Чёрт на исповедь не ходит

Александр Юрьевич Суханов
Часть I
          Солнце клонит на закат… медленно и сонно…

– …
– В Бога веришь?
– Верю…
– А в какого Бога-то веришь, мил человек? Креста на тебе нет…
– Я не знаю имя Бога, но если Бог един, я верю в Единого.
          Поп внимательно посмотрел на меня, осенился крестным знамением и тихо произнёс: «Да, Бог един и троичен… единосущно и нераздельно – Отец, Сын… и Святой Дух».
– …
– Ну, а какой же ты веры?
– Праведной…
– Значит, ты не отрицаешь Господа, – Христа Иисуса нашего?
– Если Христос есть Истина, я не отрицаю истину.    
– В твоих словах, мил человек, сокрыто сомнение, а сомнение в Иисусе Христе, – Боге истинном, есть грех, возбуждаемый бесами!
          Поп вдруг замолчал, прислушался к вечерним шорохам, а затем продолжил своё вопрошание: «Ну, а в церковь-то ходишь?»
– Нет, не хожу.
– Надо полагать и молитв не читаешь?
– Говорю к Богу…
– Это хорошо, мил человек, – промолвил поп, – а вот в церковь ходить надо… за Благодатью и Словом Божьим… Церковь Христова обогащает душу и единит по вере… Она есть Столп и утверждение Истины!
– Бог вездесущ…
– Да, вездесущ… и наполняет Собой небо и землю… и всякий день строго взыскивает, ибо Он же нам и Судия праведный и…
– Я сам себе и Судия праведный и Палач немилосердный.
– Э-э-э… да в тебе гордыня, мил человек!
– Во мне пустота… и жажда наполниться смыслами.
– Бессмысленность жизни порождает пустоту… Смирись, и прими в сердце своё мысль о подвиге стяжания Духа Святого, наполнись жаждой Божьих истин… и ты обретёшь личностные смыслы и цель жизни!


Часть II
          Вот и звёзды в ночи… Небо манит в объятья бескрайние…

– …
          Душа кричит и мысли в клочья рвёт… Детство… детство… моё счастливое детство… дед у окна, брат за роялем… а в камине огонь…
          Музыка удваивает, утраивает армию (А.В. Суворов)! И вот, покуда мир бесчинствовал во мраке, дед мой славный дул в трубу что есть мочи, трубил фанфары по врагу, бил неистово в барабаны – удваивал силу армии, утраивал дух боевой, приближал победу как мог… и в атаку ходил, и делился последним куском, и друзей хоронил, и… в общем, боевой был дед.
          Нет-нет, меня не манил потёртых клавиш дружный ряд, не пленяли чарующие звуки валторны и не услаждали слух мой трели гобоя; гонять гаммы было скучно… и я выбрал «волыну» – предпочёл упражняться в стрельбе, изучать «духовно-нравственные основы боевого искусства».
          Восточная мудрость гласит: «Непреходящая ценность изучения боевых искусств заключается в том, что посредством их вы выражаете себя и затем приходите к лучшему пониманию самого себя с точки зрения духовности – через всё более растущее осознание своих ресурсов и ограничений».
          Мальчишки… мальчишки… мои дерзкие мальчишки… Да, мы были дерзки и спорили криком, и в мальчишеских спорах бывало всякое… и делили весь мир на своих и чужих, и дрались в кровь, чтоб не искать бесславию согласье, и… и жили по чести, которая яростно кровоточила в нас памятью наших славных предков.
          Мысли… мысли… мои бойкие мысли… подобны озорным весенним ручейкам… бегут, спешат… одни чуть шибче, другие чуть звонче… бегут неугомонные, кричат в ночи – все вместе и каждая о своём…
          Вот и юность вдали… и в ночи одиноких шагов слышный хруст…
– А, это ты, поп…
– Ну, кому поп, а кому – отец Серафим!
– Мой отец заблудился по жизни. Всё искал выход, но… заплутал в лабиринтах мирского бытия. Кротким не был, жил честно, людей не обижал… и верил в существование Бога. Верил, потому и искал… Да… смерть – последняя милость Всевышнего… и пуля в лоб тоже выход, но не единственный…
– Молись за него… Господь Бог наш милосерден… смилуется над душой его заблудшей, простит ему тяжкий грех и облегчит посмертную его участь…
       Свет… свет… свет моей души не угасай… А свет, который во мне, не есть ли тьма? Свет и тьма! И свет во мне, и тьма кругом… и зло в ночи, и смерти страх… и пулей свет из темноты… Нет… нет тьмы кроме неведения, ибо оно есть разума тёмная ночь! Да… где свет угас, там ночи тьма… там тенью смерть и страх живёт… и зло таит свои деянья. Мне бы только знать… знать и понять: где в жизни тьма, где в смерти свет, как жить среди ночного мрака… лишь бы понять и принять, а принимая, утешиться и мирно бытийствовать в согласии с тем, в чём я уже не сомневаюсь.
– Поп, да не стой же за спиной как ангел шестикрылый… скажи, для чего дана жизнь, если каждому из нас надлежит умирать?
– Бог не сотворил смерти… а земная жизнь дана человеку для приготовления к вечности; и от Бога однажды исшедшему надлежит познать земное бытие, уподобиться Христу Иисусу и, обновившись делами добрыми, снова ввергнуть душу свою в бездну милосердия Божьего!
– Поп, а разве мы, Его творения, уже не созданы на добрые дела, которые Он – Отец Небесный, предназначил нам исполнять и решительно действовать в богоуподоблении всем существом своим, а не словом праздным и лукавым? Неужели… душа – единосущная частица Бога, может оскверниться в «райских кущах», а потому и нуждается в обновлении «чистилищем земной жизни»? А вот солнце ясное заглядывает в ямы с дерьмом и не оскверняется (Диоген Синопский).
– От избытка сердца глаголют твои уста… Ты же православный, а рассуждаешь как…
– Да, я православный… Как говаривал Ф.М. Достоевский: «Русский человек есть православный человек».
          Если… если… если Божественная реальность открывается нам через видимый мир… если даже через сетку оптического прицела видимый мир безупречен и прекрасен, а «совершенное богоподобие» выглядит как горькая реальность… если «горькая реальность» такова, что раскаялся Господь и восскорбел в сердце Своём, что создал человека на земле… и если «горечь истины и скорби божьи и печали» уже не прикрыть блеском куполов, не заглушить звоном колоколов… И если однажды видимый мир…
– Смута живёт в твоей душе… – прервал мои мысли поп.
– В моей душе живёт надежда…
– Мил человек, веруй в Господа, Христа Иисуса нашего, и живи с надеждой в душе, и Он исполнит тебя всякой радости мира, и…
– Знаю-знаю, и да будет радость твоя совершенна! О какой радости ты говоришь, поп, если по слову апостола Иоанна Богослова окружающий нас мир «весь во зле лежит», и дружба с этим «смрадным источником греха и соблазна», по слову другого апостола, есть вражда с Богом?
– Кто будет преисполнен утешением, преизобилует радостью… при всей скорби нашей среди великого испытания!
– Ну и как живётся тебе, «преисполненному утешением», в этом смрадном мире, что «весь во зле лежит»; мире, творящего Бога и всеразрушающего дьявола; мире, скованного проявлениями невежества и несовершенства; мире, где «злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски» (Ис. 24:16); и в мире, где мало кто озабочен смыслом своего существования?
– Живётся деюще и во брани… между естеством Божеским и человеческим, чтобы Одному служить, а в другом производить перемену к лучшему!
          Удобная «лёжка» и удаление от цели не больше версты… и на всё воля Божья – благая, угодная и совершенная… «Я – Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти!» – так говорит Спаситель.
– Не прибавляй к словам Его… не прибавляй к тому и не убавляй от того… и не вменяй слово Божие к грехам своим!
– Благоразумный слушает и исполняет слово Божье… Поп, если Небо надо мной и Воля Божья, кто же соучастник в делах моих неправедных?
– Не укрепляйся в злодействе своём, сатане в угоду!
– «Не грузи» меня, поп, Бог зла не сотворил… а если ты видел сатану «яко молнию с небесе спадша», взбодрись, и встань с колен, и облекись во всеоружие Божие… и удали добро от злых деяний.
– Я буду молиться за тебя, мил человек…
– Ты имеешь веру, а я имею дела… ты сомневаешься в моих делах, а я верю лишь в то, в действительности чего не могу сомневаться.
– Суди себя сам за дела твои, и Господь не осудит тебя.
          Да, моё «самосущное бытие» не противится божественной идеи о совечном пребывании в мире двух начал – Добра и Зла… но, когда любое действие рождает противодействие – само понятие «добро и зло» теряет всякий здравый смысл и превращается в пустую софистику… и пока зло не покоряется добру, а добро стремиться торжествовать над злом, «абсолютная истина» о непротивлении злу насилием не есть закон моего существования.
– Зло и добро существуют только в представлении двойственного ума, а там, где нет двойственности – всё едино… Бог един… и закон существования един, ибо он суть проявления воли Его и благости Его… а единство не требует борьбы… Освободи свой ум от неверия и прими в душу свою Господа, Иисуса Христа нашего, и прекратится твоя борьба!
– Единство и борьба противоположностей… Если добро и зло в нас самих, кто же нам враг, кроме нас самих, и какого дьявола он часть? Я верю, что Бог един, но и бесы – противники Бога, веруют и трепещут… Так как же быть, поп, покориться твоему Богу, чтобы противостоять дьяволу?
          Поп окинул меня испытующим взглядом и тяжело вздохнул.
– Если есть «князь мира сего», который в Господе, Иисусе Христе твоём, не имеет ничего, и если есть «враг человека», который смущает и искушает наши души и вкладывает в нас дурные помыслы, как же прекратится эта борьба, сама собой, с «ветхозаветными демонами» и на её «руинах» восторжествует «абсолютная истина» – твоя и моя?
– Нет в тебе смирения… Смирись, не противься злому и возлюби врага своего! Смирение – это проявление силы духа!
– Ну да… блаженно и преблаженно святое смирение, ибо «смиренномудрием разрушаются все козни вражии» (Исаия)… но, я предпочитаю любить врага на расстоянии выстрела… и полагаю, что смирение не есть добродетель, но есть неспособность сопротивляться силе.
– Смирение – это великая сила в противостоянии злу, ибо, как сказано в Святом Писании, Сила Божия свершается в немощи, ко спасению всякого верующего… и в благодеяниях ко всякому заблудшему!
– Нет, поп, твои слова уверяют меня в том, что всякий пресекающий зло есть добро, а всякий не пресекающий зло сам по себе суть зло.
          Смирение божьими истинами… Безусловно, великое, святое смирение само есть духовная сила, власть над своими низшими стихиями… но, рабье смирение есть немощь и трусливая зависимость… Смирен ли я, если не выхожу за пределы своего естества? Смирен ли я, если научился быть довольным тем, что у меня есть? Смирен ли я, если из множества путей ведущих к Богу выбрал тот, который полон решительных действий и размышлений о смыслах и сущности тварного мира? Смирен ли я, если говоря к Богу не вступил, подобно Моисею, во мрак, где «Господь Бог» научает мудрости? Смирен ли я, если… если… если… и почему так много «если» лезут мне в душу именно сейчас, когда я нежно поглаживаю тонкий изгиб спускового крючка?
          И снова шелест призрачных сомнений за спиной…
– Перестань «бегать за мыслями», отпусти их… Ждать… ждать… ждать…
          Как же длинна эта ночь…


Часть III
          Рассвет уже дышит холодным туманом…

– …
          Выстрел… Ни эмоций, ни гнетущих мыслей взлёт…
– Поп, ты где? Не молчи, отзовись! Отец Серафим!
          Солнечный луч медленно скользнул по недочитанным страницам «Святого Писания»… и ласково коснулся моих ресниц… Весеннее утро…