Бабель Исаак Эммануилович

Владимир Руссь
                БАБЕЛЬ ИСААК ЭММАНУИЛОВИЧ
                (1894-1940)
                Писатель


000
Русский Мопассан.
(Г.В. Адамович)
000
Художник ограниченный и в темах, и в средствах, – но исключительно зоркий и меткий, самый грустный из новейших наших писателей.
(Г.В. Адамович)
000
Какой грязный хам, телесно и душевно!
(И.А. Бунин)
000
Очень способный – и удивительный мерзавец.
(И.А. Бунин)
000
Патологическое пристрастие к кощунству, подлому, нарочито мерзкому.
(И.А. Бунин)
000
Ценность и новинка не Бог весть какие.
(И.А. Бунин)
000
Подлинность.
(Литературный девиз И.Э. Бабеля)
000
Блуждающая звезда, зависшая над черной бездной ЧК.
(Ю.Н. Безелянский)
000

Он не похож на литератора или на бывшего кавалериста, а скорее напоминает заведующего сельской школой.
(М. Голд)
000
Вы, собственно, являетесь романтиком, но создается впечатление, что вы почему-то не осмеливаетесь быть таковым.
(М. Горький)
000
Яркий бытовик и сильнейший портретист.
(М.А. Осоргин)
000
Это человек неслыханно настойчивый, цепкий, желающий все видеть, не брезгующий никакими познаниями, внешне склонный к скепсису, даже к цинизму, а на деле верящий в наивную и добрую человеческую душу.
(К.Г. Паустовский)
000
Маркиз де Сад русской революции.
(Прозвище)
000
Мудрый ребе.
(Прозвище)
000
Он был невысок, раздался более в ширину. Это была фигура приземленная, прозаическая, не вязавшаяся с представлением о кавалеристе, поэте, путешественнике. У него была большая, лобастая, немного втянутая в плечи голова кабинетного ученого.
(Л.И. Славин)
000
Помесь Грибоедова и Ремизова без женского участия.
(О.Д. Форш)
000
Милое лицо еврейского студента. Цинизм и лирика.
(К.И. Чуковский)
000
Смесь простодушия с каким-то прелестным лукавством.
(К.И. Чуковский)
000
Бабель увидел Россию так, как мог увидеть ее французский писатель, прикомандированный к армии Наполеона.
(В.Б. Шкловский)
000
Умный Бабель умеет своевременной иронией оправдать красивость своих слов. Без этого было бы стыдно читать.
(В.Б. Шкловский)
000
Бабель был одним из тех, кто оплатил своей борьбой, своими мечтами, своими книгами, а потом и своей смертью счастье будущих поколений.
(И.Г. Эренбург)
000
Бабель был поэтом; ни натурализм описываемых им бытовых деталей, ни круглые очки на круглом лице не могут скрыть его поэтическую настроенность. Он загорался от стихотворной строки, от холста, от цвета неба, от зрелища человеческой красоты.
(И.Г. Эренбург)
000
Бабель не только внешностью мало напоминал писателя, он и жил иначе: не было у него ни мебели из красного дерева, ни книжных шкафов, ни секретаря. Он обходился даже без письменного стола – писал на кухонном столе.
(И.Г. Эренбург)
000
Бабелю хотелось все знать: что переживал его однополчанин, кубанский казак, когда пил два дня без просыпу и в тоске сжег свою хату; почему Машенька из издательства «Земля и фабрика», наставив мужу рога, начала заниматься биомеханикой; какие стихи писал убийца французского президента белогвардеец Горгулов; как умер старик бухгалтер, которого он видел один раз в окошке издательства «Правда»; что в сумочке парижанки, сидящей в кафе за соседним столиком; продолжает ли фанфаронить Муссолини, оставаясь глаз на глаз с Чиано, –  словом, мельчайшие детали жизни.
(И.Г. Эренбург)
000
Вне людей существовать он не мог.
(И.Г. Эренбург)
000
Внешне он меньше всего походил на писателя.
(И.Г. Эренбург)
000
Его собственная судьба похожа на одну из написанных им книг: он сам не может ее распутать.
(И.Г. Эренбург)
000
Исаак Эммануилович был с детских лет предан искусству.
(И.Г. Эренбург)
000
Исаак Эммануилович, несмотря на очки, напоминал скорее жовиального одессита, хлебнувшего в жизни горя, чем сельского учителя. Очки не могли скрыть его необычайно выразительных глаз, то лукавых, то печальных. Большую роль играл и нос – неутомимо любопытный.
(И.Г. Эренбург)
000
Куда бы он ни попадал, он сразу чувствовал себя дома, входил в чужую жизнь.
(И.Г. Эренбург)
000
Он был невысокого роста, коренастый.
(И.Г. Эренбург)
000
Он любил прятаться, не говорил, куда идет; его дни напоминали ходы крота.
(И.Г. Эренбург)
000
Он умел быть естественным с разными людьми, помогали ему в этом и такт художника и культура.
(И.Г. Эренбург)
000
Этот на редкость «жовиальный» человек трудился, как монах-отшельннк.
(И.Г. Эренбург)
000
Главная беда моей жизни – отвратительная работоспособность…
000
Мы – из России тоскуем по ветру больших мыслей и больших страстей.
000
Почему у меня непроходящая тоска? Разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде.
000
Я отравлен Россией, скучаю по ней, только о России и думаю.