советские беседки, скамейки и прочие атрибуты  парков тех далеких времен. Жарились шашлыки, пилось пиво… ну, как еще пролетарий может отдыхать у моря?
А на второй день мною было запланировано лицезрение строительства Керченского моста… но увы… все заволокло низко бегущими  тучами, на море организовалась морось с нулевой видимостью… облом короче вышел...
В Керчи я поселилась в хостеле  с помпезным названием «Усадьба графа Олив» и не менее помпезным убранством снаружи и внутри, с колоннами, картинами и вензелями… что удивляло, поражало, радовало… но сидеть в номере не хотелось и не желалось, и я приступила к допросу девушек-археологов, с которыми я жила в номере,  куда же мне пойти-податься?
Ой, отвлекусь… Представляете? Я жила с настоящими археологами и строителями Керченского моста, а одна из девушек была руководителем археологической группы…ну, чем не  везение для человека пишущего, в том числе и о загадочных явлениях и находках? Каждый вечер я приступала к «допросам» народа в большой и уютной кухне о стройке века, о археологических находках, любопытных фактах…для меня это был сказочный подарок судьбы! Да, строительство моста я не увидела, но узнала столько интересного об этом, что аж сама себе завидую.
Вернусь к «куда пойти-податься», девушки мне посоветовали сходить к Керченской крепости или форту Тотлебен, что примерно в километре от нашего хостела, по побережью. В интернете я прочла, что крепость является достопримечательностью Керчи и Крыма и охраняется государством как уникальный памятник фортификационного строительства XIX века. По Керченскому проливу издавна проходит граница между Европой и Азией. С Белого мыса хорошо различим противоположный берег. Таких мест, где части света разделены узкими водными границами, на земле единицы. Это Суэцкий канал, Берингов пролив, проливы Босфор и… Керченский. По  территории «Керченской» крепости проводятся туристические экскурсии. Некоторые подземелья до сих пор мало исследованы… это и послужило моей экспедиции к крепости, обожаю малоизученные места!  О приключениях я и не мечтала… ну, какие в дождь приключения?  Хоть просто прогуляться вдоль моря… я шла, наслаждаясь свежестью и видом штормящего моря, низко пробегающими облаками сбрасывающими на землю морось дождя… До мыса Ак-Бурун на котором и расположена крепость, я дошла быстро, но… крепость оказалась закрытой…  был выходной, а еще объявление гласило, что в частном порядке осмотр крепости невозможен, я стояла и пялилась на объявление  с удрученным видом. Наверное мой печальный вид разжалобил сторожа, молодого парня, и он  открыл ворота, запустив меня внутрь и разрешив  пройти к обелиску на возвышенности. Я поднялась по каменным ступеням к обелиску и  этой высоты оглядела мощные укрепления, этой части крепости. Я видела  крепостной ров глубиной до пяти метров,  и как узнала позднее длиною в три километра, окружающий крепость, увидела хорошо сохранившуюся каменную кладку, капониры-крытые ходы во рву; погреба для хранения боеприпасов; потайные подземные переходы, соединяющие батареи и капониры с казармами и пороховыми погребами – потерны.
Сторож ждал под дождем и я нехотя спустилась вниз, хотя очень этого не хотелось, а хотелось побродить по крепости, потрогать руками древние стены… Спустившись, я поблагодарила сторожа и вышла за ворота… эх, лучше бы он не впускал меня… вот теперь что мне делать с проснувшимся во мне следопытом-сталкером? Я смотрела то на ворота, то на колючую проволоку изгороди не пускающую к территории крепости и тянущуюся вдоль моря по мысу, уходя в даль на сколько хватало взгляда… Постояла, подумала и… отправилась вдоль изгороди в поисках лазейки… я бы была не я, если бы повернула обратно.  Мне пришлось несколько раз спускаться по обрывистому берегу к морю, так как заграждение проходило по самой кромке обрыва… и снова подниматься к изгороди… Судьба меня наградила, я нашла лазейку и проникла на охраняемую территорию. Крепость поражала своими неприступными стенами, разными туннелями… Когда смотришь на территорию крепости с высоты, то видишь только множество холмов и петляющие среди них дорогу и тропинки, а спустившись на эти тропинки понимаешь, что холмы эти имеют входы в бункера и туннели, что это целый город идущий глубоко под землю. В наиболее длинном подземном тоннеле, протяженностью более шестисот метров, который соединяет форт Тотлебен с береговыми батареями, большая часть доступна и я лазила там где можно было что-то разглядеть. Неплохо сохранились контрминные галереи, заранее прорытые тоннели для ведения подземной минной войны. Я читала о оригинальной  системе водоснабжения крепости, которая включает колодцы, водоводы и водоподъемные машины, но таковых не встретила… Отчасти сохранились колодцы и подземная система для сбора осадков.  Во время Великой Отечественной Войны была самая трагическая битва русских солдат за полуостров, об этом много написано… крепость на долгие годы была «запретной» территорией  и только в 2004 году был ликвидирован  огромный боевой арсенал, саперы вывезли и обезвредили двадцать девять тысяч взрывоопасных предметов. По всей территории видны были заросшие воронки… Добавлял к этой картине натурализма присутствовал и звуковой ряд… где-то в море был слышен беспрерывный грохот, словно шла беспощадная бомбардировка… позднее мне объяснили, что это сваи забивают на стройке моста… но тогда этот беспощадный звук словно перенес меня в то далекое, военное время… поначалу хотелось спрятаться от этой «бомбардировки» в многочисленные подземелья, потом со временем  привыкла, но внутреннее беспокойство осталось и казалось, что еще немного и вокруг начнут взрываться снаряды…
 Я стояла на высоком холме в недрах которого скрывался огромный бункер и пыталась разглядеть, что же за канонада, там, в тумане и вдруг…  звук приближающейся машины… я кубарем скатилась с холма и юркнула в бункер, спряталась в полумраке среди обломков, прислушиваясь…
- Только что тут видели… по рации сообщили…
-Да, нет тут никого.
-В бункер загляни.
Раздались шаги, гулко звучащие в замкнутом пространстве бункера, кто-то прошел рядом со мной, кинул камень в темноту.. постоял и ушел… Уффф… Звук удаляющейся машины и… я отправилась дальше изучать крепость… Потом я еще несколько раз пряталась от той машины то в кустах, то в старых воронках, а последний раз, через пролом в изгороди удрала на обрыв и по сыпучим камням и скользкой глине спустилась в небольшую бухточку с аккуратным пляжем усыпанным ракушками и всем тем, что выкинуло из себя море, проводя штормовую ревизию своих вод. Это были пластиковые бутылки разной величины, запутанные сети, деревянные обломки, короче все то без чего человечество жить не может, а море может, поэтому и избавляется от этого мусора… Я побродила по пляжу словно огороженному со вех сторон обрывистыми мысами, проползла-просочилась по каменным глыбам, когда-то упавшим в море с этих обрывистых берегов… попала на другой пляж… прошла по нему, поднялась в гору, прошла по кромке обрыва вдоль колючки еще с полкилометра, вышла к береговой линии обороны крепости,  снова прошла по берегу, прогулялась и по каким-то еле заметным тропкам в траве,  поднялась на горку и… упала в траву… я находилась рядом с каким-то военным объектом расположенном на холме, то ли космическим то ли морским, на крыше этого объекта вращались какие-то локаторы… попасться на партизанщине очень не хотелось и… ползком по траве, а потом бегом среди кустов шиповника с иглами, напоминающими швейные, я пыталась избежать своего «ареста». В ходе этой «спецоперации» я, порвав свой дождевик в клочья, исцарапавшись…  в конце концов вырвалась из этого колючего плена и… увидела на холме сияющий золотом крест. Удивительное явление… Красиво! Зачем я полезла к этому кресту? Не знаю!!! Любопытство заводит меня порой в разные ситуации… Подъем оказался крут… рыхлая почва ехала под ногами, несколько раз я упала на колени и измазалась, усиливающийся дождь и ветер заставили меня нацепить на голову целлофановый пакет, ручки которого я обмотала вокруг ушей, что бы ветер его не сорвал… Представили? А вот теперь представьте следующую картину… Элегантная экскурсовод, упиваясь своей неотразимой красотой и элегантностью, с пафосом и упоением вещает группе туристов с туманного Альбиона о памятном месте на котором воздвигнут крест, о удивительных мистических  явлениях в этих местах… и вдруг… прямо под ноги этой заинтригованной, стоящей на краю площадки ватаге иностранцев, выползает нечто в дранье, грязи и с пакетом на голове, ручки которого примотаны к ушам… Ну, как эффект? Да, я видела, что произвела фурор! Поэтому скромно выдавила из себя что-то типа : «Плиз, пардон, сенькю вери матч..», отползя в сторону, поднялась и… изображая полную независимость от обстоятельств пошкандыбалась по дороге, пытаясь побыстрее скрыться из виду, в спину меня толкали недоуменные взгляды, не давая мне насладиться вдруг переставшим дождем и ровной дорогой… я удачно  сбила с кроссовок налипшую грязь… руки  обмыла в луже, там же сполоснула налипшую грязь со штанов, сняла дождевик, пакет с головы, и направилась к площадке, на которой увидела к своей радости информационные стенды. Из этих стендов я узнала, что все еще нахожусь в крепости и желая уже выбраться из оной, начала усиленно изучать информацию…
- Мадам… - Кто-то взял меня за плече… я резко оглянулась… за моей спиной стояли два здоровенных военных, типа краповых биретов, на их камуфляже красовалась надпись «Альфа»
- Мадам, мы за вами уже два часа по крепости гоняемся…
-Ребята, это не я…
-А что, вы хотите сказать, что у нас тут стадо дамочек с авоськами на ушах бегает по катакомбам?
-А что этим дамочкам за авоськи на ушах бывает?
-Конфискация авосек и ушей!
«И тут Остапа понесло», я вдохновенно начала врать…
-Ребята…я из Сибири летела, чтоб эту крепость увидеть! Завтра я уезжаю… А у вас тут все так строго…я ж без злого умысла…
-Ладно, пройдемте в машину.
-Ребят, может не надо? Отпустите, пожалуйста… я больше не буду…
-Нет, мадам, чтоб вы тут снова всех на уши поставили? Пойдемте…
И я поплелась к стоящему неподалеку джипу, за рулем которого сидел точно такой же военный…красивый здоровенный… мне было предложено сесть на переднее сиденье, я села, один из сопровождающих сел сзади меня, а другой остался стоять у обочины дороги, машина тронулась… стоящий альфовец лихо вскинул руку, отдавая мне честь…и… я почувствовала себя героем дня! Альфовцы устроили мне джип-тур по крепости, они рассказывали мне о том, о чем не пишут в векипедиях,  показывали места, куда не водят туристов…Мой день удался! После такой содержательной экскурсии мы подъехали к КПП, зашли в дежурку, меня угостили чаем и положили передо мной лист бумаги и ручку…
-А теперь будем объяснительную писать.
-Какую объяснительную?
-Объект находится под охраной, нахождение без сопровождения запрещено.
-Ладно, что писать то?
-Ну, я, ФИО такое-то, попала на охраняемую территорию… а как действительно попали то?
-Через дырку в колючке…
-Нет, через дырку не пишем…
-Ну, со стороны пляжа я еще попадала…
-Ладно… попала на охраняемую территорию со стороны моря…меня встретили работники охраны…
-И я сдалась в плен без боя!
-И помогли покинуть охраняемую территорию…Претензий к работникам охраны не имею…
-Имею! Вы меня завезли незнамо куда, как я теперь в город попаду?
-Дадим вам проводника.
Мы еще попили чайку, поговорили…мои мокрая одежда высохла…ну, пора и честь знать.
-Ребята, а можно я об этом случае рассказ напишу?
-Что и про авоську на ушах тоже?
-Конечно, как без авоськи?
-Ну, тогда пишите…
Меня провожали все, кто был в это время на КПП. Оказалось, что меня привезли к воротам, от которых и началось мое вторжение в крепость.
-А где проводник?
-Эй, Ефрейтор, ко мне!
К нам подошёл рослый, кобель, неизвестной породы, обнюхал меня и сел возле моих ног, внимательно выслушал инструкцию типа проводить мадам до города и к крепости не подпускать! Кабель с любопытством глянул на меня, вроде даже улыбнулся… или зевнул? Поднялся, потянулся, демонстрируя свое отношение к такому скучному заданию, глянул на меня, как бы приглашая следовать за ним и потрусил по дороге, оглядываясь-проверяя иду ли я за ним. Чувствуя серьезную комичность ситуации, я смеясь помахала рукой охране, в ответ мне отдали честь, и я  последовала за псом… По дороге на мои расспросы пес не отвечал, был сосредоточен и четко исполнял свое задание… если я останавливалась, он заходил сзади меня, садился, намекая, что «обратной дороги нет!» и ждал… тучи на небе превратились в легкие облака, море искрилось, омытый дождем пейзаж так и просился на фотографии…чем я и занималась всю дорогу.  Доведя меня до первых домов, кобель сел, демонстрируя, что его миссия окончена, и долго смотрел мне вслед, отсекая возможность возвращения в крепость… да я уже и не хотела этого… Зачем возвращаться туда, что уже закончилось?