Жизнь Пациента в больнице и вне неё

Александр Таубин
Когда здоров и проезжаешь мимо громадных корпусов наших питерских больниц со звучными названиями,  не часто задумываешься, что они забиты множеством страдающих больных, у некоторых из которых дела очень плохи. Об этом и на самом деле лучше не думать. С течением времени пациентом рано или поздно оказывается каждый из первоначально молодых и здоровых. И тут каждый новый человек сразу вступает в новый мир действительности и отношений. 
Становясь пациентом больницы любой человек (если он или она не ВИП, конечно) теряет свой присущий ему на воле статус. Пациент – это лицо на категорию ниже самого младшего медицинского персонала. Любая медсестра или санитарка могут его достаточно резко словесно обругать за любое неправильное с их точки зрения действие.
Пациент в больнице должен беспрекословно выполнять любые требования медперсонала: врачей, медсестер, санитарок.
Находясь в больнице, надо учитывать  некоторые простые правила:
1. Медперсонал состоит в большинстве из хороших людей, которые профессионально исполняют свой долг.  В хороших больницах средний и младший персонал вышколен, и им не надо совать в руки деньги за действия, которые они должны совершать в соответствии со своими обязанностями.
2. Медперсонал сострадание или сопереживание не включает. И это правильно, иначе бы они давно растратили свои нервный потенциал. Твои проблемы, это, в конечном итоге, это твои проблемы. Хороший врач компетентен и демонстрирует уверенность в правильности своих действий. Он должен получить психологическое превосходство над пациентом, и это обычно удается, так как врач несравнимо лучше видит ситуацию с болезнью. Пациент должен поверить врачу, а что еще ему остается?
3. Несложные бытовые просьбы, типа ещё одного одеяльца или подушечки, в хороших больницах обычно удовлетворяются, в плохих люди лежат в коридорах и на кровавых простынях. Иногда ещё и мерзнут.
4. Больничная одежда, полотенца, миски, ложки, кружки, предметы гигиены  и прочие необходимые предметы  в обычных, даже хороших больницах, не предоставляются, и это надо брать с собой.
5. Верхняя одежда не допускается в палату, хранится в кладовой, либо отдается провожающим и возвращается при выписке, поэтому пациент де-факто является узником медучреждения, особенно в холодное время года.
6. С соседями лучше поддерживать хорошие отношения. Веди себя дружелюбно, но особо не навязывайся. Если можешь, помогай и оказывай некоторые услуги. Они могут впоследствии понадобиться и тебе. При этом лучше поменьше болтать. Особенно на острые темы, которые могут вызвать сугубо разные оценки. Лучше говорить на нейтральные темы. О погоде, о случаях из жизни, об артистах, об увлечениях. Иногда надо проявлять решительность, если сосед или соседи ставят тебя в неудобное положение. Например, выстуживают тебя, открывая зимой окна. Такое вполне возможно. Там каждому дело только до себя. Лучше без конфликтов, но иногда  за свои права надо постоять.
7. К врачам надо проявлять лояльность. Хорошие отношения с врачами никогда не идут во вред. Выполнять указания посторонних врачей не следует, без согласования со своим лечащим врачом. К сожалению, лечащего может в это время не быть. Помню, как меня молодого вызвал из палаты какой – то посторонний врач и потащил на рентген показывать внутренние органы студентам. Так что, вообще говоря, в больнице возможно всё. 
8. Бумаги (эпикризы, карты пациентов) в больницах оформляются так, чтобы потом их нельзя было судебно использовать и доказывать, что пациента  неправильно лечили, поэтому все эпикризы пишут очень тщательно и лаконично. Детали некоторых обследований опускаются.  Такое поведение понятно, так как изредка бывают  случаи служебных или даже судебных разбирательств. Никому не хочется портить свою карьеру.
9. Система снятия ответственности с медперсонала доведена до совершенства. Пока не подпишешь документ, о том что берешь на себя ответственность за последствия процедуры, суть которой, как далекий от медицины, совершенно не представляешь, тебе ее делать не будут. То же относится и к операциям.
10. Больница не место для приятного отдыха, и выздоровление зависит не только от врачей и от лекарств, а также от собственного волевого настроя больного и его работы над собой. Пребывание в кровати после операций не приветствуется. Наверняка заставят продувать легкие и нагружать себя движением. Как бы ни было трудно, не следует предаваться ипохондрии ни при каких обстоятельствах. Каждый их нас не пуп земли и не центр вселенной. Лет через 40 на Земле, в основном, будут жить другие люди. К тому, что происходит, надо относиться философски.
В больнице  каждый на виду и поневоле сравниваешь себя с другими. Очень неприятно отставать в реабилитации. К этому, по-возможности,  надо относиться спокойно. Хорошо, конечно, когда у тебя быстрый прогресс, но это обычно происходит у молодых.  Организмы у всех разные. Реабилитация зависит от вида операции, возраста, индивидуальных особенностей.
      
Если пациент особый ВИП, и больница элитная, то ситуация вокруг больного иная и персонал будет активно суетиться и предлагать услуги. Это не мой случай, поэтому я его не развиваю.

После пребывания в больнице обычно отправляют в один из санаториев. Особенно  соперничество между пациентами действует в санатории, где надо сдавать нормативы. В книжечку пишут пройденные на скорость километры и подъемы на этажи, подвиги на тренажерах. В этом месте позволю себе перейти от общего к частному. Лично я в санаторий «Черная речка» в марте 2017 года приехал один, а уезжал через 20 дней в апреле другой. Спасибо за это моему врачу Елисеевой Татьяне Георгиевне, врачу-кардиологу высшей категории и остальному персоналу этого учреждения. И это несмотря на то, что номера в корпусе 2 этого санатория сделаны крайне неудобными для проживания.   

Выйдя из больницы, больной, как правило, становится на диспансерное обслуживание.
Поликлиника формально несет ответственность за больного. Но эта ответственность очень слабая и тут сильно обольщаться не стоит. Врачи всегда аргументировано докажут, что они все сделали правильно, и в плохом результате виноват сам пациент. Все же эта даже иллюзорная ответственность заставляет их соблюдать определенные правила игры, которых они бы не соблюдали в противоположном случае. Ну, кому нужны неприятности!?   
Пациент поликлиники должен готовить себя к пребыванию в многочасовых очередях поликлиник, так как людей много, а врачей мало, а установок для обследования и того меньше.  При этом неизбежен поток лиц, норовящих пробиться без очереди, которые зачастую идут сплошным потоком. Каждому из таких ловкачей  нужны либо только взять направление, либо ему сказали идти без очереди, либо только подпись, либо только спросить, либо только показать….  Перечень причин нарушить право пришедших ранее бесконечен. Каждый из прорвавшихся забирает время врача на себя и увеличивает ожидание  приема для остальных.
Надо учитывать, что новых кварталов строится много. А новые поликлиники не вводятся. У государства другие приоритеты. Осенью, зимой и весной поликлиники напоминают пчелиные улья. Чуть легче летом, когда начинается дачный сезон.
Пациент должен учитывать, что на любое действие, связанное с другим медучреждением, надо оформлять направление, подписываемое заведующей терапевтического или иного отделения. Иногда, чтобы пробиться к заведующей для одной подписи, надо потратить много времени. Причин, по которым люди идут к заведующим очень много. Соответственно, в другом медучреждении спросят в первую очередь это направление. Обязательно спросят паспорт, полис, а кое где и СНИЛС
Большую часть времени приема врач тратит не на пациента, а на написание отчета о приеме в его больничную карту и кое-что вносит в свой компьютер. Иногда в карте наряду с объективными данными можно обнаружить фантазии врача.
Недостаток финансирования здравоохранения на практике выливается в то, что типовые процедуры типа эндоскопии желудка на бесплатной основе становятся недоступны и запись на них растягивается на месяцы. В таких случаях выход один – идти на платные варианты.   
Если пациент находится под наблюдением врачебной комиссии, то его положение заметно усложняется. Его будут гонять на проверки по множеству параметров, причем в разные медучреждения. Везде долгие сроки ожидания и пребывание на бюллетене может заметно затянуться. Решение о закрытии бюллетеня принимает глава комиссии. Обычно есть контрольный срок, который лучше не нарушать. Вероятно, он зависит от возраста и диагноза, и знают его только врачи.  Предположим, этот срок 90 дней. После этого ответственность врачей элиминируется и вас могут отпустить на работу. Комиссия как бы пронаблюдала положенное время и претензий к ней не может быть. На 91 день вас решительно выпишут. А на 89 день нет, как бы вы не просили. Или потребуют личное заявление, чтобы ответственность перешла на пациента.
Если пациент лечится на платной основе через кассу медучреждения, то процедуры становятся доступнее, но в его положении по отношению к врачам мало что меняется. Врачи и сестры имеют очень мало с той суммы, которую он платит, и особого содействия ожидающему на платной основе пациенту не оказывают. В таких больных они финансово не заинтересованы. Зато обычные пациенты с талонами к врачу, узнав, что кто-то идет платно и претендует на внеочередность, сразу же свирепеют и начинают громко кричать, что платные идут в конце приема.

День медицинского работника - третье воскресенье июня. Удобный повод поздравить много сделавшего для тебя врача и напомнить ему о себе.
Международный день медицинской сестры отмечается ежегодно 12 мая. В больницах сестрам достается по полной программе. В хороших больницах они очень исполнительные. Зарплаты у них маленькие. Многие еще и учатся в медвузах. Они - золотой фонд госпиталей. Снимаю шляпу и перед этой категорией медработников.
 
Пациент в переводе с иностранного - терпеливый. Вот терпения и надо набираться, если взялся болеть, но хочешь поправиться.