Есенин. Гибель. Мать - 1

Владислав Мирзоян
из сборника «Есенин. Гибель» -
http://www.proza.ru/avtor/mirzoyan&book=9#9
 
*
Известно, что эта фотография Есенина с матерью
сделана 6 марта 1925 - го года
в комнате коммунальной квартиры Галины Бениславской -
Есенин читает матери стихи.
Вернее, смотрит в книгу, а мать, подперев рукой голову, смотрит на сына.
*
В конце письма Николаю Вержбицкому в Тифлис от 6 марта Есенин написал:
- «Вчера приехала моя мать, я в семье счастлив до дьявола. Одно плохо, никуда не пускают.

Нужно держать марку остепенившегося».
*
Однако, на фото Есенин какой-то не до конца «остепенившийся».
А если приглядеться, то даже и крепко похмельный.
*
Потому что в начале того же письма написано:
- «Вчера была домашняя пирушка.
Пильняк, Воронский, Ионов, Флеровский, Берзина, Наседкин, я и сестра.
Нарезались в доску.
Больше всего, конечно, мы с Ионовым.
Он куда-то убежал, а меня поймали».
*
Поэтому Сергей Александрович и несвежи.
И чуть припухли.
*
Но тут - надо разобраться - с кем пьянствовал Есенин в комнатке коммуналки на седьмом этаже?
Ионов - Илья Ионов - директор Ленинградского Государственного издательства.
И по совместительству директор Госиздата РСФСР.
Александр Воронский - главный редактор единственного в стране толстого литературного журнала «Красная новь».
Ну и так далее…
*
Не сложно догадаться о подноготной этой фотографии -
Воронский увидел мать Есенина и на следующий день прислал фотографа - снять Есенина с матерью.
Фотограф, с утра, приехал, усадил за стол мать, напротив вчера «нарезавшегося» Есенина, сунул ему книжку в руки и между ними поставил самовар -
получилось - сын читает матери стихи.
*
Но - что - читает Есенин матери?
*
Сестра Есенина - Александра:
- «Теперь стала широко известна фотография, на которой Сергей сфотографирован с мамой за этим самоваром.
Снимок был сделан в Брюсовском переулке в марте 1925 года.
Мама тогда приезжала навестить нас, и Сергей читал ей поэму «Анна Снегина», над которой он в то время работал.
Она, как всегда, слушала чтение Сергея с затаённым дыханием, не перебивая его, ни о чём не расспрашивая.
Неграмотная, она отлично понимала стихи сына и многие из них запоминала во время его чтения».
*
Оказывается - мама слушает «Анну Снегину» -
длиннющую поэму, аж в тыщу строк -
ай, да мама!
*
Вроде - всё сходится -
«Евгений Онегин» - «Анна Снегина» -
в 1966-том даже оперу написали -
мама слушает, сравнивает с Пушкиным.
А из вас кто - дочитал до конца «Анну Снегину»?
*
Да, конечно же, Есенин читает матери «Письмо к матери»:

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,—
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

*
Стих ругали большевики.
За «кабацкие драки» и «финские ножи».
Выдающийся государственный деятель Жданов потом даже скажет:
- «От джаза - до финского ножа - один шаг».
*
Стих сейчас ругают истошно православные -
за «и молиться не учи меня, не надо - к старому возврата больше нет» -
в смысле - попов прогнали, будем строить коммунизм,
почему-то не замечая, что над избушкой матери «струится несказанный свет».
*
Немного смущает смешное слово шушун.
Хотя он есть и у Ахматовой:

Слушаю людские речи
Говорят, что ты колдун.
Стал мне узок с нашей встречи
Голубой шушун.
         1913

в смысле: разок пообщалась - и шушун на животе не сходится.
*
И потом -
матери сорок девять.
Назовите сорокадевятилетнюю женщину старушкой -
и сразу перейдёте на прозу.
*
Но как был этот стих 
одним из самых популярных в народе,
так и остаётся.
И останется.
Потому что посвящён -
всем матерям России.
От всех непутёвых её сыновей.
*

        продолжение - http://www.proza.ru/2017/06/17/308