Письмо для Жужи

Светлана Химич
               Художник Наталья Рюмина

                сказка

Уже второй день подряд шел дождь, мокрый, холодный и неприятный. Аниша сидела на подоконнике и смотрела вниз. Там, словно в гигантском аквариуме, под куполами разноцветных зонтов медленно протекала чья-то жизнь. И автобусы с троллейбусами сверху тоже казались аквариумами.
«Аквариумы в аквариуме, – подумала она. – Разве может быть что-то абсурднее? Аквариум – это домик для рыб, а не какое-нибудь депо! На цихлид смотреть было бы куда интереснее!»
Девочка спрыгнула на ковер, ещё раз посмотрела сквозь мутные от дождя стекла на невзрачный калейдоскоп зонтиков за окошком и прилегла на кровать. Не то , чтобы ей вдруг захотелось подремать, но ведь заняться было все равно абсолютно нечем.
- Аниша! – в комнату вошла мама. – Мы с папой уходим, и ты остаешься в доме одна. Дверь никому не открывай, на улицу не выходи! Да, и не забудь покормить Жужу!
Она слегка коснулась губами пухлой дочкиной щечки, и уже через мгновение девочка услышала, как в прихожей хлопнула дверь.
- На улицу не ходи, – повторила Аниша. – Можно подумать, что кому-то взбредет в голову добровольно покинуть квартиру в такую непогоду. Могла бы и не предупреждать!
Подумав о том, какой скучный и длинный день ей сегодня предстоит провести, она тяжело вздохнула и отправилась кормить Жужу.
Жужей звали старую , ярко-рыжую морскую свинку , белоснежной головой, брюшком и лапками, проживающую в скромной, но вполне даже уютной клетке на кухне. Большее время суток Жужа спала, лишь изредка выползая из своего домика для того, чтобы похрустеть свежей зеленью или пряными прутиками соломы.
- Опять мы с тобой остались одни! – девочка вынула из холодильника пучок свежей травы и, приоткрыв дверцу клетки, положила его в кормушку. – Как же нам не везет!
Из глубины домика, смешно шевеля розовой пуговкой носа, высунулась мордочка зверька.
- На, Жужа, ешь! По-видимому, наши дела на сегодня все закончились. Я поела, ты поела, мы поели… Жуть!
Жужа с аппетитом уплетала зеленые побеги, и было понятно, что ее такой распорядок дня как раз ничуть не огорчает.
- Жужа, вот неужели тебе ничуточки не скучно? – девочка просунула руку в узкую дверцу и погладила ее по голове. – А я так просто умираю от скуки! Жаль, ты не умеешь говорить…
- Почему это не умею? – Жужа перестала жевать и уставилась черными блестящими бусинками глаз на Анишу. – За кого ты меня принимаешь?
Девочка быстро вытащила руку из клетки и захлопнула дверцу.
- Это кто говорит? – взвизгнула она.
- А кого ты еще здесь видишь? – донеслось из клетки. – Сама говорила, что мы дома одни!
- Но этого не может быть ! – Аниша посмотрела на переставшую жевать Жужу. – Это галлюцинация. Я просто долго была одна , вот мне и померещилось.
- Тебе не угодишь, – зверек опять принялся за листья салата, – то ты сожалеешь о том , что тебе не с кем поговорить, но когда я собираюсь поддержать тебя, вдруг заявляешь, что это невозможно. Ты уж определись, пожалуйста, а потом…
- Я уже определилась! – Аниша испугалась, что Жужа замолчит, и она опять останется одна. – Я очень хочу, чтобы ты со мной поговорила.
- А о чем?
- Ой, я даже не знаю, – девочка растерянно хлопала ресницами. – А о чем ты бы хотела?
- Я? – пришло время удивиться Жуже. – Я этого вообще не хотела. Ты же первая начала, вот и продолжай!
В этот момент в дверь позвонили, что удивило Анишу ничуть не меньше, чем вдруг заговорившая морская свинка. Она подошла к двери и, приподнявшись на носочки, посмотрела в глазок. То, что она там увидела, показалось Анише еще менее вероятным, даже по сравнению с тем, что уже произошло за одно только сегодняшнее утро. За дверью на задних ногах стоял огромный Козел в пиджаке и нелепой кепке набекрень. С его плеча свисала изрядно потрепанная кожаная сумка, какие обычно бывают у почтальонов.
- Кто там? – Аниша все еще не верила своим глазам. – Что Вам надо?
- Почта, – проблеял он. – Может, ты все же откроешь мне дверь?
- Мне мама не велела, – но ее рука уже сама повернула ключ. – А вы, собственно, по какому вопросу?
- У меня письмо заказное для Жужи. Здесь проживает такая, или я ошибся адресом?
Убедившись в том, что кроме необычного почтальона на лестничной площадке никого нет, Аниша решилась открыть дверь пошире.
- Нет, вы не ошиблись! – девочка протянула руку. – Давайте письмо, я его передам!
- Ух ты, хитрая какая! – Козел отступил на пару шагов назад и подозрительно посмотрел на Анишу. – А расписываться в квитанции кто будет? Ты писать умеешь?
- Умею, только печатными буквами. Так можно ?
- Буквы – они всегда прекрасны! – он с уважением посмотрел на собеседницу. – Пусть даже печатные, или письменные, а хоть и иероглифы…
Он полез в сумку и, достав из нее огромный капустный лист, протянул его Анише:
- … берите свое письмо и будьте здоровы!
- А как же квитанция, в которой нужно расписаться?
- А я тебе и так верю! – он подмигнул ей лиловым глазом и, сев на велосипед, который стоял тут же , и понесся вниз по лестнице.
- Странный он какой-то! – вслух подумала девочка, – и письмо тоже странное. Ладно, передам его Жуже, и пусть она сама решает, что с ним делать.
Морская свинка сидела на том же месте, но, завидев Анишу, перестала жевать и поинтересовалась:
- И кто это бродит в такую погоду?
- Почтальон. Он принес тебе вот это.
- Письмо! – Жужа от восторга подпрыгнула высоко вверх. – Давай его скорее сюда!
Девочка сунула капустный лист в клетку и не без удивления стала наблюдать за тем, как морская свинка принялась торопливо засовывать в рот то, что еще совсем недавно называлось письмом.
- А разве его не следовало сначала прочесть? – немного придя в себя спросила она. – Может быть, в нем было что-то важное?
- А я что по-твоему делаю? – пробормотала Жужа. – Разве можно понять суть послания, не пропустив его через себя?
- Не знаю, – честно призналась Аниша, – я еще ни разу не получала писем, но всегда была уверена в том, что их читают как-то иначе.
- Никогда и ни в чем нельзя быть уверенной! Тем более, если тебе никогда не приходилось этого делать, – и последний кусочек исчез у нее во рту.
- Ну, и что там? – Анише было стыдно за свое нетерпение, но ей очень хотелось узнать, какие письма приходят морским свинкам. – Есть хорошие новости?
- Они не просто хорошие, – Жужа радостно забегала по клетке, – они замечательные! Нас пригласили на открытие открытия! Ты пойдешь со мной?
- А можно?
- Нужно!
- А что это означит – открытие открытия? – робко спросила девочка, стесняясь своего невежества.
- Этого я не знаю , но если пригласили, значит, это что-то важное, или не очень. А может, и вообще неважное, но разве это важно?
- А что тогда важно? – Аниша окончательно запуталась. – Если важное совсем не важно, или не очень?
- Вот оно-то и важно! Иди собирайся, и чтобы через пять минут была готова!
- А зонтик с собой брать? – девочка вдруг вспомнила о том, что мама запретила ей выходить на улицу. – Или лучше надеть резиновые сапожки?
- Какой зонтик? Какие сапожки? – пискнула Жужа. – Кто ходит на открытие открытия в сапогах или под зонтом?
- А в чем на него ходят?
- Я не знаю, но в чем-то ходят!
- Тогда я готова! – Аниша посмотрела на себя в зеркало. – Надеюсь, джинсы и майка подойдут для столь значительного события?
- Вполне, – заверила Жужа, – и даже твои домашние тапки будут весьма уместны.
- Я пойду по лужам в домашних тапочках? – Аниша представила, как рассердится мама. – Может, все же сапожки?
- С чего ты вообще взяла, что мы пойдем по лужам? Я терпеть не могу сырость, несмотря на то, что кому-то взбрело в голову назвать меня морской.
- А как мы пойдем?
- Все зависит от того, куда мы хотим попасть.
- Но так не бывает! – Аниша изо всех сил пыталась хоть что-нибудь понять, но у нее ничего не получалось.
- Вот ты и сама ответила на свой вопрос! – хихикнула Жужа. – Нам следует искать вход там, где его не бывает.
Просунув лапку сквозь тонкие прутья , она легко открыла замочек и мигом оказалась на поверхности стола, а потом и вовсе смешно свалилась на пол.
- Ты не ушиблась? – девочка захотела взять Жужу на руки, но та только отмахнулась и, встав на задние лапы, побежала в комнату.
- Но здесь нет выхода! – Аниша поспешила за морской свинкой, боясь потерять ее из вида. – Только если на балкон, но он заперт, а мама не разрешает мне его открывать.
- Что ты заладила «мама не разрешает то, мама запрещает это»? Мы не будем делать ничего из того, что тебе не разрешает мама, просто успокойся и покажи мне, где нет выхода.
- Нигде нет, – опешила девочка, – я же тебе говорила.
- А можно конкретнее?
- Здесь нет, – Аниша указала на комод.
- Вполне возможно, а еще где?
- Здесь, – она ткнула пальцем в телевизор, – там только кино.
- Ну, это еще следовало бы проверить…
Жужа внимательно посмотрела на платяной шкаф и довольно улыбнулась:
- А вот и он!
- Это шкаф, Жужа, и он ведет в шкаф, а не куда-нибудь еще. Так что ты ошибаешься!
Но она уже приоткрыла дверь и, шмыгнув внутрь, поторопила Анишу:
- Давай скорее! Лифт отправляется прямо сейчас.
- Какой лифт? Жужа, ты совсем спятила? Он находится за входной дверью…
- Так ты едешь или нет?
- Еду! Только знай, что далеко уехать у нас не получится.
Девочка шагнула в шкаф, и едва за ней закрылась дверца она почувствовала, что какая-то неведанная сила понесла ее вверх, словно она и впрямь находилась в кабинке лифта.
- А нам далеко и не надо! – пожала плечами Жужа и нацепила на голову, валявшуюся тут - же, на полке, старую, плетеную из цветных ниток, панаму. – Как-то не очень прилично появляться в обществе без головного убора.
Лифт или, точнее, шкаф так же резко, как и начал свой бешеный подъем, остановился, и девочка по инерции буквально вывалилась наружу. Вслед за ней вынырнула из темноты Жужа в своей нелепой панаме.
- Что это ? – прошептала Аниша, наблюдая за тем, как в синем небе над ее головой плещется фиолетовый Бегемот.
- Да, я ему еще в прошлый раз говорила, что этот цвет ему не к лицу, только он меня, как видишь, так и не послушался. Вот раньше он был оранжевый, и, можешь мне поверить, тот цвет ему шел куда больше.
- Я тебе верю, – Анише совсем не хотелось спорить с новой подружкой, – и куда нам теперь?
Жужа, поддерживая края несколько великоватой ей панамы, огляделась по сторонам и смело указала по направлению виднеющейся вдалеке горы.
- Туда!
Девочка обратила внимание на то, как со всех сторон в одном направлении спешили и все остальные. Их было не много, но и не мало. «Как раз столько, сколько, наверное, нужно для открытия открытия», – подумала она и тут разглядела среди прочих уже знакомую фигуру. Козел тоже заметил Анишу и, подхватив под мышку брыкающийся велосипед, поспешил ей навстречу. Нелепую кепку на голове сменил вполне приличный «котелок», да и почтальонская сумка исчезла.
- Приветствую Вас, дамы! – склонился он в почтительном реверансе, приподняв свободной рукой шляпу. – Надеюсь, дорога не показалась Вам слишком утомительной?
- Она мне вообще никак не показалась, – ответила девочка. – Можно сказать, что я ее даже не заметила.
- Не на все вопросы следует отвечать! – шепнула Жужа, высунув нос из-под шляпы. – Их не за этим задают.
- А зачем тогда? – также шепотом спросила Аниша. – Ведь если есть вопрос, то должен быть и ответ.
- Не спорьте, девочки! – велосипеду наконец удалось вырваться из рук Козла, и он, озорно подкидывая заднее колесо высоко вверх, рванул по дорожке в противоположном к месту сбора , направлении. – Бывают и вопросы без ответов, и ответы без вопросов, и даже ответы не содержащие ответа , наравне и вопросами с полным отсутствием вопроса . Надеюсь, он не заблудится…
- Не беспокойтесь, дорогой мой.Все пути ведут именно туда, куда нужно, и рано или поздно он все равно приедет именно туда, где его ждут .
- Вы правы, Жужа! – Козел учтиво дотронулся до головного убора и задумчиво посмотрел вверх на Бегемота. – Интересно, а дождь сегодня будет?
- Думаю, к вечеру он закончится.
- Но для начала, – не выдержала Аниша и вступила в столь странный разговор, – ему надо начаться, не так ли?
- Так ли, – спокойно ответила морская свинка. – Но ведь он уже начался.
- Но я его не вижу!
- Но ведь это же не значит, что его нет? Где-то же он все равно есть. Ты же сама сегодня видела его за окном!
Мимо, широко размахивая лапками, пролетела еще одна морская свинка, и Жужа, проводив ее печальным взглядом, перевела глаза на открывшую от удивления рот Анишу.
- Морские свинки не умеют летать, – девочка закрыла рот и посмотрела на Жужу, – или все же умеют?
- Умеют! Ты же это сама только что видела, – грустно ответила Жужа. – Все морские свинки умеют летать.
- А ты?
- И я.
- А почему ты тогда не летаешь?
- Я боюсь! – печально вздохнула Жужа утерев краем панамы набежавшую слезу. – Очень сильно боюсь!
- А давай я тебе помогу?
И, не дожидаясь ответа, Аниша осторожно подняла зверька с земли и слегка покружила его в воздухе. От восторга Жужа расставила широко лапки, а ее панамка упала на траву. Но она даже не заметила этого.
- Я, я летаю, – ее голос звенел , заполняя собой пространство, – летаю, летаю, летаю!
Девочка давно отпустила руки, а Жужа все кружила над ее головой, пища от восторга . Скоро морская свинка поняла, что теперь она движется без помощи Аниши и, высоко взмыв в небо, исчезла из вида.
- Кажется я ее потеряла! – вздохнула девочка и, подняв панаму, водрузила к себе на макушку. – А ведь мне только хотела ей немножечко помочь.
- Не стоит переживать! – Козел задумчиво посмотрел на нее и, взяв за руку, повел дальше по тропинке. - Все те, кому удалось хотя бы однажды взлететь, всегда улетают.
- И надолго?
- По-разному. Кто-то, вволю насладившись полетом, возвращается почти сразу, а кому-то понадобятся годы для того, чтобы понять, что уметь летать – это еще не самое главное в жизни. Но ты не расстраивайся – они всегда возвращаются, их только нужно ждать. Никого нет ранимее на земле, чем те, кто, однажды взлетев, потерял крылья… Вот мы и пришли. Я должен отыскать свой велосипед, Аниша, так что мне придется покинуть тебя.
И он растворился в толпе.
- Друзья! – вдруг раздался из ниоткуда пронзительный, словно у спортивного комментатора, голос. – Рад вас приветствовать на сегодняшнем незабываемом событии!
Аниша огляделась и поняла, что голос исходит от Воздушного Змея, привязанного длинной нитью к небольшому столбу прямо у подножия горы. Он весело улыбался окружающим нарисованным ярко-красной акварелью ртом и все время рвался ввысь, грозясь порвать связывающую его с землей нить.
- Мы начинаем! – продолжал он. – Итак, кто сегодня станет лучшим? Какое открытие открытия сможет удивить нас больше всех остальных? Кто же через несколько минут взмоет в небеса в лучах славы? На все эти вопросы мы скоро и узнаем ответ. Итак: кто желает первым рассказать о своем открытии?
Вверх взметнулись десятки рук:
- Я! Я! Я!
- А ну-ка, ты! – Воздушный Змей посмотрел на не новый уже Торшер с голубым в цветочек абажуром. – Что открыл ты?
- Я открыл всемирный закон тяготения!
- О! – восхитилась толпа.
- О? – удивился Змей. – Но ведь мы все знаем, что его открыл Ньютон! Как же так?
- Ньютон его открыл – что абсолютно верно , но ведь он сделал это для всех, а я исключительно для себя! Представляете : я сегодня упал , впервые в жизни , благодаря чему мне это и удалось ! Так значит , падать , иногда , даже полезно !
- И какую же пользу оно Вам принесло ?
- Огромную , поверьте ! При падении мой шнур отсоединился от розетки , - он помахал в воздухе штекером , - и теперь я свободен !
Публика расплескалась в овациях, и Торшер благодарно помахал в ответ пестрым шнуром.
- Это замечательное открытие открытия! – продолжил ведущий. – Но кто еще может похвастаться чем-то подобным?
- Я! – высокий худой господин в черном смокинге и такого же цвета цилиндре поднял руку над головой, и толпа опять затихла. – Я тоже сделал открытие!
- И какое же? – не переставая улыбаться, спросил Воздушный Змей. – Поделитесь с нами!
- Я открыл у себя музыкальный слух! – торжественно сказал господин в черном. Разве это не удивительно?
- Н-но… Вы же дирижер… – немного растерялся Змей, – разве это не говорит о том, что у Вас есть слух?
- Может, и говорит, но знать это наверняка гораздо приятнее, чем догадываться!
- Вы правы, Маэстро! Знать всегда лучше! И вот у нас уже есть первый претендент на победу! Кто еще желает высказаться?
То здесь, то там вверх поднимались чьи-то руки, и участники один за другим делились своими открытиями, подбодряемые шумной толпой. Наконец их поток иссяк, и Воздушный Змей, обведя внимательным взглядом присутствующих, неожиданно обратился к Анише:
- Ну, друг мой, а тебе разве нечего сказать мне?
- Мне? – девочка растерянно посмотрела по сторонам, ища глазами того, к кому бы еще мог обратиться необычный конферансье. – Нет…
- Ты в этом уверена? – не отступал Воздушный Змей. – Или ты все-таки что-то открыла? Вспомни все, что ты сделала накануне.
- Дверь, – Аниша вдруг вспомнила про визит почтальона, – я открыла дверь.
- Да? – кажется, ведущий сам растерялся. – И?
- Мама не разрешала мне, – совсем смутилась девочка, – но я открыла. А там почтальон и письмо для Жужи, и вот… я здесь…
- Ты хочешь сказать, что вопреки всему ты открыла дверь,и благодаря этому оказалась на главном событии сезона?
- Наверное, да, – Аниша уже полностью успокоилась и прямо посмотрела в нарисованные глаза Воздушного Змея, – во всяком случае выходит именно так.
Ведущий еще несколько минут пялился на девочку, а в наступившей тишине стало отчетливо слышно, как звенит до предела натянутая нитка.
- Это же и есть самое главное открытие открытия! – вдруг резко нарушил он тишину. – Иногда, вопреки всему , даже благоразумию , надо только открыть дверь. Вполне возможно , что самое важное событие твоей жизни находится в данный момент за этой самой дверью! Ты победила! Качать ее!
Десятки рук подхватили Анишу и стали подкидывать вверх. С каждым разом она взмывала все выше , надеясь, что ее когда-нибудь все же поставят на землю, но этого так и не происходило. Она видела, как высоко в небе, все еще улыбаясь, исчезает Бумажный Змей, таща за собой обрывок нити; фиолетовый Бегемот, перестав нырять средь облаков, теперь стоял в полный рост и аплодировал ей громче всех, а веселая стайка морских свинок нарезала в пространстве невероятные узоры…
Девочка почувствовала, как сильно она устала, и решила немного поспать. Ведь было совершенно непонятно, когда все это закончится, и она сможет вернуться домой. Она закрыла глаза, а толпа все продолжала качать ее и радоваться ее открытию открытия…
- Аниша?
Это был голос мамы. Но откуда она здесь? Неужели мама, как и я, отправилась вслед за Жужей?
Она открыла глаза и поняла, что лежит в своей кроватке. Дождь за окном прекратился, а по небу плыло фиолетовое облако, очень похожее на огромного бегемота.
- Ты спишь?
- Нет, мамочка, я уже проснулась.
Аниша спрыгнула с постели и побежала на кухню. Жужа сидела в своей клетке и мирно жевала листочек свежего салата, не обращая на нее никакого внимания. И девочка вдруг осознала, что все , произошедшее ней сегодня , было лишь сном. Она наклонилась над домиком Жужи и тихонько прошептала:
- И все-таки жаль, что ты не умеешь разговаривать…