3 За семью печатями

Аркадий Кузнецов 2
Путешествие третье
За семью печатями
Нового занятия в комплексе дополнительного образования
ребята ждали с нетерпением.
– Куда мы теперь отправимся? – тут же спросили ребята
Сергея Сергеевича, когда он появился в классе.
– Туда, где вход за семью печатями. В область изучения пе-
чатей – науки сфрагистики.
– А разве так интересно изучать печати? – спросила На-
стя. – Что они такого расскажут о прошлом?
– Вот мы сейчас туда попадем, и вы сами решите, насколько
это интересно. Но, предупреждаю, сегодня вам придется отве-
тить на много вопросов и выполнить разные задания.
Произнеся заклинание, Сергей Сергеевич и его ученики
оказались на дороге, ведущей к массивным воротам.
– Какие странные ворота! – воскликнула впечатлительная
Настя.
Ворота действительно были очень необычные. Их створки
были перевязаны узлами с твердыми кружками с какими-то
знаками. У ворот вдоль стены расхаживал стражник с алебар-
дой и в латах, на которых также было что-то отпечатано.
– Приветствую путешественников! – обратился он к го-
стям. – Вы хотите пройти через ворота?
– Конечно, хотим! – сказали ребята.
– Эти ворота за семью печатями. Они откроются только тог-
да, когда вы ответите на семь вопросов по науке нашей обла-
сти – сфрагистике.
– Ну так задавайте ваши вопросы! – попросил Алеша.
– Вы так уверены, что правильно на все ответите? Тогда вот
вам первый вопрос: как произошло это самое выражение «за
семью печатями»?
– Может, Сергей Сергеевич объяснит? – понадеялся Алеша.
– Нет, давайте сами ответим, – предложила Даша. – «За се-
мью печатями» – так говорят, когда что-то очень хорошо скры-
то. Почему здесь число семь, мне уже объяснили в городке по-
словиц и поговорок. Семь – священное число.
– Вообще, это – много, – уточнил Ваня.
– Значит, «за семью печатями» – это за многими печатями,
то, что очень ценно, – закончила Даша.
– Правильно! – сказал стражник. В старину очень важный
документ снабжали большим числом печатей. Если их срыва-
ли, было ясно, что кто-то тайно прочитал текст. Второй вопрос:
чьи портреты можно увидеть на старых печатях?
– Наверное, портреты правителей – царей, королей. Ведь у
них были личные печати, – ответил Ваня.
– Молодой человек говорит правду, – страж ворот был явно
доволен. – Я просто польщен. Ну, были еще портреты правите-
лей городов-республик, например Венеции. Тогда слушайте
третий вопрос: из какого материала чаще всего была печать,
прикладывавшаяся к документам?
– Этот металл должен быть мягким, чтобы на нем можно
было сделать изображения, может быть, свинец? – предполо-
жил Ваня.
– Точно! – удовлетворенно подтвердил страж. – Ну теперь
скажите: почему позднее все чаще вместо свинцовых мешочков-
печатей стали оставлять лишь оттиск из свинца?
– Я думаю, что металла было мало, а документов нужно
было много, – вставила слово Настя.
– Совершенно верно. С увеличением количества документов,
чтобы засвидетельствовать их подлинность, чиновники нача-
ли ставить на пергаменте или бумаге лишь оттиск печати, а не
привязывать или приклеивать к ним свинец, как раньше. А
знаете ли вы, где обладатель важной печати ее хранил?
– Сейчас, сейчас! Кажется, в фильме «Принц и нищий»
принц взял печать и засунул ее себе за пояс. По ней и узнали,
что он принц. Значит, печать носили за поясом, – заключила
Даша.
– Я просто удивлен вашей догадливостью! Ну что же, ше-
стой вопрос. Надеюсь, вы помните старуху из «Сказки о рыба-
ке и рыбке» Пушкина, которая, став царицей, заедает замор-
ские вина пряником печатным. Что это за печатный пряник?
– Пряник, на котором стояла печать? – спросил Алеша.
– А если подумать получше?
– Не печать, там... Пряники... на них эти... узоры. Навер-
ное, эти узоры напечатаны.
– Я думал, этот молодой человек ошибется, но нет – все, в
общем, правильно! Печатные пряники тоже покрывали изо-
бражениями с помощью оттиска от формочки, – добавил страж-
ник.
– Как куличики в песочнице делают по формочке! – обрадо-
ванно вспомнила Настя.
– Примерно так! На пряниках еще оставляли имена и целые
пожелания. Чем не печать?
– Вкусная печать, – Настя глотнула слюну.
– Ну вот вам и последний вопрос: какой инструмент обычно
использует ученый, изучающий печати?
– Инструмент? Это не ножницы? – предположил Алеша.
– Нет, это, наверное, микроскоп, чтобы все разглядеть, –
возразил Ваня.
– Как же микроскоп, ведь печать – это не микроскопическая
частица! Она видна и обычным глазом, только ее надо как-то
получше разглядеть! Пусть единственный раз вам поможет
учитель, – предложил страж.
Сергей Сергеевич улыбнулся:
– Ну, ребята, подумайте: для лучшего обзора рисунков и
надписей на печати нужно увеличительное...
– Стекло! – догадались все четверо.
– Все верно: ученые-сфрагисты обычно работают с лупой.
Сейчас я начну распечатывать ворота, а вы пока можете уго-
ститься пряниками. Теми самыми, печатными! – И страж во-
рот вынул из кармана кулек с пряниками.
– А сколько могут поведать изображения на печатях! – за-
метил стражник, снимая с ворот первую печать. – Вот перед
вами одна из древнейших реликвий – именная печать египет-
ского фараона. На ней виден символ его власти – змея. А вот
это печать одного из древних греческих городов. Что вы видите
на ней?
– Корабль, – сказали ребята, рассмотрев ближе печать.
– Значит, можно понять, что в жизни этого города ведущую
роль играло мореплавание. А третья печать – императора Ки-
тая. Здесь два иероглифа – «Тянься», что означает «Поднебес-
ная», как называется Китай. В средние века стало еще больше
печатей – в западной Европе их имело каждое городское прав-
ление. Здесь, на воротах, печать вольного города Гамбурга – на
ней открытые ворота, две башни и церковь.
– Можно узнать, как выглядел город, – сделал вывод Ваня.
– И еще многие истории связаны с этими кружочками из
свинца или воска! Вот пятая печать, флорентийская. В городе
Флоренции в Италии в XIV веке, появилась лучшая в Европе
бумага. Она расходилась во многие страны, и узнать ее можно
по оттиску этой печати с распустившейся лилией, означающей
название Флоренция – по-латыни «цветущая». Примерно через
два века появляется бумага с другими оттисками, на которых
изображены леопарды. Это голландская печать. Голландская
бумага вытеснила итальянскую.
– А какая бумага была тогда в России? – спросила Настя.
– Итальянская и голландская. И лишь при Петре Первом
появляется своя, российская, произведенная на бумажных за-
водах в районах Москвы и Петербурга. Ее можно отличить вот
по этой печати. Что на ней изображено?
– Двуглавый орел! – сказал Алеша.
– Конечно, герб России. Ну вот мы и открыли ворота. –
Стражник приоткрыл заскрипевшие створки. – Вы можете по-
пасть по Дороге от этих ворот в область Геральдики.
– А можно еще вам задать вопрос? – спросил стражника
Ваня. – Что за печать у вас на латах?
– Это печать самой госпожи Сфрагистики. На ней изображе-
ны ножичек для прорези на восковых печатях и лупа, а ря-
дом – надпись по-гречески: «Сфрагос», то есть печать. Что же,
добрый путь вам, путешественники, в область Геральдики!
Ребята и Сергей Сергеевич вышли на новую широкую доро-
гу. И тут впереди что-то засверкало. Навстречу скакал на бе-
лом коне настоящий рыцарь в шлеме с разноцветными перья-
ми и щитом с выступом внизу.
– Ой, смотрите, рыцарь! – закричала Даша.
– Он куда-то нас зовет! Совсем как в фильме «Черная кури-
ца», когда мальчику снится сон! – добавила Настя.
– В такой волшебной стране, конечно же, должны быть свои
рыцари, – заметил Сергей Сергеевич.
– А какие доспехи! Это, наверное, полководец, – предполо-
жил Алеша.
– Эй, путники! Вы видите перед собой Герольда – Главного
Распорядителя рыцарских геральдических турниров! Не хоти-
те ли вы попасть на очередной турнир?
– На рыцарский турнир? Конечно! – обрадовались ребята.
– Тогда ваш путь на турнирное геральдическое поле. Но, я
вижу, вы не можете пешком вовремя туда попасть. Давайте я
вас подвезу.
– Только как вы нас подвезете? Нас четверо, и мы не уме-
стимся с вами на лошади! – удивился Ваня.
– Но у меня есть спутник – верный оруженосец, а точнее
было бы сказать – гербоносец. – И рыцарь затрубил в медную
трубу вроде фанфары.
Вдогонку Герольду на коне устремился юноша с большой
старинной книгой поперек седла.
– Мой помощник может посадить верхом с собой двоих де-
тей, а еще двое поедут со мной.
– А Сергей Сергеевич? – воскликнули ученики.
– Я останусь. Мне давно и хорошо знакомы премудрости
науки геральдики, а вот вам это интересно и полезно узнать.
В добрый путь!
...Мальчики ехали радом с Герольдом, девочки – с оруженосцем-
гербоносцем.
– Даже дух захватывает! – восклицал Алеша.
– Скажите, пожалуйста, Герольд, – обратился Ваня, – ваше
имя похоже на название вашей области – Геральдики. Поче-
му?
– Госпожа Геральдика занимается гербами и эмблемами.
Они бывают личные, как у рыцарей, бывают городские, об-
ластные и государственные. Само слово «герб», друзья мои,
произошло от немецкого «эрбе» и означало когда-то «наслед-
ство».
– А почему наследство? – поинтересовалась Даша.
– В далекие времена характерное положение и занятия че-
ловека переходили от отца к сыну. А у знатных людей в Европе
были свои наследственные символы, которые обычно изобра-
жали на воинском щите или на печати, если такая была.
– Про печати нам уже рассказали, – заметил Ваня.
– В каждой области той или иной страны на Западе назна-
чали рыцаря, составлявшего родовые символы – гербы. Его и
называли герольдом, а составление гербов затем стали имено-
вать геральдикой. Вначале личные гербы подновляли для ры-
царских турниров и смотров. Позднее гербами занялись госу-
дарственные органы. Например, в XV веке во Франции
появилась Королевская геральдическая палата, помещавшая-
ся в часовне. Но внимание, друзья: мы уже приближаемся к
турнирному полю. Сейчас вы многое увидите и поймете сами.
Впереди раскинулось большое поле, окаймленное по краям
галереями со стрельчатыми арками, в них выстроились сотни
рыцарей, выставивших вперед щиты с гербами. Вдоль рыцар-
ских рядов ездили верхом распорядители, ходили кузнецы и
художники, подправлявшие изображения на щитах. У ребят
просто закружились головы – так великолепно было красочное
зрелище.
– Внимание! Приехал глава Герольдии! – закричали глаша-
таи. – Все, кто участвует в турнире! Приготовьтесь к представ-
лению личных гербов!
Главный Герольд помог ребятам спешиться и попросил за-
нять места на скамейках сбоку от одной из галерей.
Рыцари протрубили в рога.
– Слушайте Гербового короля! – прокатилось вдоль галерей.
Глава герольдов выехал на середину поля, и знаком попро-
сил всех успокоиться.
– Благородные рыцари! Напоминаю, что вы представите
сейчас личные гербовые: щиты. Щиты могут быть пяти основ-
ных видов – овальные, или итальянские, треугольные, или
нормальные, прямоугольные с выступом внизу – французские,
прямоугольные с закруглением внизу – испанские и вырез-
ные – немецкие. На них рассматриваются изображения лишь
из двух металлов – золота и серебра и четырех цветов – финиф-
тей – красного, синего, черного и зеленого. Нельзя наклады-
вать металл на металл и финифть на финифть. Щит можно по-
крывать полностью или частично беличьим и горностаевым
мехом. Пусть выйдут вперед рыцари, в гербах которых пред-
ставлены геральдические фигуры!
Вперед выступили некоторые из рыцарей. Ребята заметили,
что на их щитах в основном были изображены полосы, кресты
или круги.
– Помощники-гонцы! Выведите на середину поля трех участ-
ников – рыцарей Синего Креста, Красного Сердца и Шахмат-
ной Доски! Представьте свои гербы, господа!
К ведущему состязания приблизились три рыцаря.
– Мой герб – Синий Крест! – начал первый рыцарь. – Синий
цвет означает возвышенность помыслов, которая подобна сине-
му небу; золотое поле – богатство моего рода. Крест – знак слу-
жения Богу и странствий во все четыре стороны света.
– Мой щит рассечен ромбом. Внутри он серебряный, в знак
чистоты и благородства, внешнее поле красное – это символ
храбрости. В центре красное сердце – знак стойкости и стра-
сти, – закончил свою речь второй рыцарь.
– Интересно, Шахматная Доска – великий шахматист? –
предположил Алеша. – Какой-то чудной герб!
Но рыцарь Шахматной Доски тут же объяснил герб по-
своему:
– Мой герб рассечен перекрещенными линиями, и на нем че-
редуются черные и белые клетки. Это говорит о том, что в жиз-
ни чередуются и беды, и радости, человек может пасть до чер-
ной земли и вознестись к высоким белым облакам!
– Все ли так по книге о гербовых фигурах? – спросил Гербо-
вый король своего оруженосца.
– Все точно! подтвердил юноша. – Третий герб весьма ред-
кий, его можно особо отметить.
– Теперь выступают те, кто составил гербы с негеральдиче-
скими фигурами! – призвал Главный Герольд.
На этот раз шагнуло вперед гораздо больше рыцарей. От то-
пота их сапог в галереях послышалось гулкое эхо. Рябило в
глазах от изображенных на щитах фигур животных и людей,
замков, башен и цветов.
– Гонцы! – вновь призвал ведущий турнира. – Выведите
четверых рыцарей – Белой Розы, Золотого Грифона, Замковых
Ворот и Святого Георгия!
И эти носители гербовых щитов представили свои символы.
Ребята узнали, что роза тоже означает храбрость, грифон –
крылатый сказочный лев – изобилие, открытые ворота в гер-
бе – знак гостеприимства. А лучшим был признан герб с изо-
бражением Святого Георгия – покровителя тех, кто борется со
злом, подобно Георгию, победившему змея. Да еще не все рав-
но, в какую сторону повернут всадник, если он скачет слева на-
право – значит, он приезжает, а справа налево – уезжает.
Тем временем глава герольдов провозгласил:
– Следующая часть нашего турнира – парад щитодержате-
лей. Двое слуг участников парада должны пронести гербовые
щиты в костюмах тех щитодержателей, которых участники по-
добрали для большого, или полного, герба.
– Вот это да! – выпалил Алеша.
На середину поля вышли слуги в костюмах львов, ястребов,
лошадей, быков... Все они несли щиты. Некоторые участники
шествия были в костюмах ангелов, некоторые – без костюмов.
Далее объявили парад наверший. Ребята увидели, что это
такое: гербовые щиты несли, увенчав их различными корона-
ми и коронками, рыцарскими шлемами, шляпами и капюшо-
нами. Во все стороны от наверший торчали разноцветные лен-
ты и конские хвосты...
Наконец Гербовый король произнес:
– В заключение будут представлены государственные гер-
бы. Их носители подробно опишут, что означают высокие сим-
волы в их щитах.
Государственные гербы несли на шестах старинные гвар-
дейцы в различной форме. Самым первым следовал щит с чер-
ным двуглавым орлом.
– Это герб Римской империи, разделенной на две части – За-
падную и Восточную. Предполагают, что римляне заимствова-
ли орла из символов более ранних восточных государств. От
римского орла происходят гербы ряда европейских и восточ-
ных стран, – выкрикнул гвардеец в шлеме с перьями и кова-
ных сапогах.
– Почтеннейшая публика! Вы видите герб Германской им-
перии – черный орел в золотом поле, – произнес следующий,
гвардеец. – Этот орел приходится как бы внуком римскому.
– Ясновельможные паны! Перед вами герб Польской коро-
ны – белый орел в красном поле. Говорят, что тысячу лет назад
король Болеслав увидел в небе парящего белого орла и повелел
сделать свой герб подобным германскому, но с орлом не черного,
а белого цвета и глядящим в – противоположную сторону, – про-
говорил гвардеец с цветными перьями на рыцарском шлеме.
Все продолжали слушать объяснения.
– Перед вами, милорды, герб королей Англии, разделенный
на четыре части. Два из них – символ собственно Англии, три
леопарда в красном поле, а в остальных двух – французские
лилии в синем поле. Дело в том, что Англии долгое время при-
надлежали владения на французской территории, и лилии со-
хранялись в гербе даже тогда, когда эти владения были утеря-
ны. Англичане – люди, верные традициям в течение долгого
времени.
– Доблестные идальго! Вот один из самых сложных государ-
ственных гербов – испанский. Он напоминает о том, что Ис-
панское королевство сложилось из различных исторических
областей. Лев в одном из полей – символ области Леона, башня
в другом поле – Кастилия; цепи означают Наварру; красные
полосы в золотом поле, по преданию, нанесенные на щит коро-
левской кровью, – знак Арагона. Внизу пламенеет плод грана-
та – это символ Гранады.
– А это португальский герб! В его середине – пять щитов,
прикованных гвоздями. Это трофей, взятый когда-то в битве
с маврами первым королем Португалии Афонсу.
– Поклон вам, достойное собрание! – воскликнул человек,
в котором ребята узнали русского стрельца в кафтане и шапке
с опушкой. – Представляю герб государства Российского. Ве-
ликий князь, государь всея Руси Иван Васильевич повелел по-
местить на нем двуглавого орла в знак преемственности власти
в православном мире от Византии к Москве. В лапах орла –
знаки власти: скипетр и держава.
Праздник закончился. Главный Герольд, улучив минуту,
обратился к ребятам:
– Ну что, юные гости, вам все было понятно?
– Многое, – ответил за всех Ваня. – Но кое-что еще надо
у вас спросить.
– Спрашивай, юноша!
– Гербы могут иметь люди, государства, отдельные области,
а еще ведь и города...
– Вы можете заглянуть в зал за галереей, где находятся бес-
численные гербы городов.
И ребята прошли в указанный зал.
– Ого! Сколько же тут гербов! – сказал Алеша.
Герольд показал на ближайшие гербы:
– Например, прост герб Лондона. Это крест покровителя
Англии святого Георгия и меч покровителя города апостола
Павла. А на гербе Парижа – ладья, символ острова Сите на
реке Сене, на которой возник город. Есть гербы, которые назы-
вают «говорящими», то есть указывающими на названия горо-
дов. Например, символ французского города Лилля – лилия,
немецкого Мюнхена – монах...
– Гранады – гранат, Леона – лев, – продолжил Ваня.
– Молодец, ты все понял!
– А что это за надписи на лентах под гербами? – поинтересо-
валась Даша.
– Это девизы. Девиз должен прилагаться к гербу. Свои деви-
зы имеют знатные роды и короли. Например, девиз, королей
Англии: «Бог и мое право!», герцогов Савойи: «Иду своей до-
рогой». Есть девизы и у городов. Вот девиз Парижа: «Носится
по волнам, но не тонет», и тут же – титул города: «Мать горо-
дов».
– Еще Киев – «мать городов русских», – уточнил Ваня.
– И Прага, – заметил Герольд, – тоже «мать городов». Вене-
ция – «царица моря», Рим – «вечный город». Между прочим, в
Средние века гербы имели и цехи ремесленников, и гильдии
купцов. У них, правда, были простые символы – ножницы, мо-
лотки, повозки...
– А когда появилась система героев в нашей стране, в Рос-
сии? – задал следующий вопрос Ваня.
– Пожалуй, так просто на этот вопрос не ответить. Государ-
ственный герб существовал с ХV века, земельные – рязанский,
ярославский, смоленский – по крайней мере с ХVI века. Но вот
герольдмейстерская служба появилась лишь при Петре Пер-
вом, именно с этого времени стали утверждать и личные дво-
рянские гербы. До этого у отдельных родовитых князей были
личные печати.
– Так поэтому ваша область находится за воротами с семью
печатями? Ведь и на печатях, и на гербах какие-либо изобра-
жения.
– Во многом, именно поэтому мы соседи со сфрагистами.
– А вот еще что интересно! – А флаги у вас изучают? Ведь
где герб, там и флаг! – сказал Алеша, косясь на виднеющиеся
вдали флагштоки с какими-то флагами.
– Геральдика и вексиллология – наука о флагах и знаме-
нах – родные сестры. Поскольку у вас мало времени, я немного
расскажу вам о флагах. По общим с геральдикой законам на
флаге также обычно могут быть шесть цветов. Белый означает
вечность и чистоту, черный – землю и постоянство, красный –
храбрость, зеленый – жизнь или надежду, синий – мир, спо-
койствие, желтый – славу и богатство. В Северной Европе на
флагах получили распространение кресты, в Южной Европе –
разноцветные полосы. А самым старым европейским государ-
ственным флагом считается Даннеброг – датский флаг, крас-
ный с белым крестом. Он известен с начала ХIII века.
– А российский флаг? – спросили ребята.
– В ХVII веке при царе Алексее Михайловиче в России су-
ществовал крестовый флаг, в котором были белый, синий и
красный цвета. Петр видоизменил флаг, взяв за образец трех-
полосный голландский – красно-бело-синий. Только полосы
поменялись местами. Но еще раньше Петр Первый утвердил
Андреевский флаг – белый с синим косым крестом, который
стал затем военно-морским. Мне можно было бы еще много рас-
сказывать и показывать вам реликвии нашей области, но вас
ждет ваш наставник. Поэтому сейчас я прикажу вновь подве-
сти лошадей и вместе с моим гербоносцем отвезу вас назад.
Когда Ваня, Алеша, Даша и Настя вновь увидели Сергея
Сергеевича, они и попрощались с Герольдом.
– Попробуйте, – сказал он на прощание ребятам, – соста-
вить свои личные гербы и известите как-нибудь об этом меня,
хотя бы через учителя! – И всадники ускакали вдаль так бы-
стро, что заклубилась пыль на дороге.
– Как вы считаете, получатся ли у нас личные гербы? – стал
допытываться у Сергея Сергеевича Ваня.
– Вы многое узнали на Гербовом поле. Попробуйте соста-
вить гербы по правилам. Кстати, «говорящими» могут быть и
личные гербовые символы, намекая на фамилию. Например, в
гербе немецких баронов Розенбергов были розы, а российских
князей Львовых – лев. Можете выполнить эту работу к следу-
ющему занятию. Пора произносить заклинание...